Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Головкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-2475/2017 по административному исковому заявлению Автаевой Нины Евдокимовны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Автаева Н.Е. обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просила установить кадастровую стоимость машиноместа N 240 с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г. *** равной его рыночной стоимости в размере 1 247 000 руб., кадастровую стоимость машиноместа N 241 с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г. *** равной его рыночной стоимости в размере 1 052 000 руб.
В обоснование исковых требований указано, что истец является собственником указанных машиномест, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 21.09.2017г. Истец является плательщиком налога на имущество, налоговая база по которому исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Кадастровая стоимость машиноместа N 240 установлена в размере 2 984 791 руб., кадастровая стоимость машиноместа N 241 установлена в размере 2 542 531 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, истец обратилась в ***за составлением отчета об оценке рыночной стоимости жилого дома. Согласно отчету об оценке от 29.09.2017г. по состоянию на 01.01.2016г. рыночная стоимость машиноместа N 240 составляет 1 247 000 руб., рыночная стоимость машиноместа N 241 составляет 1 052 000 руб.
Реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, истец обратилась с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель истца Васильева Н.В. исковые требования поддержала. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ) предусматривают, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат два машиноместа: машиноместо N 240 с кадастровым номером ***, площадью 18 кв.м., расположенное по адресу: г. ***; машиноместо N 241 с кадастровым номером ***, площадью 15,2 кв.м., расположенное по адресу: г. ***, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 07.09.2015г. (л.д.124, 125).
По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость в отношении указанных объектов определена в размере 2 984 791 руб., и 2 542 531 руб. соответственно, что подтверждается выписками о кадастровой стоимости.
Административный истец в силу требований Налогового кодекса Российской Федерации, г. Москвы от 19 ноября 2014 года N 51 "О налоге на имущество физических лиц" является плательщиком налога на имущество физических лиц и в отношении спорных объектов недвижимости обязана уплачивать налоговые платежи исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных объектов недвижимости влияют на права и обязанности административного истца как плательщика налога.
Оспаривая установленную в отношении машиномест кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке, выполненный ***N 12/17/1, согласно которому рыночная стоимость машиноместа N 240 составляет 1 247 000 руб., рыночная стоимость машиноместа N 241 составляет 1 052 000 руб.
Представитель административных ответчиков в письменных пояснениях настаивая на отказе в удовлетворении требований истца, указал на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда от 30 октября 2017 года по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам Общества с ограниченной ответственностью "Бюро оценки бизнеса".
В соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы N 2017-01/965 отчет, составленный ***N 12/17/1 от 29.01.2017г., соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Стоимость объектов, указанная в отчете, подтверждается.
Как указано в заключении, эксперт провел исследование отчета на предмет соответствия ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", Федеральному стандарту оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки" (ФСО N 1), Федеральному стандарту оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), Федеральному стандарту оценки "Требования к отчету об оценке" (ФСО N 3), Федеральному стандарту оценки "Оценка недвижимости" (ФСО N 7).
В экспертном заключении подробно перечислены требования, которые следовало выполнить оценщику, и указано о выполнении каждого из них.
Также экспертом указано, что нарушений по критерию обоснованности выбранных оценщиком методов оценки не выявлено.
От лиц, участвующих в деле, замечаний к экспертному заключению не поступило, в связи с чем ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административных ответчиков о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N 1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Также подлежат отклонению и доводы административных ответчиков о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость машиномест подлежит установлению исходя из отчета об оценке.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в суд - 13 октября 2017 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Поскольку кадастровая стоимость объектов определена по состоянию на 01.01.2016г., сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на период с 01.01.2017г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости указанных машиномест, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь -, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость машиноместа N 240 с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г. *** равной его рыночной стоимости в размере 1 247 000 руб. по состоянию на 01 января 2016 года на период с 1 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость машиноместа N 241 с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г. *** равной его рыночной стоимости в размере 1 052 000 руб. по состоянию на 01 января 2016 года на период с 1 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 13 октября 2017 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.