Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Рачиной К.А., Дегтеревой О.В.,
при секретаре Ильиной Д.М.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Лыковой С.В. на решение Измайловского районного суда города Москвы от 14 апреля 2017 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Лыковой С.В. к ОСЗН района Измайлово Управления социальной защиты населения ВАО г. Москвы о признании незаконным решения ответчика об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", указании на необходимость принятии решения о присвоении звания "Ветеран труда" оставить без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Лыкова С.В. 09.02.2016 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы (далее - УСЗН ВАО г. Москвы) в лице отдела социальной защиты населения Измайлово, в котором просила о признании незаконным решения ответчика об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", обязании ответчика принять решение о присвоении звания "Ветеран труда", мотивируя обращение тем, что награждена Благодарностью Председателя Правления Пенсионного фонда РФ, имеет необходимый трудовой стаж и является жителем ***, однако в присвоении звания "Ветеран труда" ей было отказано, что истец полагает незаконным, нарушающим ее права.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал; представитель ответчика иск не признала.
14.04.2017 судом постановленоприведенное выше решение, об отмене которого просит истец Лыкова С.В. по доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности Сотниковым Д.В.
В заседании судебной коллегии представитель истца Лыковой С.В. по доверенности Сотников Д.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель ответчика УСЗН ВАО г. Москвы по доверенности Степакова Л.Д. против удовлетворения жалобы возражала.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом установлено, что Лыкова С.В., *** года рождения, проживающая в городе ***, согласно трудовой книжке начала трудовую деятельность в 1980 году, и с 02.11.1992 до дня обращения с иском в суд работала в подразделениях Пенсионного фонда РФ (далее - ПФР) (с 02.11.1992 по 31.12.2002 - в ГУ-ОПФР по Москве и Московской области, с 01.01.2003 - в ГУ-ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области).
На основании распоряжения Правления ПФР N *** от *** Лыкова С.В. награждена Благодарностью Председателя Правления ПФР за усердие, проявленное при исполнении служебных обязанностей, о чем в трудовую книжку внесена запись о поощрении.
Лыкова С.В. обратилась к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения "Ветеран труда", представив указанные документы как основания для присвоения звания "Ветеран труда", однако в ответе N *** от *** ОСЗН района Измайлово отказал в выдаче удостоверения "Ветеран труда", указав, что представленные истцом документы не дают право на установление статуса "Ветерана труда", поскольку выданы ненадлежащим органом, что противоречит положениям Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда".
Федеральным от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" в редакции, действовавшей на момент обращения Лыковой С.В. к ответчику и принятии им обжалуемого решения, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда определены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда, и для каждой категорий граждан установлены определенные меры социальной защиты.
Из системного толкования положений, Федерального закона "О ветеранах" следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда, в связи с чем определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий продолжительного добросовестного труда.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; на основании, указанного закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
Согласно Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; согласно, указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ; такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у города Москвы как субъекта Российской Федерации имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда".
В развитие приведенных положений федерального законодательства в городе Москве принято Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", регулирующее порядок присвоения звания "Ветеран труда".
о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утверждено постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", в п.п. 2.1., 2.2. которого указаны категории граждан, аналогичные Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ, а в п. 3 (в редакции, действовавшей на момент обращения Лыковой С.В. к ответчику и принятии им обжалуемого решения), предусмотрено, что основанием для присвоения звания "Ветеран труда" для лиц, указанных в п. 2.1. Положения, являются следующие документы: - о награждении орденами или медалями либо о присвоении почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо о награждении за продолжительный добросовестный труд нагрудными и почетными знаками (значками), почетными званиями, почетными грамотами и благодарностями руководства органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации; - трудовые книжки, справки архивных учреждений и организаций, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин); - паспорт или другой документ, удостоверяющий личность обратившегося и его место жительства в городе Москве. Разрешая требования истца на основании собранных доказательств, суд правильно применил вышеуказанные нормы законодательства и пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных нормативными актами оснований для удовлетворения иска Лыковой С.В., поскольку представленная истцом благодарность не относятся к знакам отличия в труде, наличие которых является одним из условий для признания лица ветераном труда, ввиду того, что не свидетельствует о награждении истца за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, учитывая, что основанием награждения в благодарности указано проявленное усердие, что не может рассматриваться как награждение за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, являющееся основанием для признания лица ветераном труда.
В апелляционной жалобе истец ссылается на неправильное применение судом норм материального права, устанавливающих условия и порядок присвоения звания "Ветеран труда", указывая, что Пенсионный фонд России является ведомственным органом, созданным для реализации государственных социально-пенсионных программ и управления финансами обязательного пенсионного обеспечения, а также на письмо Минтруда от 15.09.1997 N 4545-СК и Постановление Правления ПФ РФ от 24.10.2005 N 37пл "О наградах Пенсионного фонда Российской Федерации", которое зарегистрировано в Минюсте РФ 29.11.2005.
Указанные доводы истца основаны на неправильном применении и толковании действующего законодательства, учитывая, что в соответствии с Положением о Пенсионном фонде России он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и полномочен издавать нормативные акты в пределах своей компетенции по вопросам, относящимся к деятельности ПФР, в связи с чем указанные истцом доводы не влияют на правильность вывода суда об отсутствии у нее ведомственного знака отличия в труде, выданного руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации.
При этом судебная коллегия также принимает во внимание, что с 01.07.2016 в Федеральный закон "О ветеранах", в Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП внесены изменения, которые предусматривают основанием для присвоения звания ветерана труда помимо награждения орденами или медалями СССР или Российской Федерации, почетными грамотами и благодарностью Президента Российской Федерации, присвоения почетных званий СССР или Российской Федерации, также награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), что также свидетельствует, что критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный труд, отмеченный соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти.
При таких данных, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Апелляционная жалоба истца не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Измайловского районного суда города Москвы от 14 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лыковой С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.