Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, О.В. Гордеевой,
при секретаре М.А. Емельяновой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко апелляционную жалобу Линенко С.С. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 29 августа 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного иска С.С. Линенко к УВМ ГУ МВД России по г. Москве о признании незаконным решения об отказе в продлении предоставления временного убежища на территории Российской Федерации от 17 мая 2017 года, которым в удовлетворении требований отказано,
установила:
С.С. Линенко обратился в суд с административным исковым заявлением о признании неправомерным указанного решения УВМ ГУ МВД России по г. Москве. Свои требования мотивировал опасностью нахождения в стране его гражданской принадлежности, в связи с чем в случае возвращения его жизнь и здоровье могут оказаться под угрозой.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит С.С. Линенко.
В заседании судебной коллегии С.С. Линенко доводы апелляционной жалобы поддержал.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного истца, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О и от 15 апреля 2008 года N 314-О-О).
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом при рассмотрении дела установлено, что С.С. Линенко, ... года рождения, уроженец города Путивль, Сумской области, Украина. Не женат, детей не имеет. 28 марта 2017 года С.С. Линенко обратился с заявлением о продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации.
Решением Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве (далее УФМС России по городу Москве) Линенко С.С. предоставлено временное убежище со сроком действия до 25 июня 2015 года. В дальнейшем срок предоставления временного убежища на территории Российской Федерации был неоднократно продлен. Последний раз до 26 апреля 2017 года.
В настоящее время С.С. Линенко проживает и состоит на миграционном учете по адресу: город Москва, улица Старый Гай, дом 12, квартира 44.
Прежнее постоянное место жительства заявителя в стране исхода: города Путивль, Сумской области, Украина.
Из материала личного дела следует, что 14 февраля 2014 года С.С. Линенко покинул территорию Украины и прибыл на территорию Российской Федерации.
3 апреля 2014 года С.С. Линенко обратился в УФМС России по городу Москве с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
В качестве обоснования своего заявления С.С. Линенко указал призыв властей о его вступлении в национальную гвардию, а также принадлежность родственников к прежней власти.
Со слов заявителя, родные заявителя, граждане Украины: отец Линенко С.Д. ... года рождения, гражданин Украины, проживает в городе Путивль, Сумской области, Украина; сестра Линенко С.С. ... года рождения, гражданка Российской Федерации, проживает в городе Москва (документов подтверждающих родство и наличие гражданства не предоставил и сослался на Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных").
25 июня 2014 года решением УФМС России по городу Москве Линенко С.С. было предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации до 25 июня 2015 года.
13 мая 2015 года С.С. Линенко обратился в УФМС России по городу Москве с заявлением о продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации. По итогам рассмотрения заявления срок предоставления временного убежища был продлен до 25 июня 2016 года.
12 апреля 2016 года С.С. Линенко обратился в УФМС России по городу Москве с заявлением о продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации. По итогам рассмотрения заявления срок предоставления временного убежища был продлен до 26 апреля 2017 года.
28 марта 2017 года С.С. Линенко вновь обратился к административному ответчику с заявлением о продлении срока предоставления временного убежища мотивируя его тем, что в стране своей гражданской принадлежности опасается привлечения к уголовной ответственности по политическим убеждениям.
17 мая 2017 года УВМ ГУ МВД России по г. Москве было принято решение об отказе в продлении срока предоставления временного убежища на территории РФ.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются, что в соответствии со ст. 65 КАС РФ освобождает стороны от необходимости их дальнейшего доказывания.
Федеральный закон "О беженцах", устанавливая среди прочего правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1). Данный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (статья 3), предусматривает также возможность предоставления данным лицам временного убежища (статья 12).
Закона предусмотрено, что предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
Согласно Федерального закона РФ "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации, либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В соответствии с Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 N 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Согласно Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, временное убежище, предоставляется на срок до одного года, который (срок предоставления временного убежища) может продлеваться на каждый последующий год решением территориального миграционного органа при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что при вынесении оспариваемого решения миграционного органа об отказе в продлении срока предоставления временного убежища С.С. Линенко на территории Российской Федерации учтено, что он в настоящее время не отвечает критериям, определяющим понятие "беженец", а также отсутствие оснований полагать, что в случае возвращения на родину административный истец может быть подвергнут негуманному обращению.
Проанализировав все представленные материалы, суд обоснованно указал, что оспариваемое решение УВМ ГУ МВД России по г. Москве от 17 мая 2017 года соответствуют Федеральному Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах", а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 года "О статусе беженцев", Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), содержит мотивы принятого решения, рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
При вынесении решения миграционным органом правильно приведен анализ всех обстоятельств дела связанных с просьбой административного истца, как личных, так и общественно-политических, и правомерно сделан вывод об отсутствии в настоящее время у него гуманных причин для продления срока предоставления временного убежища, учтено, что С.С. Линенко ранее обращался с заявлениями о продлении ему срока временного убежища, основания для которого в настоящее время им утрачены.
Предусмотренных КАС РФ оснований для отмены суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 29 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.