Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Кретова И.М. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 410 Мещанского района г.Москвы от 07 июля 2017 года и решение судьи Мещанского районного суда г.Москвы от 22 августа 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 410 Мещанского района г.Москвы от 07 июля 2017 года заместитель генерального директора Федерального казенного учреждения "Дирекция Космодрома Восточный" (далее - ФКУ "Дирекция космодрома Восточный") Кретов И.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.10 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000,00 (двадцать тысяч) рублей.
Решением судьи Мещанского районного суда г.Москвы от 22 августа 2017 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Кретова И.М. без удовлетворения.
В настоящей жалобе Кретов И.М. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, указывая на необходимость применения положений ст.2.9 КоАП РФ.
От начальника инспекции Счетной палаты Российской Федерации поступили возражения на жалобу, в которых должностное лицо просит оставить жалобу Кретова И.М. без удовлетворения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы заявителя, возражений на жалобу, нахожу обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Согласно ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетные обязательства определены как расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Положениями названной установлено, что расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу средства из соответствующего бюджета.
В соответствии со БК РФ получатель бюджетных средств обладает полномочиями принимать и (или) исполнять в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии со ст.15.15.10 КоАП РФ административная ответственность наступает за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из к данной статье следует, что под должностным лицом в настоящем понимается, в частности, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год на основании распоряжения Председателя Счетной палаты Российской Федерации от ***2017 года N*** было проведено контрольное мероприятие в Государственной корпорации по космической деятельности "***" (г.Москва) в период с ***2017 года.
В ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что в нарушение ст.162 БК РФ Кретов И.М., являясь заместителем генерального директора ФКУ "Дирекция космодрома Восточный", подписал ***2016 года с АО " *** " Государственный контракт N *** на сумму расходных обязательств *** рублей из федерального бюджета при отсутствии доведенных до Госкорпорации " *** " и ФКУ "Дирекция космодрома Восточный" бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.
Согласно данным, размещенным в системе "Электронный бюджет", изменения в сводную бюджетную роспись федерального бюджета, санкционирующие выделение средств федерального бюджета на проектные и изыскательские работы по объекту " *** ". Площадка 1А" в объеме *** рублей были внесены только *** 2016 года.
Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доведены до Госкорпорации " *** " казначейским уведомлением от *** 2016 года N *** . Лимиты бюджетных обязательств распределены Госкорпорацией " *** " и доведены до ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" (получателя бюджетных средств) расходным расписанием от *** 2016 года N *** .
Учитывая, что на момент заключения Государственного контракта N *** между ФКУ "Дирекция космодрома Восточный" и АО " *** " ***2016 года бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств до ФКУ "Дирекция космодрома Восточный" доведены не были, основания для его заключения отсутствовали, что повлекло за собой преждевременное принятие ФКУ "Дирекция космодрома Восточный" расходных обязательств Российской Федерации на сумму *** рублей.
07 июня 2017 года заместителем начальника инспекции экспертно-аналитической и контрольной деятельности за расходами на исследование космического пространства Департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области расходов федерального бюджета на промышленность, исследование и использованием космического пространства, атомный энергопромышленный комплекс Счетной палаты Российской Федерации составлен протокол об административном правонарушении по ст.15.15.10 КоАП РФ в отношении заместителя генерального директора ФКУ "Дирекция космодрома Восточный" Кретова И.М., как должностного лица.
Факт совершения административного правонарушения и виновность заместителя генерального директора ФКУ "Дирекция космодрома Восточный" Кретова И.М. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; распоряжением председателя Счетной палаты Российской Федерации от 02.03.2017 N *** ; копией Государственного контракта N ***от 02.11.2016; актами оказанных услуг по Государственному контракту N ***от 02.11.2016; выпиской из акта по результатам проведенного Счетной палатой Российской Федерации контрольного мероприятия; распечаткой скриншотов из системы "Электронный бюджет"; копией казначейского уведомления от 23.12.2016 N***; расходным расписанием N***от 27.12.2016; копией доверенности N***от 14.04.2016, выданной заместителю генерального директора ФКУ "Дирекция космодрома Восточный" Кретову И.М.; копией трудового договора; копией должностной инструкции заместителя генерального директора ФКУ "Дирекция космодрома Восточный"; иными материалами дела.
При рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении мировым судьей и судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.10 КоАП РФ и с учетом положений ст.2.4 КоАП РФ сделан обоснованный вывод о доказанности вины Кретова И.М. в его совершении.
В соответствии с требованиями КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные данного Кодекса.
Доводы жалобы о заключении государственного контракта в соответствии с нормами гражданского законодательства не являются основанием для ее удовлетворения, поскольку вопросы финансового обеспечения деятельности регулируются нормами бюджетного права, т.е. совокупностью устанавливаемых государством правовых норм, определяющих бюджетное устройство страны
На основании БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Согласно п.5 ст.161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим, и с учетом принятых и неисполненных обязательств .
Нарушение казенным учреждением требований настоящего при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение .
В силу БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Приведенное правовое регулирование не свидетельствует о возможности получателя бюджетных средств принимать бюджетные обязательства до распределения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, а также с превышением пределов доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
С учетом изложенного действия должностного лица ФКУ "Дирекция космодрома Восточный" Кретова И.М., выразившиеся в заключении государственного контракта, не обеспеченных лимитами бюджетных обязательств на момент его заключения, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.10 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что как должностное лицо ФКУ "Дирекция космодрома Восточный" Кретов И.М. заключал государственный контракт и принимал обязательства в соответствии с целями деятельности учреждения, лимиты бюджетных обязательств были впоследствии доведены до учреждения расходным расписанием 27.12.2016, что указывает на малозначительность вменяемого административного правонарушения, признаны несостоятельными.
Согласно КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с абз.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений, и с объективной стороны характеризуется совершением виновным лицом действий по принятию бюджетных обязательств с нарушением установленных законом размеров в виде превышения бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств. В качестве субъектов административной ответственности могут выступать только должностные лица.
Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена 15.15.10 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении должностного лица к соблюдению порядка принятия бюджетных обязательств.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, основания для применения ст.2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Иные приводимые заявителем доводы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления мирового судьи и решения судьи районного суда, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен, каких - либо неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых судебных актов.
При назначении Кретову И.М. наказания были учтены фактические обстоятельства дела, а также характер совершенного административного правонарушения. Наказание в виде административного штрафа в размере 20 000,00 (двадцать тысяч) рублей назначено с учетом требований ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ст. 15.15.10 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения Кретова И.М. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.17, 30.13, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 410 Мещанского района г.Москвы от 07 июля 2017 года и решение судьи Мещанского районного суда г.Москвы от 22 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ в отношении заместителя генерального директора Федерального казенного учреждения "Дирекция Космодрома Восточный" оставить без изменения, жалобу Кретова И.М. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.