Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Головкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-2925/2017 по административному исковому заявлению Лукьянова Владимира Сергеевича, Версальского Андрея Евгеньевича, Демина Михаила Анатольевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Лукьянов В.С., Версальский А.Е., Демин М.А. обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просили установить по состоянию на 01.01.2016г. кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** по адресу: ***, дом 29 в размере 20 928 819 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что административные истцы являются собственниками в 1/3 доли каждый указанного нежилого помещения. Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 790-ПП кадастровая стоимость нежилого помещения утверждена в размере 5 594 502,88 руб.
Как указывают административные истцы, жилой дом 29 по ***, в котором расположено нежилое помещение истцов, согласно данным, размещенным на официальном сайте Мэра Москвы www.mos.ru, вошел в список домов, включенных в программу реновации.
Согласно ст.7.4 Закона РФ "О статусе столицы РФ" нежилые помещения в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации, не относящиеся к общему имуществу, подлежат изъятию для государственных нужд города Москвы при условии их предварительного и равноценного возмещения в соответствии с законодательством РФ.
В силу ст.8 Закона г. Москвы "О дополнительных гарантиях жилищных имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве" собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, предоставляется предварительное и равноценное возмещение в денежной форме или в форме равноценного нежилого помещения на праве собственности. Размер, порядок и условия предоставления указанного возмещения определяются в соответствии с федеральным законодательством, в том числе, законодательством об оценочной деятельности.
Ссылаясь на указанные нормы, а также на положения Приказа Минэкономразвития от 22.10.2010г. "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости" (ФСО N 4), в котором приведено определение кадастровой стоимости, представитель административных истцов настаивала на удовлетворении исковых требований.
По мнению административных истцов, то обстоятельство, что кадастровая стоимость принадлежащего им нежилого помещения значительно ниже его рыночной стоимости, нарушает их права на получение равноценного возмещения при сносе дома, включенного в программу реновации.
Также административные истцы указали, что право на оспаривание кадастровой стоимости связано не только с налогообложением, и может быть реализовано и для целей выкупа недвижимости по программе реновации.
В судебном заседании представитель административных истцов Косых Т.Е. административные исковые требования поддержала, представила письменные пояснения, в которых дополнительно указала, что установление повышенной кадастровой стоимости необходимо для продажи помещения, поскольку потенциальные покупатели обращаются к общедоступным сведениям о кадастровой стоимости, которые реальной рыночной стоимости помещения не соответствуют. Также представитель административных истцов указала, что они лишены возможности застраховать имущество, так как страховые компании при определении стоимости имущества учитывают его кадастровую стоимость.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы Торгони О.В. против удовлетворения исковых требований возражал по доводам письменных пояснений.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались судом о рассмотрении дела.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы административного искового заявления, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Из материалов дела усматривается, что Лукьянову В.С. на основании договора купли-продажи от 15.04.2016г. принадлежит 1/3 доля в праве собственности на нежилое помещение площадью 30,5 кв.м. на 1 этаже (**) по адресу: ***, д.29, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.04.2016г. (л.д. 22).
Другими сособственниками являются ***., приобретший 1/3 доли в праве собственности на указанное помещение на основании договора купли-продажи от 15.04.2016г. (л.д.23), Демин М.А., приобретший 1/3 доли в праве собственности на помещение по договору купли-продажи квартиры от 12.02.2014г. (л.д.24).
Данное нежилое помещение расположено на первом этаже жилого пятиэтажного дома, используется для размещения магазина цветов (л.д.50).
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 790-ПП кадастровая стоимость помещения утверждена в размере 5 594 502,88 руб. (л.д.19-21).
В материалы дела истцами представлен отчет об оценке рыночной стоимости нежилого помещения N 001, составленный ***20.04.2017г., согласно которому рыночная стоимость нежилого помещения по состоянию на 01.01.2016г. составляет 20 928 819 руб. (л.д.28).
Заявляя требования об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения в размере 20 928 819 руб., административные истцы ссылались на то обстоятельство, что жилой дом, в котором расположено помещение, вошел в программу реновации, установление кадастровой стоимости в повышенном размере необходимо для последующего выкупа помещения при сносе дома.
Суд не может согласиться с указанными выводами.
Статьей 1 Закона г. Москвы от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве" предусмотрено, что реновация жилищного фонда в городе Москве (далее - реновация) представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых в целях предотвращения формирования аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения устойчивого развития жилых территорий, создания благоприятной среды жизнедеятельности, общественных пространств и благоустройства территории и предусматривающих комплексное обновление среды проживания граждан.
Пунктом 6 Постановления Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве" предусмотрено, что реновации принимается на срок до 2032 года.
Положениями ст.24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или комиссии в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях ( Земельного кодекса Российской Федерации,,, Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Действительно, кадастровая стоимость может быть установлена и для целей, не связанных с налогообложением, например, для выкупа юридическим или физическим лицом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной собственности.
Вместе с тем, при реализации программы реновации действующим законодательством не предусмотрено, что выкуп нежилых помещений, расположенных в доме, вошедшем в программу реновации, будет осуществляться по их кадастровой стоимости.
Положениями ст.7.4 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" разъяснено, что нежилые помещения в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации, не относящиеся к общему имуществу в таких многоквартирных домах, подлежат изъятию для государственных нужд города Москвы при условии их предварительного и равноценного возмещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.8 Закона г. Москвы от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве" собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, предоставляется предварительное и равноценное возмещение в денежной форме или в форме равноценного нежилого помещения на праве собственности. Размер, порядок и условия предоставления указанного возмещения определяются в соответствии с федеральным законодательством, в том числе законодательством об оценочной деятельности.
Положения Постановления Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве" предусматривают, что собственникам нежилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации, гарантируется предварительное и равноценное возмещение в связи с изъятием таких нежилых помещений для государственных нужд города Москвы.
Кроме того, нормы названного постановления отсылают к положениям ст.32 Жилищного кодекса РФ, согласно которым помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных .
Пунктом 6 ст.32 Жилищного кодекса РФ определено, что в указанном случае возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником помещения.
Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду.
В случае возникновения спора о рыночной стоимости жилого помещения судом может быть назначена экспертиза (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").
Изложенное означает, что выкуп нежилого помещения как один из способов предоставления равноценного возмещения при сносе дома, вошедшего в программу реновации, осуществляется исходя из его рыночной, а не кадастровой стоимости и по состоянию на дату принятия решения о выкупе, а не на 01.01.2016г.
Кроме того, программа реновации принята на срок до 2032 года, что следует из Постановления Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП, следовательно, установить точную дату решения о выкупе, и, как следствие, дату определения рыночной стоимости не представляется возможным.
При этом, необходимо учитывать, что действующим законодательством предусмотрено право на выход из программы реновации вплоть до дня заключения первого договора социального найма.
При таких обстоятельствах, оснований полагать, что права административных истцов каким-либо образом нарушены в настоящее время, не имеется.
Нет оснований полагать, что существует угроза нарушения прав административных истцов, поскольку действующее законодательство не предполагает осуществление выкупа нежилого помещения в доме, вошедшем в программу реновации, по его кадастровой стоимости.
Также суд учитывает, что в административном иске содержится требование об установлении кадастровой стоимости помещения равной рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость помещения, которую оспаривают истцы, установлена Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 790-ПП, в размере 5 594 502,88 руб. по состоянию на 01.01.2016г.
Рыночная стоимость при обращении в суд с требованием об оспаривании кадастровой стоимости подлежит установлению на дату определения кадастровой стоимости, т.е. также на 01.01.2016г.
Однако оснований полагать, что выкуп помещения будет производиться по кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2016г. у суда нет, действующее законодательство такой нормы не содержит.
Отказывая в удовлетворении иска об установлении кадастровой стоимости для целей осуществления выкупа помещения по программе реновации, суд учитывает положения ст.7 ФЗ "Об оценочной деятельности РФ", согласно которой в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки (далее - договор) не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных настоящим Федеральным законом или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов "действительная стоимость", "разумная стоимость", "эквивалентная стоимость", "реальная стоимость" и других.
Поскольку ст.8 Закона г. Москвы от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве" предусматривает, что собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, предоставляется предварительное и равноценное возмещение в денежной форме или в форме равноценного нежилого помещения на праве собственности, суд приходит к выводу, что речь в данном нормативном правовом акте идет о возмещении исходя из рыночной, а не кадастровой стоимости объекта. При этом рыночная стоимость определяется на текущую дату.
Согласно ст.4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
При рассмотрении настоящего дела судом не установлено факта нарушения прав административных истцов либо препятствий к осуществлению данных прав.
Судом отклоняется довод представителя административных истцов о том, что установление кадастровой стоимости в повышенном размере необходимо для продажи помещения, поскольку потенциальные покупатели исследуют общедоступные сведения о кадастровой стоимости, которые реальной рыночной стоимости помещения не соответствуют.
В соответствии с положениями ФЗ "Об оценочной деятельности" для целей совершения сделки с объектами оценки, в том числе, сделки купли-продажи, определяется рыночная стоимость имущества.
По тем же причинам отклоняется довод представителя административных истцов о необходимости установления кадастровой стоимости в повышенном размере для заключения договора страхования.
Иных оснований для установления кадастровой стоимости в повышенном размере административное исковое заявление не содержит, в судебном заседании представителем административных истцов иных оснований не приведено.
Для целей налогообложения требования об установлении кадастровой стоимости истцами не заявляются, поскольку в случае их удовлетворения налоговые обязательства истцов существенно вырастут, что ухудшит их положение.
В тексте искового заявления также указывается, что кадастровая стоимость помещения, указанная в Постановлении Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 790-ПП, не соответствует стоимости в выписке о кадастровой стоимости, которая получена представителем административных истцов. Однако данное обстоятельство не препятствует обращению административный истцов в суд с требованиями об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки. Таких требований по настоящему делу заявлено не было.
На основании изложенного, руководствуясь -, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Лукьянова Владимира Сергеевича, Версальского Андрея Евгеньевича, Демина Михаила Анатольевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.