Заместитель председателя Ставропольского краевого суда Козлов А.О., рассмотрев жалобу начальника отдела по вопросам миграции Отдела МВД России по Минераловодскому городскому округу Фомичевой Ирины Николаевны на вступившие в законную силу постановление судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 31 августа 2017 года и решение судьи Ставропольского краевого суда от 25 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Кавминстекло",
установил:
постановлением судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 31 августа 2017 года производство по делу об административном правонарушении в отношении акционерного общества "Кавминстекло" (далее - АО "Кавминстекло") по части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Ставропольского краевого суда от 25 октября 2017 года указанное постановление судьи городского суда оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе поданной в краевой суд должностное лицо, направившее дело об административном правонарушении в Минераловодский городской суд - начальник отдела по вопросам миграции Отдела МВД России по Минераловодскому городскому округу Фомичева И.Н. просит обжалуемые судебные акты отменить, как незаконные и необоснованные, материалы дела возвратить на новое рассмотрение.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, прекращая производство по делу, судья городского суда пришел к выводу об отсутствии в действиях АО "Кавминстекло" вмененного состава административного правонарушения, так как гражданин республики Украина П.М. командирован в АО "Кавминстекло" подрядчиком ООО Строительная компания "Саратовтепломонтаж" (далее - ООО "СТМ").
Оставляя данное постановление без изменения, судья краевого суда исходил из того, что вывод суда первой инстанции является правильным и соответствует установленным обстоятельствам по делу.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 13 Закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Особенности трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, на основании патента предусмотрены положениями статьи 13.3 Закона N 115-ФЗ.
В соответствии с пунктом 16 статьи 13.3 Закона N 115-ФЗ для осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности на территории другого субъекта РФ данный иностранный гражданин обязан обратиться за получением патента в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ, на территории которого данный иностранный гражданин намеревается осуществлять трудовую деятельность, без соблюдения срока, установленного пунктом 2 статьи 13.3 Закона N 115-ФЗ. При этом согласно пункту 21 статьи 13.3 Закона N 115-ФЗ срок действия патента, выданного в другом регионе, не может превышать срок действия первоначально выданного документа.
Действующее законодательство не содержит специальных положений, предусматривающих для иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, возможности осуществления трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдан патент, при нахождении в служебной командировке.
Таким образом, если иностранный гражданин работает на основании патента, то направить его в командировку в другой регион можно только после оформления дополнительного патента для данного региона, поскольку других возможностей действующее законодательство не предоставляет.
В примечании пункта 1 к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Привлечение иностранного работника к трудовой деятельности, в том числе и в случае направления его в служебную командировку вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдан патент, является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, в ходе проведенной проверки на территории АО "Кавминстекло" выявлен гражданин Украины П.М., осуществляющий трудовую деятельность в качестве огнеупорщика в АО "Кавминстекло" и имеющий патент серии 64 N "***" на осуществление трудовой деятельности по профессии "огнеупорщик" на территории Российской Федерации в Саратовской области.
Между заказчиком работ АО "Кавминстекло" и подрядчиком ООО "СТМ" 10 февраля 2017 года заключен договор подряда N 040/2017, в соответствии с которым подрядчик ООО "СТМ" обязалось выполнить работы по ремонту стекловаренной печи с использованием оборудования, своими силами и средствами, в соответствии с техническими правилами и нормами, обеспечив своих работников полным комплектом всех необходимых инструментов и оборудования.
Согласно договору подряда, подрядчик взял на себя ответственность за своих работников и/или лиц, привлеченных подрядчиком для выполнения работ по договору, в части соблюдения ими миграционного законодательства и наличия у работников всей необходимой документации (пункт 6.7), а также ответственность за все случаи нарушения подрядчиком и его работниками миграционного законодательства (пункт 6.8).
Следовательно, положения указанного договора подряда указывают о том, что подрядчик ООО "СТМ" обязался самостоятельно, без привлечения заказчика найти и использовать при выполнении ремонтных работ квалифицированных рабочих, имеющих разрешение на работу в Российской Федерации. При этом подрядчик ООО "СТМ" гарантировал заказчику АО "Кавминстекло", что его персонал обладает не только необходимым опытом и квалификацией для производства работ по договору и для успешной сдачи объекта в эксплуатацию, но и всеми необходимыми документами, подтверждающими надлежащее выполнение требований миграционного законодательства к осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранными гражданами, а также взял на себя полную ответственность за несоблюдение данных обязательств, которую следует расценивать как ответственность перед заказчиком, так и перед другими лицами.
Согласно статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" определены особенности порядка направления работников в служебные командировки как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранных государств.
Пунктом 3 вышеуказанного Постановления установлено, что местом постоянной работы следует считать место расположения организации (обособленного структурного подразделения организации), работа в которой обусловлена трудовым договором. Согласно материалов дела, местом работы указанного иностранного гражданина являлось ООО "СТМ" (город Саратов).
Привлечение иностранного гражданина к выполнению работ на объекте по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, пос. Анджиевский, ул. Заводская, д. 1 осуществлено ООО "СТМ", которое использовало труд указанного иностранного гражданина в целях исполнения своих обязательств перед АО "Кавминстекло" на основании договора подряда. Фактическое выполнение иностранным гражданином работ на территории юридического лица не может свидетельствовать о допуске его к выполнению работ именно этим юридическим лицом.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки суда первой и второй инстанций.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении данного дела не допущено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
жалобу начальника отдела по вопросам миграции Отдела МВД России по Минераловодскому городскому округу Фомичевой Ирины Николаевны - оставить без удовлетворения.
Постановление судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 31 августа 2017 года и решение судьи Ставропольского краевого суда от 25 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Кавминстекло" - оставить без изменения.
Заместитель председателя О.А. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.