Московский городской суд в составе судьи Казакова М.Ю., при секретаре Ивановой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3142/2017 по административному исковому заявлению Базеевой А* Н* об оспаривании решения Совета депутатов муниципального округа Красносельский от 19 декабря 2016 года N 15-13 "Об утверждении Перечня местных праздничных и иных зрелищных мероприятий на территории муниципального округа Красносельский на 2017 год", в редакции решения Совета депутатов муниципального округа Красносельский от 28 ноября 2017 года N 4-09 в части строки 6 приложения к нему, решения Совета депутатов муниципального округа Красносельский от 28 ноября 2017 года N 4-09,
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2017 года Советом депутатов муниципального округа Красносельский принято решение N 4-09 "О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального округа Красносельский от 19 декабря 2016 года N15-13 "Об утверждении Перечня местных праздничных и иных зрелищных мероприятий на территории муниципального округа Красносельский на 2017 год" (далее - Решение N 4-09), которым постановлено:"Внести изменения в Решение Совета депутатов муниципального округа Красносельский от 19 декабря 2016 года N15-13 "Об утверждении Перечня местных праздничных и иных зрелищных мероприятий на территории муниципального округа Красносельский на 2017 год", дополнив Перечень местных праздничных и иных зрелищных мероприятий на территории муниципального округа Красносельский на 2017 год строкой 6 согласно Приложению (пункт 1); определить местом проведения местного праздничного мероприятия "День свободных выборов" территорию сквера Лермонтовской площади (пункт 2); установить в качестве примерной даты проведения местного праздничного мероприятия "День свободных выборов" декабрь 2017 года (пункт 3); у становить, что финансирование местного праздничного мероприятия в рамках патриотического воспитания "День свободных выборов" осуществляется за счёт внебюджетных источников (пункт 4); опубликовать настоящее решение в бюллетене "Московский муниципальный вестник" и разместить на сайте органов местного самоуправления муниципального округа Красносельский www.vmo-krasnoselskoe.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 5); аппарату Совета депутатов муниципального округа Красносельский обеспечить информирование жителей муниципального округа о тематике, участниках, месте и времени проведения местного публичного мероприятия (пункт 6); настоящее решение вступает с силу со дня его принятия (пункт 7); контроль за исполнением настоящего решения возложить на главу муниципального округа Красносельский Яшина И.В. (пункт 8)".
Базеева А.Н., являясь жителем муниципального округа Красносельский, обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими решения Совета депутатов муниципального округа Красносельский от 19 декабря 2016 года N 15-13 "Об утверждении Перечня местных праздничных и иных зрелищных мероприятий на территории муниципального округа Красносельский на 2017 год", в редакции Решения N 4-09, в части строки 6 приложения к нему и решения Совета депутатов муниципального округа Красносельский от 28 ноября 2017 года N 4-09. Свои требования Базеева А.Н. мотивирует тем, что административным ответчиком нарушен порядок введения в действие оспариваемого решения, поскольку до настоящего времени оно официально не опубликовано. Совет депутатов муниципального округа вышел за пределы своих полномочий при принятии оспариваемого нормативного правового акта, поскольку утверждённое решением мероприятие по своему содержанию и заявленной цели выходит за пределы вопросов местного значения и характера местного массового мероприятия, что выявляет его противоречие положениям Закона города Москвы от 4 апреля 2007 года N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований". Кроме того, оспариваемое решение противоречит распоряжению Мэра Москвы от 5 октября 2000 года N 1054-РМ "Об утверждении временного положения о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве", поскольку утверждённое оспариваемым решением мероприятие, с учётом даты его принятия и предполагаемой даты его проведения, не позволяет провести согласование его проведения с органами исполнительной власти города Москвы в сроки, установленные названным распоряжением. Базеева А.Н. указывает, что проведение несогласованного мероприятия, учитывая заявленную численность его участников, без надлежащего обеспечения безопасности, угрожает её жизни, здоровью и законным интересам.
В настоящее судебное заседание административная истица Базеева А.Н. не явилась, направила в суд своих представителей - адвоката Кондрашину Н.Н., адвоката Сидорову Л.А., которые заявленные требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.
Представители административного ответчика Совета депутатов муниципального округа Красносельский - глава муниципального округа Яшин И.В., адвокат Бирюков М.Ю., действующий на основании доверенности, Бочаров С.Н., требования Базеевой А.Н. не признали, полагали, что оспариваемое административной истицей решение принято Советом депутатов в пределах своих полномочий, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и не нарушает права и законные интересы истицы.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Лазаревой Е.И., которая полагала, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частями 1, 2, 3, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Принципы и порядок организации местного самоуправления в городе Москве, его правовые, территориальные и финансово-экономические основы, государственные гарантии его реализации, установлены Законом города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве", в соответствии с частями 5,6 статьи 1 которого к вопросам местного значения относятся вопросы, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности жителей муниципального образования, решение которых в соответствии с настоящим Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Перечень вопросов местного значения устанавливается настоящим Законом в соответствии с особенностями организации местного самоуправления в городах федерального значения, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства, сочетания интересов жителей города Москвы и жителей муниципального образования.
Пунктом 8 части 1 статьи 8 названного закона города Москвы к вопросам местного значения муниципального округа отнесено установление местных праздников и организация местных праздничных и иных зрелищных мероприятий, развитие местных традиций и обрядов.
Таким образом, к вопросам местного значения отнесена организация массовых мероприятий исключительно только в форме местного праздника и иных зрелищных мероприятий.
Из строки 6 приложения к оспариваемому решению усматривается, что им на территории муниципального округа Красносельский вводится проведение местного праздничного мероприятия "День свободных выборов" с примерным количеством участников до 5000 человек.
Заявленная цель мероприятия явно не соответствует задаче организации культурного досуга населения муниципального округа.
Представители административного ответчика в судебном заседании пояснили, что ц ель проведения запланированной акции информирование граждан о стартовавшей кампании по выборам президента Российской Федерации и набору общественных наблюдателей. В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов наблюдателя может назначить зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов. Законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями. При проведении референдума наблюдателя может назначить инициативная группа по проведению референдума, общественное объединение, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне. Политическая партия, иное общественное объединение, зарегистрированный кандидат или в случаях, предусмотренных федеральным законом, доверенное лицо зарегистрированного кандидата, а также инициативная группа по проведению референдума вправе назначить в каждую комиссию не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования, если иное не предусмотрено федеральным законом. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию, если иное не предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрено, что наблюдателем является гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.
Проведение акции с целью набора наблюдателей на выборы Президента Российской Федерации не может свидетельствовать о проведении праздничного мероприятия местного значения.
Из наименования мероприятия, его заявленных целей, количества предполагаемых участников, отсутствия привязки к конкретным дате и местным событиям и обычаям муниципального округа, в честь или развитие которых оно проводится, отсутствие запланированных к проведению в день акции зрелищных мероприятий, следует, что под видом праздничного мероприятия фактически предлагается провести массовое публичное мероприятие целью которого является выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической жизни страны, предвыборная агитация, информирование избирателей о своей деятельности депутатами представительного органа муниципального образования.
Об указанной, действительной цели проведения данного мероприятия также свидетельствуют публичные заявления Главы муниципального округа Красносельский И.В. Яшина в средствах массовой информации, в которых он фактически признаёт, что выбранная форма праздника является способом маскировки политического (публичного) мероприятия (интервью средству массовой информации "Радио Свобода" от 18 декабря 2017 года ( https://www.svoboda.org/a/28925029.html ); пост в социальной сети Facebook от 20 декабря 2017 года ( https://www.facebook.com/yashin.ilya?hc_ref=ARTPLfV2_JC2cvJKBMgSB9CaFKTz- KSmZMwGEhqPeMwGHLuP5wchWLDASqY3hXDqOvE&pnref=story ).
Достоверность сведений, изложенных в названных публикациях, Яшин И.В. не отрицал в настоящем судебном заседании. Согласно части 1 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется Федеральным от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Таким образом, декларируемое в оспариваемом решении мероприятие как местное праздничное по существу таковым не является. Цели этого мероприятия безусловно свидетельствуют о том что оно относится к публичным мероприятиям, проведение которых урегулировано Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Установление названных публичных мероприятий ни на федеральном ни на региональном уровнях не отнесено к вопросам местного значения муниципального округа. Таким образом, принимая оспариваемое решение, Совет депутатов муниципального округа Красносельский вышел за пределы предоставленных ему полномочий.
Частями 2 и 3 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ определено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным .
Статьёй 22 Устава установлено, что нормативный и иной правовой акт, принятый Советом депутатов, направляется главе муниципального округа для подписания и обнародования в течение 10 дней со дня его принятия. Глава муниципального округа подписывает принятый Советом депутатов нормативный или иной правовой акт в течение 3 дней со дня его поступления для подписания. Также статьёй 24 Устава определён порядок вступления в силу муниципальных нормативных правовых актов. Муниципальные нормативные правовые акты, за исключением муниципальных нормативных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом, подлежат официальному опубликованию не позднее тридцати дней со дня их принятия, если федеральными законами не установлены иные сроки для их опубликования. Печатные средства массовой информации, осуществляющие официальное опубликование муниципальных нормативных правовых актов, определяются решением Совета депутатов. Датой официального опубликования муниципального нормативного правового акта является день первого опубликования его полного текста в печатном средстве массовой информации, определённом Советом депутатов. Муниципальный нормативный правовой акт (за исключением Устава, решения Совета депутатов о внесении изменений и дополнений в Устав) вступает в силу со дня его официального опубликования, если в самом акте не оговорено иное. Решением Совета депутатов муниципального округа Корасносельский от 22 декабря 2015 года N 18-6 "Об официальном опубликовании (обнародовании) муниципальных нормативных правовых актов" установлено, что официальным опубликованием муниципального нормативного правового акта муниципального округа Красносельский считается первая публикация полного текста акта в бюллетене "Московский муниципальный вестник". Пунктом 5 Решения N 4-09 установлено, что указанное решение подлежит опубликованию в бюллетене "Московский муниципальный вестник". Вместе с тем, согласно пункту 7 оспариваемого решения оно вступает в силу со дня принятия, что противоречит вышеприведенному положению статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ. При этом исходя из представленных сторонами доказательств Решение N 4-09 до настоящего момента не опубликовано в бюллетене "Московский муниципальный вестник".
Порядок организации и проведения массовых культурно-
просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных
мероприятий в городе установлен распоряжением Мэра Москвы от 5 октября
2000 года N 1054-РМ "Об утверждении временного положения о порядке
организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве" (далее - Временное положение), в соответствии с подпунктами 3 и 4 которого организаторы массового мероприятия с количеством участников до 5 000 человек обязаны уведомлять Префектуру административного округа и соответствующие территориальные органы внутренних дел о его проведении не менее чем за месяц до даты проведения намечаемого массового мероприятия.
Вместе с тем, необходимость обнародования оспариваемого решения, дата его принятия и установленное им время проведения мероприятия свидетельствуют о заведомой невозможности выполнения предписаний приведённого выше Временного положения, являющегося нормативным правовым актом большей юридической силы.
Указанный вывод суда подтверждается и тем, что в целях реализации Решения N 4-09 в настоящее время распоряжением Аппарата Совета депутатов муниципального округа Красносельский от 1 декабря 2017 года N 18 днём проведения мероприятия назначено 24 декабря 2017 года, что прямо нарушает вышеуказанные требования Временного положения по срокам уведомления Префектуры административного округа о дате проведения публичного мероприятия.
Доводы административного ответчика о том, что к оспариваемому решению не применимо Распоряжение Мэра Москвы N 1054-РМ несостоятельны, поскольку утверждённое праздничное мероприятие соответствует массовому мероприятию, которое в силу вышеприведенных нормативных правовых актов требует соблюдения порядка, установленного федеральным законодательством, законодательством субъекта Российской Федерации и упомянутого Распоряжения Мэра N 1054-РМ.
В соответствии со статьёй 3 Закона города Москвы от 4 апреля 2007 года N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" нормы предельной заполняемости территорий, за исключением специально отведённых мест, помещений в месте проведения публичного мероприятия определяются органом исполнительной власти города Москвы, рассматривающим уведомление, индивидуально для каждого публичного мероприятия с учётом размера земельного участка, его загруженности зелёными насаждениями, зданиями, сооружениями и иных условий, исходя из возможности беспрепятственного нахождения двух человек на одном квадратном метре территории, включая сотрудников органов внутренних дел, обеспечивающих общественный порядок, и представителей средств массовой информации.
При этом представителями административного ответчика суду не представлено доказательств, которые бы безусловно свидетельствовали о соблюдении Советом депутатов, при принятии оспариваемого решения, соблюдения предписаний названного законоположения о придельной численности участников акции в месте запланированном к её проведению.
Изложенное свидетельствует о том, что при принятии оспариваемого муниципального нормативного правового акта Совет депутатов вышел за пределы предоставленных ему полномочий, решение не введено в действие в установленном законом порядке, заведомо влечёт отсутствие возможности выполнить порядок согласования мероприятия с префектурой административного округа и уведомления органов внутренних дел, что нарушает права административного истца на безопасное нахождение на территории района, в котором запланировано мероприятие.
Поскольку оспариваемые положения содержат противоречия названному выше федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, они признаются судом недействующими.
Согласно Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, строка 6 приложения к решению Совета депутатов муниципального округа Красносельский от 19 декабря 2016 года N 15-13, в редакции решения Совета депутатов муниципального округа Красносельский от 28 ноября 2017 года N 4-09 подлежит признанию недействующей с 28 ноября 2017 года, то есть с момента внесения в него изменений Решением N 4-09, само Решение N 4-09 подлежит признанию недействующим с момента его принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Базеевой А* Н* удовлетворить.
Признать недействующим с 28 ноября 2017 года строку 6 приложения к решению Совета депутатов муниципального округа Красносельский от 19 декабря 2016 года N 15-13 "Об утверждении Перечня местных праздничных и иных зрелищных мероприятий на территории муниципального округа Красносельский на 2017 год", в редакции решения Совета депутатов муниципального округа Красносельский от 28 ноября 2017 года N 4-09.
Признать недействующим с момента принятия решение Совета депутатов муниципального округа Красносельский от 28 ноября 2017 года N 4-09 "О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального округа Красносельский от 19 декабря 2016 года N 15-13 "Об утверждении Перечня местных праздничных и иных зрелищных мероприятий на территории муниципального округа Красносельский на 2017 год".
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда подпись М.Ю. Казаков
Копия верна.
Судья: Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.