Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Ворониной И.В.,
судей Мошечкова А.И., Лемагиной И.Б.,
при секретаре Патове А.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ворониной И.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Шариповой Ю.В. на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 17 июля 2017 года, которым постановлено:
Шариповой Юлии Викторовне в удовлетворении требований к Департаменту городского имущества города Москвы о признании отказа недействительным, об обязании заключить договор социального найма - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Шарипова Ю.В. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества города Москвы о признании отказа недействительным, об обязании заключить договор социального найма, мотивируя свои требования тем, что истец (Шарипова Ю.В.), проживает и зарегистрирована в однокомнатной квартире по адресу: ***. Вместе с ней зарегистрирован сын - ***, *** года рождения. Указанная квартира была предоставлена истцу в связи с работой на предприятии - Акционерном обществе открытого типа "Московский чугунолитейный завод "Станколит" на основании договора аренды N 50 от 13 мая 1996 года на срок с 13.05.1996 г. по 13.05.2001 г. В настоящее время жилое помещение по адресу: ***, передано в собственность города Москвы (N *** от 04.09.2008 г.). 11 апреля 2017 года истец обратился в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о заключении договора социального найма на вышеуказанную квартиру. Письмом от 4 мая 2017 года N ДГИ-ГР-34482/17-1 истцу было отказано в заключении договора социального найма, мотивированное тем, что Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 г. N 711-ПП определен порядок использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, гражданам, проработавшим в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет, однако из представленных истцом документов установлено, что стаж его работы в организации, предоставившей жилое помещение, составляет менее 10 лет. Не согласившись с отказом ДГИ г. Москвы, истец обратилась в суд с настоящим иском, в котором просит суд признать отказ Департамента городского имущества г. Москвы в заключении договора социального найма на квартиру по адресу: г*** выраженный в письме Департамента городского имущества г. Москвы от 4.05.2017 г. N ДГИ-ГР-34482/17-1 незаконным, а также обязать ответчика - Департамент городского имущества г. Москвы заключить с истцом договор социального найма на указанную квартиру.
Истец Шарипова Ю.В. в судебное заседание не явилась, обеспечила явку представителя по доверенности Ребрикова А.В., который заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель ДГИ г. Москвы в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, представил возражения на исковое заявление, в которых просил суд в иске Шариповой Ю.В. отказать, указывая на то, что истец проработала в организации, финансируемой за счет средств бюджета города Москвы менее 10 лет. Семья истца занимает квартиру, площадью жилого помещения 32,5 кв.м., однако с заявлением о признании их нуждающимися в жилых помещениях в Департамент городского имущества города Москвы не обращались, распорядительных актов о предоставлении истцу спорного жилого помещения не издавалось. Представитель ответчика просила рассматривать дело в ее отсутствие.
Третье лицо Шарипов Г.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, представил в материалы дела письменное заявление о согласии с исковыми требованиями и ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судом постановленоуказанное решение, об отмене которого просит Шарипова Ю.В. по доводам апелляционной жалобы, считая его неправильным.
Истец Шарипова Ю.В. и ее представитель Ребриков А.В. в суд явились, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ДГИ г.Москвы Жафярова Г.О. явилась, против доводов жалобы возражала.
Третье лицо Шарипов Г.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, об уважительности причин неявки не известил. В связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с п. 3 "Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений", утвержденного Постановлением Правительства от 05.08.2008 г. N 711-ПП с гражданами, проживающими в жилых помещениях, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, менее 10 лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения договоры социального найма в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в ст. 20 Закона города Москвы N 29 от 14.06.2006 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", при наличии одного из следующих оснований: увольнения работника органа государственной власти или организации (предприятия) в связи с ликвидацией этого органа государственной власти или организации (предприятия) либо по сокращению численности или штата работников.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Шарипова Ю.В. проживает и зарегистрирована (с 04.07.1998 г.) в однокомнатной квартире по адресу: ***. Вместе с ней зарегистрирован сын - ***, *** года рождения (с 06.04.2005 г.).
Указанная квартира была предоставлена истцу в связи с работой на предприятии - Акционерном обществе открытого типа "Московский чугунолитейный завод "Станколит" на основании договора аренды N 50 от 13 мая 1996 года на срок с 13.05.1996 г. по 13.05.2001 г.
В настоящее время жилое помещение по адресу: *** передано в собственность города Москвы (N *** от 04.09.2008 г.).
11 апреля 2017 года истец обратилась в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о заключении договора социального найма на вышеуказанную квартиру.
Письмом от 4 мая 2017 года N ДГИ-ГР-34482/17-1 истцу было отказано в заключении договора социального найма. Отказ мотивирован тем, что Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 г. N 711-ПП определен порядок использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, гражданам, проработавшим в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет, однако из представленных истцом документов установлено, что стаж его работы в организации, предоставившей жилое помещение, составляет менее 10 лет.
Разрешая заявленные требования, суд указал, что из представленной в материалы дела копии трудовой книжки Шариповой Ю.В. следует, что 20.09.1995 года она была принята на должность техника-смотрителя ЖРЭУ в АО "Московский чугунолитейный завод "Станколит" и уволена 01.06.1998 года по ст.33 п.1 КЗОТ РФ (сокращение штатов), в связи с чем, пришел к выводу, что оснований для отказа в заключении договора социального найма по указанному в Письме от 4 мая 2017 года N ДГИ-ГР-34482/17-1 основанию у ДГИ г. Москвы не имелось. К правоотношениям сторон не применимо Положение о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденное Постановлением Правительства Москвы от 05 августа 2008 года N 711-ПП, поскольку истец не относится к числу лиц, на которых это Положение распространяется.
Вместе с тем, применив положения ст.47 ЖК РСФСР, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, в соответствии с которой, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение; п. 1 ст. 610 ГК РФ, согласно которой, договор аренды заключается на срок, определенный договором, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку истцом не представлено доказательств того, что она обладает правом пользования спорным жилым помещением, приобретенным на законных основаниях, ордер на вселение в предоставленное жилое помещение уполномоченным органом не издавался, а спорное жилое помещение было предоставлено истцу на основании договора аренды N50 от 13.05.1996 г. на срок с 13.05.1996 г. по 13.05.2001 г.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку находит его ошибочным, противоречащим обстоятельствам дела и нормам материального права.
В силу ст. ст. 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять налганном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещении, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 п. 6 Закона города Москвы N 29 от 14.06.2006 г. "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (в редакции, действовавшей до 18.06.2008 г.), граждане признавались нуждающимися в жилых помещениях, если они не являются нанимателями жилых помещений или членами семьи нанимателя жилого помещения и проживают в общежитиях, служебных жилых помещениях, в жилых помещениях домов коридорной системы, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).
Из Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 г., утвержденного Постановлением Президиума ВС РФ от 07.06. 2006 года и от 14.06.2006 года, следует, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность или собственность субъекта Российской Федерации предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним должен применяться правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, в который включается и право нанимателя на передачу ему жилого помещения в собственность в порядке приватизации.
Согласно п. 1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства г. Москвы N 711-ПП от 05.08.2008 г., с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения: п. 1.1 - договоры социального найма в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
П. 3 "Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений", утвержденного Постановлением Правительства от 05.08.2008 N 711-ПП, предусмотрено, что с гражданами, проживающими в жилых помещениях, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, менее 10 лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения договоры социального найма в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в ст. 20 Закона города Москвы N 29 от 14.06.2006 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", при наличии одного из следующих оснований: увольнения работника органа государственной власти или организации (предприятия) в связи с ликвидацией этого органа государственной власти или организации (предприятия) либо по сокращению численности или штата работников.
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2013 года за N 5-АПГ13-8 пункт 1.1 вышеуказанного Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, признан противоречащим положениям статей 1 и 13 Жилищного кодекса РФ, поскольку при изменении режима жилого помещения оформление (заключение) договора социального найма на жилое помещение с гражданами, проживающими в таком жилом помещении, само по себе не свидетельствует о предоставлении другого жилого помещения и не влечет изменения предмета договора; оно является по своей сути признанием и подтверждением правомерного пользования и владения гражданином жилым помещением и потому не может быть поставлено в зависимость от норматива предоставления жилого помещения по договору социального найма, как это следует буквально из оспариваемого Положения, ибо объектам жилищных прав в этом случае являются жилые помещения, пусть и находящиеся в собственности города Москвы, но ранее предоставленные гражданам на законных основаниях и с учетом существующего на момент предоставления жилых помещений норматива предоставления и право на которые у граждан возникло до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, при разрешении вопроса о предоставлении служебного жилого помещения по договору социального найма следует исходить из продолжительности периода работы гражданина в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, вне зависимости от соответствия площади занимаемого ими жилого помещения размеру общей площади жилого помещения, приходящегося на проживающих лиц исходя из минимального размера площади жилого помещения, указанного в статье 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Таким образом, учитывая, что спорное жилое помещение в виде однокомнатной квартиры было предоставлено истцу Шариповой Ю.В. как служебное до введения в действие Жилищного кодекса РФ, а именно в 1996 г.; на законном основании - договоре аренды, в связи с ее работой в АО "Московский чугунолитейный завод "Станколит" с 1995 г., откуда она была уволена 1.06.1998 года по ст.33 п.1 КЗОТ РФ (сокращение штатов), других жилых помещений на праве собственности или праве пользования она не имеет, в связи с чем, имеет право состоять жилищном учете, при передаче данный квартиры в муниципальную собственность она утратила статус служебной и к ней должен применяться правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, спорное жилое помещение она занимает на законных основаниях, ее право на спорное жилое помещение никем не оспорено, она и ее сын приобрели право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и она вправе требовать заключения с ней договора социального найма на спорное жилое помещение.
В связи с чем, возражения ДГИ г.Москвы и вывод суда о том, что ордер на вселение истца в предоставленное жилое помещение уполномоченным органом не издавался, спорное жилое помещение было предоставлено истцу на основании договора аренды N50 от 13.05.1996 г. на срок с 13.05.1996 г. по 13.05.2001 г., у нее не возникло права пользования спорным жилым помещением, являются несостоятельными, поскольку основаны на ином неверном толковании закона. Отсутствие у гражданина ордера на занятие жилого помещения при фактическом вселении в предоставленное жилое помещение, проживание в нем и исполнение обязанностей нанимателя само по себе не может служить препятствием к возникновению у такого лица права пользования жилым помещением.
При указанных обстоятельствах, отказ ДГИ г.Москвы в заключении договора социального найма на жилое помещение и выводы суда об отказе в удовлетворении требований являются незаконными.
В связи с чем, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда противоречат материалам дела и требованиям норм материального права. На основании чего, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене.
При новом рассмотрении дела, с учетом установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме. При этом коллегия учитывает, что в спорной квартире зарегистрированы истец и ее сын Шарипов Г.В., который имеет равное с истцом право пользования жилым помещением, в связи с чем, обязывает ДГИ г.Москвы заключить с Шариповой Юлией Викторовной договор социального найма на квартиру по адресу ***, с включением в договор социального найма в качестве члена семьи нанимателя, Шарипова Глеба Валерьевича.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Останкинского районного суда г. Москвы от 17 июля 2017 года - отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать отказ ДГИ г.Москвы в заключении договора социального найма на квартиру по адресу ***, выраженный в письме ДГИ г.Москвы от 04.05.2017 г. N ДГИ-ГР-34482/17-1, незаконным.
Обязать ДГИ г.Москвы заключить с Шариповой Юлией Викторовной договор социального найма на квартиру по адресу ***, с включением в договор социального найма в качестве члена семьи нанимателя, Шарипова Глеба Валерьевича.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.