Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Егоровой Ю.Г., Шаровой О.В.,
при секретаре Чудиной А.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г. административное дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Шатихина Н.В. на решение Московского городского суда от 17 августа 2017 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ПРАЙМ ПАРК" об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, общей площадью 36 874 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 1 837 210 000 рублей (один миллиард восемьсот тридцать семь миллионов двести десять тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005008:62, общей площадью 23611 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 1 223 450 000 рублей (один миллиард двести двадцать три миллиона четыреста пятьдесят тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, общей площадью 53 225 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 2 254 088 000 рублей (два миллиарда двести пятьдесят четыре миллиона восемьдесят восемь тысяч) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровым номером ****, общей площадью 36 874 кв.м, расположенного по адресу: ****; с кадастровым номером 77:09:0005008:62, общей площадью 23611 кв.м, расположенного по адресу: ****; с кадастровым номером ****, общей площадью 53 225 кв.м, расположенного по адресу: ****, в соответствии с Федеральным от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой обращения с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, **** считать дату обращения общества с ограниченной ответственностью "ПРАЙМ ПАРК" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 6 марта 2017 года.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью "ПРАЙМ ПАРК" - отказать,
УСТАНОВИЛА:
ООО "ПРАЙМ ПАРК" обратилось в Московский городской суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 36 874 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 1 398 048 000 рублей; установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 23611 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 901 825 000 рублей; установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 53 225 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 2 039 020 662 рубля.
Требования ООО "ПРАЙМ ПАРК" мотивированы тем, что административный истец является арендатором указанных земельных участков. Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г." утверждены очередной государственной кадастровой оценки земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г. Кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков составила 3 402 744 519 рублей, 2 076 657 338 рублей, 5 288 531 272 рублей, соответственно. Административный истец полагает, что установленная кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, в связи с чем нарушаются его права и законные интересы как арендатора, поскольку влечет увеличение размера арендной платы, расчет которой осуществляется в процентном отношении от кадастровой стоимости.
Представитель административного истца ООО "ПРАЙМ ПАРК" Иванов В.Е. в судебном заседании первой инстанции исковые требования поддержал, полагал, что заключение судебной оценочной экспертизы не отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности, в связи с чем итоговый результат определения рыночной стоимости объектов исследования, по мнению истца, недостоверен.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям Лисицкий Д.И. в судебное заседание первой инстанции явился, возражал против удовлетворения административных исковых требований по доводам возражений, изложенных в письменном виде.
Представители ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управления Росреестра по Москве, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание первой инстанции не явились.
Судом первой инстанции постановленовышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Шатихин Н.В.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель административного истца по доверенности Иванов В.Е. явился, представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил решение оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца, изучив доводы апелляционной жалобы, ознакомившись с возражениями истца, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "ПРАЙМ ПАРК" на основании договора аренды земельного участка NМ-09-002223 от 10 мая 1995 года (в редакции дополнительных соглашений к нему) владеет и пользуется земельными участками с кадастровыми номерами ****, площадью 36 874 кв.м; ****, площадью 23611 кв.м; ****, площадью 53225 кв.м, расположенными по адресу: ****.
Земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет 1 января 2007 года.
На основании постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г." кадастровая стоимость спорных земельных участков утверждена в размере 3 402 744 519 рублей, 2 076 657 338 рублей, 5 288 531 272 рублей, соответственно.
Решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 21 марта 2017 года N 51-2248/2017, N 51-2246/2017, N 51-2247/2017 истцу отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
Оспаривая названную кадастровую стоимость, ООО "ПРАЙМ ПАРК" представило отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков N2702/17-919/1, N2702/17-919/2, N2702/17-919/3 от 27 февраля 2017 года, выполненные ЗАО "Консалтинговая фирма "Джи Ай Си", в соответствии с которыми рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, **** по состоянию на 1 января 2016 года определена в размере 1 398 048 000 рублей, 901 825 000 рублей и 2039 020 662 рубля, соответственно.
Возражая против удовлетворения заявленных требований Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены письменные пояснения, в которых оспаривается представленный административным истцом отчет о рыночной стоимости земельного участка.
Определением суда от 27 июня 2017 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Лаборатория независимой оценки "БОЛАРИ".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, представленные административным истцом отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков N2702/17-919/1, N2702/17-919/2, N2702/17-919/3 от 27 февраля 2017 года, выполненные ЗАО "Консалтинговая фирма "Джи Ай Си", не соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет.
В соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы по состоянию на 1 января 2016 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, общей площадью 36 874 кв.м, составила 1 837 210 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером*****, общей площадью 23611 кв.м, составила 1 223 450 000 рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ****, общей площадью 53225 кв.м, составила 2 254 088 000 рублей.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался приведенными нормами права, а также частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247, пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,, 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, и исходил из того, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости земельных участков в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости. Экспертом в заключении дан ответ на поставленные судом вопросы и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов оценки.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению автора жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Судебная коллегия полагает, что доводы автора апелляционной жалобы об отсутствии у административного истца права на оспаривание кадастровой стоимости земельных участков основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку указанное право предусмотрено положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
По смыслу статьи 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" право арендатора земельного участка на обращение в суд в целях оспаривания результатов кадастровой стоимости не ставится в зависимость от срока действия договора аренды такого объекта недвижимого имущества.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием к его отмене.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 17 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Шатихина Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.