Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Бельченко И.В.,
судей Лобовой Л.В., Рачиной К.А.,
при секретаре Мартынове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бельченко И.В.
дело по апелляционной жалобе и дополнениям к апелляционной жалобе Шапошникова Александра Владимировича
на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 23 мая 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Шапошникова Александра Владимировича к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области о признании незаконным отказа в назначении страховой части трудовой пенсии, об обязании назначить выплату страховой части трудовой пенсии по старости - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Шапошников А.В. обратился в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области, просил признать незаконным отказ пенсионных органов в назначении ему страховой части трудовой пенсии по старости, оформленный протоколом N 1197 от 02.12.2016 г., и обязать ответчика назначить ему выплату страховой пенсии по старости с 28.10.2016 г., - в обосновании своих требований ссылаясь на то, что он является участником *** и как ***, на основании ст.30 Закона РФ от 15.05.1991 г. N1244-1 и п.6 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N166-ФЗ имеет право на получение страховой части пенсии по старости со снижением возраста, исходя из чего он обратился в пенсионные органы с заявлением о назначении ему досрочно страховой пенсии по старости со снижением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном ст. 30-37 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а именно ст. 30 данного Закона РФ, однако, в назначении досрочно страховой пенсии по старости ему, по мнению истца, необоснованно было отказано.
В судебном заседании Шапошников А.В. исковые требования поддержал, представитель ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области исковые требования не признал, третье лицо - ГУ ПФР по г. Москве в суд своего представителя не направило.
Судом постановленоуказанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы и дополнений к ней просит отменить Шапошников А.В.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав Шапошникова А.В. и его представителя - Глухову Е.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, не находит оснований для отмены решения суда, исходя из следующего:
Как установлено судом и следует из материалов дела, Шапошников А.В., **.**.**** г. рождения, в период прохождения службы в Вооруженных силах Российской Федерации с **.**.**** г. по **.**.**** г. принимал участие в работах по *** в пределах 30-километровой зоны, что сторонами не оспаривалось.
С **.**.**** г. Шапошников А.В. является получателем пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, период военной службы с **.**.**** г. по **.**.**** г. включен в выслугу лет.
**.**.**** г. истец обратился в пенсионные органы с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и ст. 30 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В назначении досрочно страховой пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", истцу было отказано, при этом, пенсионными органами было указано на то, что граждане из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС, имеют право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с положениями Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1, назначаемая пенсия по которому к страховым не относится, либо на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с положениями Федерального закона "О страховых пенсиях", а именно положениями ст. 9 Федерального закона "О страховых пенсиях", которой для возможности назначения пенсии со снижением возраста предъявляется требование к наличию страхового стажа не менее 15 лет, а указанной продолжительностью страховой стаж у истца отсутствует.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд обоснованно указал, что назначение военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на ЧАЭС, страховой части пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста и при отсутствии требуемой продолжительности страхового стажа, не предусмотрено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права. При этом, судебная коллегия исходит из следующего:
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" и п. 6 ст. 3 Федеральный закон от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ 12.02.1993 г. N 4468-1, и части страховой пенсии по старости, устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях", имеют лица, указанные в статье 1 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 (далее - военнослужащие), при достижении ими 60 и 55 лет (мужчины и женщины соответственно).
Статьей 30 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что гражданам, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения. В соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным . При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным .
При этом, назначение досрочно страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, со снижением общеустановленного пенсионного возраста (для мужчин - 60 лет) не предусмотрено.
Действительно, в соответствии с положениями п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным "О страховых пенсиях". Вместе с тем, в соответствии с положениями ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), в порядке, предусмотренном - настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Таким образом, пенсия, предусмотренная положениями указанного Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1, и страховая пенсия в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не являются идентичными.
Нормами ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 определена возможность назначения гражданам по их желанию пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на условиях, определяемых данным Федеральным законом.
Положениями Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", равно как и положениями ранее действовавшего Федерального закона от 17.12.2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости со снижением возраста, установленного положениями ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") - для мужчин 60 лет, из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию в связи с катастрофой на ЧАЭС, не установлена.
Возможность снижения пенсионного возраста положениями Федерального закона "О страховых пенсиях" установлена при сохранении права на досрочное пенсионное обеспечение в связи с тяжелыми, особыми и др. условиями труда (ст. 30), работникам летно-испытательного состава (ст. 31), иным отдельным категориям граждан (женщинам, родившим 5 и более детей, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям и т.д.), перечисленным в положениях ст. 32 названного Федерального закона, к которым истец не относится.
При изложенных обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований у суда не имелось, поскольку, как указано выше, право лиц, получающих пенсию по выслуге лет, из числа граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС, на назначение досрочно страховой пенсии по старости со снижением общего возраста выхода на пенсию - 60 лет, которых истец ко дню обращения в пенсионные органы с соответствующим заявлением, не достиг, приведенными выше нормами права не предусмотрена, при этом у истца отсутствует требуемая продолжительность страхового стажа, учитывая, что истец является получателем пенсии по выслуге лет и претендует на одновременное получение пенсии по выслуге лет и страховой пенсии по старости на основании п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Ссылки со стороны истца на положения ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ, также ошибочны, поскольку данной статьей предусмотрено, что в числе прочего, что право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по достижении возраста 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет, который у истца, как указано выше, отсутствует; кроме того, как указано выше, в данном случае исковые требования заявлены о назначении части страховой пенсии, то есть пенсии, которая получается одновременно с пенсией за выслугу лет и условия назначения которой определяются Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы и дополнений к ней не имеется.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь,,,, ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 23 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к апелляционной жалобе Шапошникова Александра Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.