Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Бельченко И.В.,
судей Нестеровой Е.Б.,Владимировой Н.Ю.,
при секретаре Мартынове А.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N2 по городу Москве и Московской области на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 15 февраля 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Болотского В. Н. к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N2 по городу Москве и Московской области о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии ГУ - ГУ ПФР N2 по г. Москве и Московской области, оформленное протоколом N *** от 10.06.2016 г. об отказе в досрочном назначении Болотскому В.Н. трудовой пенсии по старости. Признать за Болотским В.Н. право на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года.
Обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N2 по городу Москве и Московской области назначить Болотскому В.Н. досрочную трудовую пенсию по старости с 13.04.2016 года.
УСТАНОВИЛА:
Болотский В.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению -Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N2 по городу Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной пенсии по старости, в обоснование своих требований указал, что проживал и работал на территории с льготным социально- экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обратился в пенсионные органы с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального Закона от 28.12.2013г. N400 ФЗ "О страховых пенсиях", с применением ст. 11,34 Закона РФ от 15.05.1991г. N 1244- 1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в назначении досрочной страховой пенсии по старости было отказано, что истец считает неправомерным.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика в апелляционной жалобе.
Представители ответчика - ГУ-ГУ ПФР N 2 по г.Москве и МО, 3 лица - ОПФР по г.Москве и МО в заседание судебной коллегии не явились, о дне рассмотрения дела извещены, в связи с чем, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения истца, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со ст. 8 ФЗ N400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Частью первой ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7), и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Статьи 33 и 34 названного Закона предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13, уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Как следует из материалов дела, истец проживал и работал на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в зоне радиоактивного загрязнения, что подтверждается справкой от 12.07.2016г. N***, выданной Администрацией Котовкого сельского поселения Свердловского района Орловской области, о том, что истец в период с 24.12.1985г. по 22.12.1986г. был зарегистрирован по адресу: ***, в период с 22.12.1986г. по 19.09.2002 г. был зарегистрирован по адресу: ***, которые относились к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофа на Чернобыльской АЭС с 26.04.1986г. по 31.01.1998г., домовой книгой Котовского с/с N*** за период 1995-1986г.г., домовой книгой Котовского с/с N*** за период 1986-1988г.г., удостоверением серии ***, выданным Котовской сельской администрацией от 17 мая 1995г. гр.Болотскому В.Н., проживающему, работающему в зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение, зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, эвакуированному из зоны отчуждения, переселенному из зоны отселения, выехавшему добровольно из зоны отселения и из зоны проживания с правом на отселение, трудовой книжкой, в которой имеются записи о работе в период с 26.11.1985г. по 01.07.1994г. в колхозе имени Свердлова Котовского сельского совета Свердловского района Орловской области.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.12.1997г. N 1582, данная зона с 31.01.1998г. не относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Из материалов дела также следует, что 16.04.2016 года истец обратился в клиентскую службу Управления по Одинцовскому, Рузскому району, закрытому административно-территориальному образованию городскому округу Краснознаменск, городскому округу Зеленоград, закрытому административно-территориальному образованию п.Власиха Московской области (по г.о. Звенигород) с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального Закона от 28.12.2013г. N400 ФЗ "О страховых пенсиях", с применением ст. 11,34 Закона РФ от 15.05.1991г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Истицу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости (Протокол Заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N539 от 10.06.2016г.).
Анализируя доводы ответчика об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости, суд не согласился с ними, указав, что они основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.
Частью первой ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие и работающие на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7), и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Согласно ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Статьи 33 и 34 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13, уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом согласно примечанию к статьям 32-35 этого Закона установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на данной территории до момента переселения (выезда) с нее или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Между тем, как указал суд, ни в Законе РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ни в Федеральном законе "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" нет норм, которые регламентировали бы решение вопроса о назначении пенсии с уменьшением возраста с учетом времени проживания на зараженной радиацией территории определенной зоны, если ее статус был изменен решением Правительства Российской Федерации.
Оценивая представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт проживания истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, что дает ему право на уменьшение пенсионного возраста и назначение пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". С учетом правил, установленных ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", возраст, с которого истец имеет право на назначение трудовой пенсии по старости, подлежит уменьшению на 3 года (по 1 году за каждые 4 года проживания плюс 1 год).
В соответствии со ст. 22 ФЗ от 28.12.2013г. N 400 "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Из материалов дела следует, что истец обратился за оформлением пенсии 16.03.2016г., однако право на досрочное назначение трудовой пенсии возникло у истца с 13.04.2016г., учитывая, что истец родился 13.04.1959 года.
При таких обстоятельствах, как указал суд, принятое Комиссией ГУ - ГУ ПФР N2 по г. Москве и Московской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан на основании протокола N *** от 10.06.2016 г. решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, является незаконным, при этом на ответчика надлежит возложить обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 13.04.2016 г., т.е. с даты наступления права на получение досрочной страховой пенсии.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, так как он отвечает требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и ответчиком не опровергнуты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 15 февраля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N2 по городу Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.