Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу директора Федерального государственного бюджетного научного учреждения "*****" Бухтиярова И.В. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 13 декабря 2016 года, решение судьи Измайловского районного суда города Москвы от 10 марта 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 22 мая 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 13 декабря 2016 года директор Федерального государственного бюджетного научного учреждения "*****" (далее - ФГБНУ "*****") Бухтияров И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Решением судьи Измайловского районного суда города Москвы от 10 марта 2017 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба Бухтиярова И.В. - без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 22 мая 2017 года постановление заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 13 декабря 2016 года и решение судьи Измайловского районного суда города Москвы от 10 марта 2017 года оставлены без изменения, жалоба Бухтиярова И.В. - без удовлетворения.
В настояще й жалобе директор ФГБНУ "*****" Бухтияров И.В. просит об отмене названных постановления должностного лица и судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что передача в аренду части временно не используемых ФГБНУ "*****" помещений под размещение и эксплуатацию офисов и складов не свидетельствует о нецелевом использовании земельного участка и согласовано с собственником; наличие использования части помещений в предпринимательских целях в нежилом здании относится к вопросу использования объекта недвижимости, а не земельного участка; в решении судьи Московского городского суда отсутствует указание на порядок его обжалования.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, нахожу обжалуемые постановление должностного лица и судебные акты законными и обоснованными.
Согласно ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ административным правонарушением признается использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных, и настоящей статьи.
На основании п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ вышеуказанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Во исполнение данного законоположения приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков. При этом, в силу п. 11 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В силу п. 4 ст. 1 Закона г. Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон о землепользовании), все земли в городе Москве относятся к категории земель населенных пунктов.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, а также соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны (п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с п. п. 8, 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, нормативно-правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Виды разрешенного использования устанавливаются градостроительными регламентами в пределах границ соответствующей территориальной зоны.
На основании п. 3 ч. 2 ст. 30 ГрК РФ градостроительные регламенты являются составной и неотъемлемой частью правил землепользования и застройки и применяются только вместе с данным актом градостроительного зонирования.
Согласно ч. ч. 1 - 5 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В настоящее время правила землепользования и застройки в городе Москве не утверждены.
Вместе с тем в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31 декабря 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в том числе установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
К полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в городе Москве в соответствии со ст. 3 Закона о землепользовании относятся, в том числе установление видов разрешенного использования земельных участков до введения в действие правил землепользования и застройки в городе Москве.
Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве утвержден постановлением Правительства Москвы от 25 мая 2011 года N 228-ПП, которое в соответствии с п. 11 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ подлежит применению в отношении земельных участков, виды разрешенного использования которых были установлены до издания приказа Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540, утвердившего Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 25 мая 2011 года N 228-ПП виды разрешенного использования земельных участков имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, которые, в силу с п. 3.2 постановления Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 366-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", указываются в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
В силу п. 1 постановления Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент городского имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.
Согласно п. 4.2.7 указанного постановления Департамент городского имущества города Москвы принимает решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка или об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования до утверждения правил землепользования и застройки города Москвы.
Пунктом 5.1 постановления N 99-ПП установлено, что в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы Департамент принимает (изменяет, отменяет) правовые акты, решения: о внесении изменений в договоры аренды земельных участков (за исключением изменений, связанных со строительством (реконструкцией) объектов капитального строительства), по вопросам изменения их срока действия, а также по вопросам уточнения (изменения) разрешенного использования и по другим вопросам.
В случае фактического изменения вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах данные сведения подлежат учету путем их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Разрешенное использование земельного участка, в силу п. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), относится к числу дополнительных сведений о таком объекте недвижимости как земельный участок, включаемых в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровый учет согласно ст. 16 Закона о кадастре производится на основании заявления правообладателя и ряда необходимых документов.
На основании п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04 февраля 2010 года N 42, сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр объектов недвижимости вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Также основополагающим принципом земельного законодательства, установленным п. 7 ст. 1 Земельного кодекса РФ, является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Обязанность осуществления платы за использование земли подтверждается ст. ст. 42, 65 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, в силу принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, а также принципа деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, изменение функционального назначения здания, расположенного на земельном участке, влечет изменение вида разрешенного использования земельного участка, в зависимости от которого изменяется процентная ставка по выплате арендных платежей, основанная на оценке кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в соответствии с Методическими указаниями и, как следствие, нарушение правового режима земель в составе земель населенных пунктов.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель от 07 июня 2016 года N 341/ГЗН проведена проверка соблюдения земельного законодательства Российской Федерации в отношении ФГБНУ "*****" на земельном участке, расположенном по адресу: г. Москва, проспект Буденного, вл. 31, стр. 1, 2.
В ходе проведения проверки установлено, что по вышеуказанному адресу расположен земельный участок с кадастровым N *****, площадью 7 464м 2, который предоставлен ФГБНУ "НИИ МТ" в постоянное бессрочное пользование для эксплуатации зданий и сооружений института и благоустройства прилегающей территории .
Вместе с тем проверкой установлено, что земельный участок с кадастровым N ***** фактически используется ФГБНУ "*****" с нарушением установленного вида разрешенного использования, а именно: под размещение офисов, расположенных в здании по адресу: г. Москва, проспект Буденного, д. 31.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 29 июля 2016 года.
04 августа 2016 года по факту выявленных нарушений государственным инспектором города Москвы по использованию и охране земель в отношении директора ФГБНУ "*****" Бухтиярова И.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, на основании которого постановлением заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 13 декабря 2016 года последний привлечен к административной ответственности.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ, и виновность Бухтиярова И.В. как должностного лица ФГБНУ "*****" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, в том числе: протоколом об административном правонарушении; распоряжением о проведении плановой выездной проверки; актом проверки соблюдения земельного законодательства; фототаблицей; выпиской из ЕГРЮЛ; учредительными документами ФГБНУ "*****"; приказом о возложении на Бухтиярова И.В. обязанностей директора ФГБНУ "*****"; данными кадастрового учета земельного участка; протоколом заседания окружной комиссии по имущественно-земельным отношениям и градостроительству на территории ВАО; договором аренды земель в г. Москве от 23 мая 1994 года; свидетельствами о праве собственности ФГБНУ "*****" на расположенные на земельном участке здания; письмом ДГИ г. Москвы.
Оценив совокупность собранных по делу доказательств, руководствуясь положениями ст.ст. 1, 7, 8, 42 Земельного кодекса РФ, должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Бухтиярова И.В. как должностного лица ФГБНУ "*****" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, поскольку фактическое использование предоставленного ФГБНУ "*****" земельного участка с видом разрешенного использования "для эксплуатации зданий и сооружений института и благоустройства прилегающей территории" под размещение офисов свидетельствует об использовании этого земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к определенной категории земель и разрешенным использованием.
Довод жалобы о том, что предоставленный ФГБНУ "*****" земельный участок используется в соответствии с видом разрешенного использования, а именно - для эксплуатации зданий и сооружений института и благоустройства прилегающей территории, тогда как в аренду третьим лицам передана часть временно не используемых ФГБНУ "*****" помещений, что составляет 3,04% от общей площади помещений, не может повлечь удовлетворение жалобы, поскольку то обстоятельство, что только часть земельного участка используется под размещение офисов, не свидетельствует об использовании данного земельного участка в соответствии с разрешенным видом использования.
Так, в соответствии с Перечнем видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в г. Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 25 мая 2011 г. N 228-ПП, которое подлежит применению к спорным правоотношениям, размещение офисов относится к виду разрешенного использования - 1001 07 1.2.7 "земельные участки, предназначенные для размещения офисных помещений", что не соответствует установленному виду разрешенного использования - 1001 03 1.2.7 "объекты размещения научных, исследовательских, творческих, проектных, медиаорганизаций, инновационных центров".
В данном случае передача части здания, принадлежащего ФГБНУ "*****" на праве оперативного управления, в аренду иному юридическому лицу не освобождает ФГБНУ "*****" от обязанностей, связанных с соблюдением земельного законодательства, в том числе и от обязанностей по использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
Осуществляя на предоставленном в постоянное бессрочное пользование земельном участке иную не предусмотренную разрешенным использованием земельного участка деятельность, ФГБНУ "*****" не было лишено возможности в установленном порядке осуществить меры по изменению вида разрешенного использования земельного участка, однако данным правом не воспользовалось, допустив факт его нецелевого использования.
Довод заявителя о согласованности заключенных договоров аренды с собственником земельного участка не относится к обстоятельствам, подлежащим в силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по данному делу об административном правонарушении. При этом следует отметить, что гражданским законодательством РФ юридическим лицам разрешено заключать любые, не противоречащие закону договоры, однако указанные юридические лица при заключении таких договоров обязаны учитывать и иные обстоятельства, связанные с их заключением, в данном случае - требования земельного законодательства, касающиеся условий использования земельного участка.
Таким образом, действия директора ФГБНУ "*****" Бухтиярова И.В. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями КоАП РФ и действующим земельным законодательством, в том числе постановлением Правительства Москвы от 25 мая 2011 года N 228-ПП.
Наличие в решении судьи районного суда и в решении судьи Московского городского суда указания на виды разрешенного использования земельных участков в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. N 540, который не подлежит применению к возникшим правоотношениям, на правильность вывода судебных инстанций о законности и обоснованности постановления должностного лица не повлияло, а потому допущенная судьями ошибка не может повлечь отмену принятых ими судебных актов.
Изложенный в жалобе довод о том, что в решении судьи Московского городского суда отсутствует указание на порядок его обжалования, нельзя принять во внимание, так как в соответствии с ч. 3 ст. 31.1 КоАП РФ решение по жалобе на решение, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано только в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП РФ. При этом КоАП РФ не устанавливает какой-либо срок на подачу жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, а отсутствие в судебном акте ссылок на порядок её подачи не лишило Бухтиярова И.В. возможности воспользоваться данным правом, которое было реализовано путем обращения в Московский городской суд с настоящей жалобой.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов.
Порядок и срок давности привлечения Бухтиярова И.В. к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, с учетом требований ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 13 декабря 2016 года, решение судьи Измайловского районного суда города Москвы от 10 марта 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 22 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ в отношении директора Федерального государственного бюджетного научного учреждения "*****" Бухтиярова И.В. оставить без изменения, жалобу Бухтиярова И.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.