Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Грицких Е.А.,
судей Карпушкиной Е.И., Анашкина А.А.,
при секретаре Ценько А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по докладу судьи Карпушкиной Е.И по апелляционной жалобе Департамента городского имущества г. Москвы на решение Перовского районного суда города Москвы от 31 мая 2017 года, которым постановлено:
Признать за фио право собственности на отдельную четырехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: адрес в порядке приватизации.
Решение является основанием для регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права собственности фио на жилое помещение, расположенное по адресу: адрес.
УСТАНОВИЛА:
Истец Татаринова В.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего фио обратилась в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества г. Москвы о признании отказа в заключении договора социального найма незаконным, признании права на заключение договора социального найма и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указывая, что спорное жилое помещение представляет собой четырехкомнатную квартиру жилой площадью 63,7 кв.м., общей площадью 99,3 кв.м., имеющую статус служебного жилого помещения, расположенную по адресу: адрес. Указанное служебное жилое помещение было предоставлено Главснабу Мосгорисполкома на основании решения исполкома Московского городского Совета народных депутатов N 225 от 05.02.1991 г. в соответствии с распоряжением Мосжилучета Мосгорисполкома от 29.12.1990 г. N32 4798. Указанным решением разрешено Таганскому райисполкому оформить ордера Главснабу Мосгорисполкома на выделенные квартиры NN109 и 117, как на служебную площадь для размещения приглашаемых специалистов. Решением Таганского райисполкома Совета народных депутатов г. Москвы от 06.03.1991 г. N484 указанные жилые помещения переведены в служебный жилой фонд Главснаба Мосгорисполкома с последующей выдачей служебного ордера приглашаемому специалисту. На основании ордера N 545581 от 18 марта 1991 г. на право занятия служебного жилого помещения - квартир N 109 и N 117 по адрес, был заключен бессрочный договор от 19.12.2001 на право пользования служебной жилой площадью по адресу: адрес между муниципальным предприятием Главснаб Правительства Москвы и фио в связи с трудовыми отношениями с Главным управлением снабжения материалами и оборудованием Главснаба Мосгорисполкома, согласно которому право пользования квартирой приобретает семья в составе 3 -х человек: (она, муж фио 1956 г.р., сын фио 1976 г.р.). 31.01.2003 г. на указанной жилой площади был зарегистрирован по месту жительства ее внук - фио паспортные данные. 22.07.2004 г. умер ее сын - Татаринов Е.А., 24.09.2016 г. умер ее муж - Татаринов А.С. Истец отработала в структурах Госснаба Правительства Москвы с 05.01.1988 г. по 29.06.2007 г. На основании постановления руководителя муниципалитета "Новокосино" г.Москвы от 23.05.2008 г. истец назначена опекуном над несовершеннолетним внуком Татариновым К.Е., поскольку его отец умер, а мать Татаринова Н.Р. устранилась от выполнения родительских обязанностей. Решением Перовского районного суда г. Москвы от 19.04.2010 г. мать несовершеннолетнего Татаринова К.Е - фио 1981 г.р. лишена в отношении него родительских прав.
Истец и опекаемый ею внук Татаринов К.Е. с момента вселения и до настоящего времени постоянно совместно проживают в спорном жилом помещении, иного жилого помещения по праву пользования, либо по праву собственности не имеют. Распоряжением главы управы адрес от 06.04.2010 N НКР-80 семья из трех человек (она, муж, внук) была признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с 24.02.2010 г. (учетное дело N2010-4). В настоящее время истец несет расходы по оплате за пользование квартирой и коммунальных услуг, т.е. фактически выполняет обязанности, вытекающие из договора социального найма жилого помещения.
Поскольку ДГИ истцу отказал, истец просила признать отказ Департамента городского имущества города Москвы в заключении договора социального найма с фио и членами ее семьи незаконным, признать за фио и фио право на заключение договора социального найма с Департаментом городского имущества города Москвы на жилое помещение по адресу: адрес и признать за несовершеннолетним фио право собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: адрес.
Истец Татаринова В.В. и ее представитель в суде первой инстанции исковые требования в части признания за несовершеннолетним Татариновым К.Е. права собственности на жилое помещение полностью поддержали, в части признания отказа в заключении договора социального найма незаконным, признании права на заключение договора социального найма - не поддержали.
Представитель ответчика Департамента городского имущества город Москвы в суд не явился, о дне слушания извещался надлежащим образом.
3-е лицо - представитель УСЗН по ВАО г.Москвы в лице ОСЗН района Новокосино, в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска.
Судом постановленоизложенное выше решение, которое Департамент городского имущества г. Москвы просит отменить, вынести новое решение об отказе в иске.
В апелляционной жалобе ссылается на допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела нарушения норм материального права.
В соответствии с частью 1 ст.327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе.
Судом апелляционной инстанции приняты меры к надлежащему извещению лиц, участвующих по делу о времени и месте рассмотрения дела, однако представитель Департамента городского имущества г. Москвы в заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки коллегию не уведомил, в связи с чем коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие ответчика.
В судебную коллегию Татаринова В.В. и ее представитель явились, считали доводы апелляционной жалобы - не подлежащими удовлетворению. Полагали, что решение принято в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав истца и ее представителя, согласившихся с решением суда, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Установлено, что спорное жилое помещение представляет собой четырехкомнатную квартиру жилой площадью 63,7 кв.м., общей площадью 99,3 кв.м., расположенную по адресу: адрес.
Указанное служебное жилое помещение было предоставлено Главснабу Мосгорисполкома на основании решения исполкома Московского городского Совета народных депутатов N 225 от 05.02.1991 г. в соответствии с распоряжением Мосжилучета Мосгорисполкома от 29.12.1990 г. N32 4798.
Решением исполкома Московского городского Совета народных депутатов N 225 от 05.02.1991 г. разрешено Таганскому райисполкому оформить ордера Главснабу Мосгорисполкома на выделенные квартиры NN109 и 117 по адресу: Москва адрес, как на служебную площадь для размещения приглашаемых специалистов.
Решением Таганского райисполкома Совета народных депутатов г. Москвы от 06.03.1991 г. N484 указанные жилые помещения переведены в служебный жилой фонд Главснаба Мосгорисполкома с последующей выдачей служебного ордера приглашаемому специалисту.
На основании ордера N 545581 от 18 марта 1991 г. на право занятия служебного жилого помещения - квартир N 109 и N 117 по адрес, был заключен бессрочный договор от 19.12.2001 на право пользования служебной жилой площадью по адресу: адрес между Муниципальным предприятием Главснаб Правительства Москвы и фио, согласно которому указанное жилое помещение было предоставлено для использования в целях проживания фио, ее супруга фио и сына фио.
31.01.2003 г. на указанной жилой площади был зарегистрирован по месту жительства внук Татариновой В.В. - фио паспортные данные.
22.07.2004 г. умер фио.
24.09.2016 г. умер фио.
В настоящее время в спорной квартире зарегистрированы фио и фио. Татаринова В.В. отработала в структурах Госснаба Правительства Москвы с 05.01.1988 г. по 29.06.2007 г., что подтверждается сведениями, указанными в трудовой книжке.
На основании постановления руководителя муниципалитета "Новокосино" г.Москвы от 23.05.2008 г. NПРМ-142 истец Татаринова В.В. была назначена опекуном над несовершеннолетним внуком Татариновым К.Е., поскольку его отец умер, а мать Татаринова Н.Р. устранилась от выполнения родительских обязанностей.
Решением Перовского районного суда г. Москвы от 19.04.2010 г. мать несовершеннолетнего Татаринова К.Е - фио была лишена в родительских прав.
Распоряжением главы управы адрес от 06.04.2010 N НКР-80 семья из трех человек (она, муж, внук) была признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с 24.02.2010 г. (учетное дело N2010-4).
В силу ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 1 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", служебные жилые помещения по общему правилу приватизации не подлежат. Вместе с тем, собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии с пунктом 3 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", жилищный фонд, находящийся в управлении местной администрации, в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, отнесены к муниципальной собственности, что предполагает, как это следует исходя из смысла статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", применение к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям использовавшихся в качестве общежития и переданных в ведение органов местного самоуправления, норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Сообразно с этим определяется и дальнейшая юридическая судьба правоотношений, возникших ранее при аналогичных обстоятельствах в связи с договорами служебного найма жилых помещений.
Указанные жилые помещения при передаче в муниципальную собственность утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Предпосылки для такого вывода дает и правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в Обзоре Судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года и указывающая на то, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Согласно п.1. Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. N 158-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. N 711-ПП" с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения:
1.1. Договоры социального найма в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
1.2. Договоры купли-продажи с рассрочкой платежа или с использованием ипотечного жилищного кредитования по ценам, установленным правовыми актами города Москвы, в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, превышает размеры площади жилого помещения, указанные в п 1.1 настоящего Положения, но не более одной комнаты на каждого члена семьи согласно статье 33 и статье 35 указанного Закона города Москвы.
В случае отказа граждан от выкупа занимаемых жилых помещений предлагаются другие жилые помещения, размеры площади которых соответствуют статье 20 указанного Закона города Москвы, для заключения договоров социального найма в соответствии с пунктом 2 настоящего Положения.
В соответствии с п.5 настоящее постановление распространяется на служебные жилые помещения, предоставленные до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст.20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
Определением Верховного Суда РФ от 17 апреля 2013 г. N5-АПГ13-8 п.1.1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. N 711-ПП был признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вынесения настоящего решения.
При переходе спорного жилого помещения в собственность города Москвы оно утратило статус служебного, в связи с чем к отношениям по пользованию этим жилым помещением подлежат применению нормы о договоре социального найма.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к правильному выводу, что Татаринова В.В. проработала в организации, в связи с работой в которой ей было предоставлено служебное помещение - более 10 лет, истец и ее внук были вселены в квартиру на законных основаниях, приобрели право пользования данным жилым помещением, постоянно проживают в квартире более 10 лет, исполняют обязанности нанимателей жилой площади, оплачивают коммунальные услуги, квартира по адресу: адрес в настоящее время является собственностью г. Москвы.
Жилое помещение - квартира по адресу: адрес не имеет статус служебного и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, а поэтому несовершеннолетний Татаринов К.Е. вправе приобрести его в собственность в соответствии с положениями ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
При этом суд учел, что отсутствие договора социального найма не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Согласно материалам дела, право на бесплатную приватизацию Татаринов К.Е. не использовал, при этом Татаринова В.В. от участия в приватизации отказалась.
Суд правильно признал за фио право собственности на отдельную четырехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: адрес в порядке приватизации.
Решение является основанием для регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права собственности фио на жилое помещение, расположенное по адресу: адрес.
Выводы суда первой инстанции мотивированны, основаны на оценке представленных сторонами доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, не согласиться с ними у судебной коллегии оснований не имеется
Доводы апелляционной жалобы Департамента городского имущества г. Москвы о том, что решения о предоставлении жилого помещения по указанному адресу в качестве служебного органами исполнительной власти не принималось, не могут служить основаниями для отмены решения суда, поскольку как усматривается из материалов дела был оформлен ордер N 545581 от 18 марта 1991 г. на право занятия служебного жилого помещения - квартир N 109 и N 117 по адрес, на основании которого был заключен бессрочный договор от 19.12.2001 на право пользования служебной жилой площадью по адресу: адрес между Муниципальным предприятием Главснаб Правительства Москвы и фио, согласно которому указанное жилое помещение было предоставлено для использования в целях проживания фио, ее супруга фио и сына фио.
Кроме того, Департамент городского имущества гор.Москвы не оспаривал правомерность предоставления спорного жилого помещения Татариновой В.В.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда является законным, поскольку вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям. В решении отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Перовского районного суда города Москвы от 31 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского имущества гор. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.