Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Головкиной Е.В. с участием прокурора Слободина С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2833/2017 по административному исковому заявлению ООО "КИХ "Хоумсклад" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
1 постановления (в первоначальной редакции) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Перечень на 2015 год).
Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2017 года.
В пункт *** перечня в редакции Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП (по состоянию на 1 января 2017 года) включено здание с кадастровым номером *** по адресу: город ***, принадлежащее административному истцу.
ООО "КИХ "Хоумсклад" обратилось в Московский городской суд с требованиями о признании недействующим указанного выше пункта постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что здание с кадастровым номером *** по адресу: город ***, включенное в перечень на 2017г,. расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предполагает размещение на участке офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; фактически здание используется под складскую деятельность, размещение в здании офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания не осуществляется.
В судебном заседании представитель административного истца Зинченко А.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, правомочия Правительства Москвы на принятие обжалуемого нормативного правового не оспаривала. Представитель Правительства Москвы по доверенности Вовк А.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив оспариваемые административным истцом положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Слободина С.А., полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Согласно Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 04.12.2014г. административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание площадью 1 591,5 кв.м. по адресу: г***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.45).
Пунктом *** приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП) в Перечень на 2017 год включено указанное выше здание.
В такой ситуации и с учетом положений Налогового кодекса Российской Федерации и Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" на административном истце лежит обязанность по уплате налога на имущество за 2017 год в отношении спорного здания исходя из его кадастровой стоимости. Соответственно, оспариваемым нормативным правовым затрагиваются права административного истца как налогоплательщика, и он вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.
В судебном заседании сторонами полномочия Правительства Москвы по изданию оспариваемого в части нормативного правового акта не оспаривались.
Проанализировав положения действующего законодательства, суд полагает, что Правительство Москвы является органом, который обладал достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового .
Так, Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
и Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ( Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов ( Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
Таким уполномоченным органом на основании пункта 1 статьи 44 Устава города Москвы, утвержденного Московской городской Думой 28 июня 1995 года, Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" является Правительство Москвы, в связи с чем суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Москвы.
В соответствии с требованиями г. Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" оспариваемое N 700-ПП подписано Мэром Москвы, опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года, его форма соответствует требованиям Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы".
Таким образом, суд считает, что Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права административного истца в части уплаты налога на имущество организаций.
Объектом налогообложения по указанному налогу для российских организаций согласно Налогового кодекса РФ признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено и Кодекса.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода. Право определять перечень таких объектов предоставлено на основании пункта 3 статьи 12 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса РФ субъекту РФ.
Согласно и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действующей с 01 января 2017 года) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании приведенных выше норм федерального закона и закона города Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения;
- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом под фактическим использованием признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
При наличии одного из приведенных условий объект недвижимости признается административно-деловым центром, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Проверяя оспариваемый пункт Перечня на 2017 год на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
В данный пункт включено здание по адресу: г. ***.
Здание включено в оспариваемый Перечень на основании Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций". По включаются здания, расположенные на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Здание расположено на земельном участке площадью 1359 кв.м. Земельный участок предоставлен по договору аренды от 30.05.2006г. Пунктом 1.1. договора предусмотрено, что земельный участок предоставляется в пользование на условиях аренды для эксплуатации здания под административно-складские цели (л.д.47).
Здание, расположенное на земельном участке, используется для складских целей. В здании осуществляется услуга по индивидуальному хранению, во временное владение передаются боксы и складские помещения физическим и юридическим лицам. В здании осуществляется хранение домашних вещей (мебель, сезонная одежда, спортивный инвентарь, автомобильные колеса, лыжи, сани и пр.). Юридические лица осуществляют хранение офисной мебели, оргтехники, архивов с документацией, элементов оформления витрин, выставочного оборудования и пр.).
Индивидуальные боксы и складские помещения, расположенные в здании, оборудованы светодиоидным автоматическим освещением, системой контроля доступа (персональные магнитно-считывающие брелоки), датчиками пожаротушения и оповещения.
В здании имеется офисное помещение площадью 50 кв.м., используемое руководителем и администратором, которые ведут переговоры и заключают договоры с физическими и юридическими лицами.
Иной деятельности кроме как предоставление боксов и складских помещений для хранения вещей юридическими и физическими лицами общество не осуществляет. Услуги торговли, общественного питания, бытового обслуживания не оказываются.
Приведенный выше вывод подтверждается актом о фактическом использовании нежилого здания N 9071400 от 04.05.2017г., составленным Госинспекцией по недвижимости. Согласно акту 97,86% площади здания используется под склады, не связанные с торговлей.
Настаивая на законности включения здания, принадлежащего административному истцу, в оспариваемое постановление, административный ответчик указал, что наличие в формулировке вида разрешенного использования указания на "административно-складские цели" позволяет использовать рассматриваемый участок в целях размещений офисных зданий, делового и коммерческого назначения.
Вместе с тем, земельный участок, на котором расположено спорное здание, имеет вид разрешённого использования, который однозначно не свидетельствует о размещении на нём офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и решение вопроса о правомерности включения здания в Перечень должно быть выяснено с учётом фактического использования такого объекта недвижимости.
Постановлением Правительства Москвы 14.05.2014 N 257-ПП утвержден определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
В силу п. 1.2 названного Порядка и п. 4.6 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП, уполномоченным органом города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав собственности является Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
В материалы дела представлен акт обследования, составленный Госинспекцией в 2017 году, а именно от 04.05.2017 N 9071400/ОФИ, согласно выводам которого, здание не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, под офисы используется 3,14%, при чем, как указано в разделе 2 данного акта, в офисной части расположены административные помещения, рабочие места сотрудников организации.
Таким образом, с учетом неопределенности вида разрешенного использования земельного участка и установленного вида фактического использования спорного здания, рассматриваемый объект недвижимого имущества, включенный в п. *** не соответствует критериям п. 3 ст. 378.2. НК РФ и п. 1 ст. 1.1 Закона г. Москвы "О налоге на имущество организаций".
В силу Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" до утверждения правил землепользования и застройки в городе Москве полномочиями по установлению видов разрешенного использования земельных участков наделено Правительство Москвы.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия правил землепользования и застройки, установлен в Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве".
Федеральным от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному .
Методическими по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 (далее также Методические указания), определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания ; земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения ; земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок ; земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии .
По смыслу и Налогового кодекса Российской Федерации, вид разрешенного использования земельных участков, который предполагает расположение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, соответствует предусмотренной Методическими указаниями группе видов разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения ; земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания .
В данном случае земельный участок, на котором расположено спорное здание, имеет вид разрешенного использования для "эксплуатации под административно-складские цели", что не соответствует ни коду, ни коду по классификации групп видов разрешенного использования.
С учетом изложенного, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения. Фактическое использование здание также не осуществляется для указанных выше целей.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно КАС РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, именно на Правительство Москвы возложена обязанность по доказыванию соответствия объекта недвижимости, включенного в оспариваемый, признакам административно-делового центра или торгового центра, установленным Налогового кодекса Российской Федерации, Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64, однако Правительством Москвы таких доказательств не представлено.
На основании Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, разрешая вопрос о распределении судебных расходов, понесенных по делу, взыскивает с Правительства Москвы в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
В соответствии с КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы".
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО "КИХ "Хоумсклад" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" - удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2017 года пункт *** приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ООО "КИХ "Хоумсклад" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы". Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.