Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Чубаровой Н.В.,
судей Левшенковой В.А., Олюниной М.В.,
при секретаре Михайловой С.О.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Чубаровой Н.В. дело по апелляционным жалобам Троицкой А.В., СНТ "Северянин" на решение Бутырского районного суда г. Москвы от 29 мая 2017 года, которым постановлено:
"Исковые требования Троицкой А. В. к Департаменту городского имущества города Москвы, ТУ Росимущества об установлении местоположения границ земельного участка, признании права собственности на земельный участок - оставить без удовлетворения",
УСТАНОВИЛА:
Истец Троицкая А.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы, территориальному отделу Росимущества, в котором просила суд признать за ней право собственности на земельный участок N 133 площадью 460 кв.м., расположенный по адресу: ***, в СНТ "Северянин", в границах, проходящих через характерные точки со следующими координатами по осям:
X Y
н1 **
н2 **
н3 **
н4 **
н5 **
н6 **
н7 **.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что она является членом СНТ "Северянин" с 2001 года, более 15 лет в ее пользовании в соответствии с решением Общего собрания СНТ "Северянин" находится указанный земельный участок. Участок N 133 входит в состав земельного участка с кадастровым номером N *, который находится в постоянном бессрочном пользовании СНТ "Северянин". При обращении истца к ответчику за оказанием государственной услуги по предоставлению земельного участка в собственность в упрощенном порядке, ее заявление было возвращено без оказания услуги. Считая отказ ДГИ г. Москвы незаконным, Троицкая А.В. обратилась в суд с настоящим иском.
Судом постановленоуказанное выше решение, об отмене которого просят истец Троицкая А.В. и третье лицо СНТ "Северянин" по доводам апелляционных жалоб.
В заседание апелляционной инстанции представители ответчика ТУ Росимущества, третьих лиц Управления Росреестра по Москве, СНТ "Северянин" не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Руководствуясь ст. 327, ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Судебная коллегия, выслушав представителя истца Троицкой А.В. - Гончарова А.П., представителя ответчика ДГИ г.Москвы Черемухина В.В., исследовав материалы гражданского дела, изучив доводы апелляционных жалоб, находит решение находит решение подлежащим отмене в соответствии с подп. 3, 4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ по следующим основаниям.
Судом установлено, что Троицкая А.В. является членом СНТ "Северянин" с 06.05.2001 года, ей в пользование предоставлен земельный участок N 113 площадью 460 кв.м.
Земельный участок N 133 входит в состав земельного участка с кадастровым N *, который был предоставлен СНТ "Северянин" (ранее "Северный садовод") под индивидуальные сады на основании решения Исполнительного комитета Северного поселкового совета депутатов трудящихся от 30.09.1958г.
27.05.2016 года истец обратилась в ДГИ г. Москвы с заявлением о передаче ей собственность земельного участка N 133 по адресу: ***, предоставив документы: протокол общего собрания членов СНТ, схему расположения земельного участка, план территории и справку о владении участком.
08.06.2016 года ДГИ г. Москвы отказало Троицкой А.В. в предоставлении государственной услуги.
22.09.2015 года кадастровым инженером ООО "Кадастр.ру" Иванниковым А.В. по заказу Троицкой А.В. составлен межевой план земельного участка N 133 площадью 460 кв.м., расположенного по адресу: ***, в СНТ "Северянин", в соответствии с которым границы земельного участка определены по следующим точкам
X Y
н1 **
н2 **
н3 **
н4 **
н5 **
н6 **
н7 **.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Троицкой А.В., суд, учитывая положения ст.ст.6, 11.1 Земельного кодекса РФ, исходил из того, что истцом не представлено бесспорных доказательств существования спорного земельного участка, не представлено доказательств установления границ земельного участка, тем самым спорный земельный участок, право собственности на который истец просит признать, в соответствии с требованиями земельного законодательства не сформирован и на государственный кадастровый учет не поставлен, в связи с чем, он как объект недвижимого имущества в качестве индивидуально-определенной вещи не существует, так как отсутствуют его необходимые характеристики, подтверждающие существование такого недвижимого имущества, позволяющие определить его в качестве индивидуально-определенной вещи. Тем самым, спорный земельный участок не может являться объектом права собственности и объектом гражданских прав и судебной защиты.
Суд также отметил, что сам по себе факт добросовестного и открытого владения и пользования земельным участком не может являться основанием для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность истца на бесплатной основе.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда.
Выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, сделаны без учета фактических обстоятельств дела.
В соответствии со ст.64 ЗК РФ земельный спор рассматривается в судебном порядке. Ст. 12 ГК РФ определены способы защиты гражданских прав, при этом, учитывая, что правовой интерес истца заключается в признании права собственности на истребуемый земельный участок в порядке бесплатного предоставления, имеет место спор о праве, который может быть разрешен лишь в порядке искового производства, путем признания права.
Право истца на получение испрашиваемого земельного участка в собственность предусмотрено п.2.7. ст. 3 ФЗ "О введение в действие земельного кодекса РФ" (N137-Ф3 от 25 октября 2001 г.), в соответствии с которым д о 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором настоящего пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно.
В случае, если указанные в абзаце втором или пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или этому объединению в аренду без проведения торгов. При этом размер арендной платы за земельный участок определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.
Порядок предоставления в собственность граждан, являющихся членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, определен п.2.8. ст.3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25 октября 2001 г. "О введение в действие земельного кодекса РФ", в соответствии с которым в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости;
протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
В случае, если ранее ни один из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:
сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию этого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);
сведения об этом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.
Ст. 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы N99-ПП от 20 ноября 2014 года ответчик ДГИ г.Москвы наделен полномочиями по распоряжению земельными участками г. Москвы.
В соответствии с п. 2.8. ст.3 Федерального закона "О введение в действие земельного кодекса РФ" формирование и передача в собственность испрашиваемого истцом земельного участка осуществляется на основании утверждаемой исполнительным органом власти схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предоставляемой заявителем с последующим проведением кадастровых работ, постановкой испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет и государственной регистрацией права собственности.
В соответствии с п.1 ст. 11.3. Земельного кодекса РФ указанная схема является основанием для образования земельного участка из состава земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 11.2 Земельного кодекса РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется, в том числе в случае образования земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке.
П.1 ст.6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений) признает юридически действительными права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного Федерального закона, при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным Федеральным законом, при этом государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, судом первой инстанции не были применены подлежащие применению нормы материального права, а именно: п.2.7, п.2.8. ст.3 ФЗ "О введении в действие ЗК РФ", п. 1 ст.6 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ст.11.2, ст.11.3 3К РФ.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что отказ Департамента городского имущества г. Москвы в приеме документов для предоставления государственной услуги по приватизации земельного участка не основан на нормах законодательства.
Отказывая в принятии документов, ответчик указал на то, что основанием для предоставления земельного участка являются документы, непосредственно подтверждающие распределение земельных участков в некоммерческом объединении в соответствии с его проектом организации и застройки. Представленная копия из проекта (плана) СНТ "Северянин" не может быть принята в качестве утвержденного в установленном порядке проекта организации и застройки территории СНТ.
Поскольку предоставление полного утвержденного проекта организации и застройки территории, устанавливающий распределение земельных участков в СНТ, в соответствии с приведенными выше правилами приватизации земельных участок в границах СНТ, не требуется, его отсутствие не может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка а собственность гражданина.
Более того, в судебном заседании представитель ответчика затруднялся пояснить, какой конкретно документ необходимо было предоставить гражданину в заявительном прялке. В судебном заседании исследовался план СНТ "Северянин", копия которого предоставлялась при обращении в ДГИ г. Москвы. Данный план составлен по состоянию на 1971 год, т.е. в границах территории СНТ, которая сформировалась до введения в действие Земельного кодекса РФ, содержит все данные, касающиеся распределения земельных участков между членами СНТ, спорный участок входит в его границы. Суду не представлены данные о том, каким органом такой план должен было утверждаться в 1971 г., чтобы можно было сделать вывод о его ненадлежащей форме. При этом помимо плана СНТ "Северянин" представил решения органов исполнительной власти, на основании которых происходило формирование территории СГТ. Ответчиком не представлены данные о том, что имеющийся в распоряжении СНТ план противоречит указанным решениям органов исполнительной власти.
Из материалов дела следует, что на земельном участке, отведенного решением исполнительного комитета Московского городского Совета депутатов трудящихся N 38/35 от 23 июня 1954 г. Северной водопроводной станции было создано Садовое товарищество "Северный садовод", правопреемником которого является СНТ "Северянин". СНТ "Северянин" организовано на участках земли: площадью 7,0 га, предоставленного на праве бессрочного пользования по решению Мосгорисполкома N 38/35 от 23 июня 1954 г. (кадастровый номер *); площадью 1,5 га, предоставленного на праве бессрочного пользования протоколом исполкома Северного поселкового Совета г. Москвы N 10 от 30 сентября 1958 г. (*); площадью 3,5 га, предоставленного в пользование решением исполкома Северного поселкового Совета г. Москвы N 9/3 от 17 мая 1965 г. (*).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16 декабря 2005 г. на Главное управление Федеральной регистрационной службы по Москве возложена обязанность произвести регистрации права постоянного бессрочного пользования земельным участком по адресу: ***, за СНТ "Северянин" (кадастровый номер *).
По мнению судебной коллегии, стороной истца в Департамент был предоставлен надлежащий и достаточный перечень всех необходимых документов для регистрации права собственности в заявительном порядке.
Довод ответчика о том, что истцу не было отказано в предоставлении государственной услуги, так как документы не были приняты для рассмотрения по существу, не является основанием для отказа в иске, поскольку в ходе судебного разбирательства ответчик возражал против иска по существу, оспаривал право истца на бесплатное получение земельного участка в собственность. Кроме того, из объяснений ответчика неясно, какие документы должен представить заявитель для разрешения его заявления по существу.
Судебная коллегия исходит из того, что разрешение споров, вытекающих из гражданских, земельных отношений, относится к компетенции суда, и наличие такого спора в ходе судебного разбирательства было установлено. Поскольку применение административных процедур не приведет к восстановлению нарушенных прав истца, и не разрешит гражданско-правовой спор, а защита нарушенных или оспариваемых прав граждан является задачей именно гражданского судопроизводства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что вопрос о праве истца на земельный участок должен быть разрешен по существу.
Довод ответчика о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета не может являться основанием к отказу в предоставлении истцу земельного участка, поскольку согласно имеющейся в материалах дела выписке, участок был снят по запросу Департамента со ссылкой на наличие ошибки, однако доказательств, подтверждающих причины такого снятия, ДГИ г.Москвы в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлено.
Как следует из Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан за 2010-2013 годы, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 02 июля 2014 г., существенное правовое значение в данном случае имеют следующие обстоятельства:
- гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно,
должен являться членом данного некоммерческого объединения и пользоваться
участком на законных основаниях;
- данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу соответствующего закона.
- испрашиваемый участок должен входить в состав территории некоммерческого объединения граждан и земельный участок должен быть передан указанному объединению до дня вступления в силу соответствующего закона.
При обращении истца в Департамент в заявительном порядке, а также в суд первой инстанции с исковыми требованиями, указанные выше условия были соблюдены, поскольку Троицкая А.В. является членом СНТ "Северянин" с 06 мая 2001 г., земельный участок был ей предоставлен в границах СНТ до введения в действие Земельного кодекса РФ, испрашиваемый участок входит в состав территории некоммерческого объединения граждан, что подтверждается решением исполкома Северного поселкового Совета г. Москвы N 10 от 30 сентября 1958 г.
При этом из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером * был поставлен на государственный кадастровый учет на основании решения N 10 с указанием вида права - постоянное (бессрочное) пользование. 17 марта 2010 года Департамент городского имущества г. Москвы направил в Управление Росреестра по г. Москве обращение об исправлении технической ошибки в части присвоения статуса "Архивный" земельному участку на том основании, что участок имеет пересечение с земельным участком с кадастровым номером *.
Поскольку в ходе судебного разбирательства никаких доказательств пересечения земельного участка, испрашиваемого истцом, с другими земельными участками не представлено, а равно, как не доказано наличие оснований для снятия земельного участка * с кадастрового учёта, препятствующих удовлетворению иска, возражения ответчика судебная коллегия считает несостоятельными.
Более того, истцом и представителем СНТ "Северянин" суду представлены документы, опровергающие возражения ответчика о том, что земельный участок, находящийся в пользовании истца, не входит в состав СНТ.
СНТ "Северянин" производится уплата земельного налога, который рассчитывается, в том числе с учетом земельного участка с кадастровым номером *.
По заключению кадастрового инженера Иванникова А.В. (л.д. 163) земельный участок N 133 не имеет пересечений с земельным участком - кадастровый номер *, в границах которого находится заброшенный однопутный тупиковый участок подъездных железнодорожных путей Северной водопроводной станции (по данным АО "Мосводоканал" подъездные пути не используются с 2012 года).
Судебная коллегия находит, что допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем судебное постановление подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бутырского районного суда г. Москвы от 29 мая 2017 года отменить.
Признать право собственности Троицкой Анастасии Владимировны на земельный участок площадью 460 кв.м., расположенный по адресу: ***, СНТ "Северянин", участок N 133.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.