Судья Московского городского суда Масленникова Л.В., рассмотрев кассационную жалобу Куликова И.Н., направленную посредством почтовой связи 01 ноября 2017 года, и поступившую в суд кассационной инстанции 09 ноября 2017 года, на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 13 июля 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 мая 2017 года по делу по иску Куликова И.Н., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Куликова И.И., к Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной социальной выплаты, признании права на получение единовременной социальной выплаты, обязании поставить на учет,
установил:
Куликов И.Н., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Куликова И.И., обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании за ним и членами его семьи права на единовременную социальную выплату, обязании поставить его и членов его семьи на учет, ссылаясь на то, что 11 ноября 2013 года он, имея необходимую выслугу лет, обратился с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты со всеми необходимыми документами, однако 05 сентября 2014 года ему было отказано в постановке на учет, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м, а также в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N369.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 13 июля 2016 года постановлено:
В удовлетворении исковых требований Куликова *, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Куликова * к Федеральной службе исполнения наказания о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной социальной выплаты, признании права на получение единовременно социальной выплаты, обязании поставить на учет, отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 мая 2017 года решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 13 июля 2016 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
В соответствии со ст. 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, в т.ч. если является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 указанного Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении, и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
В силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты" порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31 и 69 ЖК Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Судом установлено, что Куликов И.Н. с 04 октября 2012 года является сотрудником УИС. Ранее проходил службу в ОВД России, в настоящее время занимает должность * ФКУ * УФСИН России по * в звании *.
Выслуга лет, в календарном исчислении, составила более 13 лет.
11 ноября 2013 года истец обратился с заявлением (рапортом) во ФСИН России о предоставлении ему с составом семьи из трех человек: заявитель - Куликов И.Н., супруга - * А.В., * года рождения,* - Куликов И.И., * года рождения - единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
05 сентября 2014 года, на основании протокола N 8 заседания комиссии ФСИН России, Куликову И.Н. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с обеспеченностью его семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м., а также в связи с непредставлением обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства N 369 от 24 апреля 2013 года.
Согласно указанному протоколу и материалам учетного дела, Куликов И.Н. с 18 февраля 1992 года, и * с рождения, постоянно зарегистрированы в жилом помещении по адресу: г. *, общей площадью 61,1 кв.м., и находящемся в собственности: Куликова И.Н. (доля в праве 15,28 кв.м.), что подтверждается свидетельством о праве собственности от 08 октября 2002 года серии ***, * заявителя, доля в праве 15,28 кв.м., *заявителя, доля в праве 15,28 кв.м.; племянницы заявителя, доля в праве 15,28 кв.м. Всего зарегистрировано четыре человека.
Супруга истца зарегистрирована по адресу: г*, в жилом помещении, общей площадью 75,20 кв.м., принадлежащем * В.И. (отцу супруги). Всего зарегистрировано четыре человека.
Также суд установил, что согласно договору найма жилого помещения от 01 ноября 2005 года, * А.В. имеет право проживания по адресу: г. *, кв. *, что подтверждается справкой о проверке жилищных условий от 30 июля 2013 года.
Истцом в комиссию ФСИН России была представлена справка из Управления Росреестра по РФ от 18 июля 2013 года, которая не отражает сведения о наличии или отсутствии имущества за последние пять лет, предшествующие подаче заявления, за исключением г. Санкт-Петербург.
Кроме того, вместо копии поквартирной карточки, представлены справки, а также выписки из лицевого счета, датированные 12 ноября 2013 года, 30 июля 2013 года, 29 июля 2013 года и 11 ноября 2013 года.
Разрешая заявленные Куликовым И.Н. исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", пришел к выводу об отказе Куликову И.Н. в их удовлетворении на том основании, что решение Комиссии ФСИН России об отказе Куликову И.Н. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более нормы предоставления - 15 кв.м. и отсутствием необходимых документов, предусмотренных п. 5 Правил, является законным и обоснованным.
Доводы истца о том, что непредоставление документов, предусмотренных п. 5 Правил, не может являться основанием для отказа в постановке на учет, суд первой инстанции признал несостоятельными, исходя из того, что согласно п. 7 Правил, комиссия принимает решение о постановке сотрудника, либо об отказе в постановке на учет, и отсутствие документов поименованных в п. 5 Правил исключает возможность комиссии ФСИН России сделать однозначный вывод об обеспеченности заявителя жилым помещением, тогда как данное обстоятельство является ключевым для принятия решения о постановке заявителя на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Апелляционная инстанция с такими выводами суда согласилась.
Выражая несогласие с судебными актами, заявитель оспаривает выводы судов об обеспеченности Куликова И.Н. общей площадью жилого помещения по установленной законом норме, ссылаясь, в том числе на то, что судами было неверно установлено, что в квартире по адресу: г. * зарегистрировано 4 человека, тогда как в ней зарегистрировано 5 человек.
Между тем, приведенный довод на правильность выводов судов не влияет и не подтверждает нуждаемость заявителя в предоставлении ему социальной единовременной выплаты по этому основанию.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии в обжалуемых судебных постановлениях расчета обеспеченности жилым помещением не могут являться основанием к их отмене, в том числе по причине не предоставления заявителем полного пакета документов, предусмотренных п.5 Правил, что является самостоятельным отказом для постановке на учет.
Так, отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (п. 3 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 4 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (п. 5 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в общежитии (пункт 6 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (п. 7 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Данные правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (п. 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31 и 69 ЖК Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы, а случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт "з" и подпункт "и" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" приказом ФСИН России от 16 октября 2014 г. N 550 утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
В приложении N 1 к Порядку утвержден рекомендуемый образец заявления (рапорта) для принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Таким образом, по смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами и Порядком. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами и Порядком требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке Куликову И.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты послужил факт обеспеченности истца общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров.
Данное решение было принято Комиссией исходя из сведений, содержащихся в документах, представленных Куликовым И.Н. вместе с рапортом от 11 ноября 2013 года.
Более того, Куликов И.Н. не лишен возможности повторно обратиться с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, предоставив все перечисленные в пункте 5 Правил документы, содержащие полную и достоверную информацию о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях, имеющих непосредственное отношение к вопросу о постановке на учет для получения названной выплаты.
Иные доводы кассационной жалобы касаются не материально-правовой, а доказательной стороны спора. Вместе с тем, изменение данной оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям главы 41 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В силу положений ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ суд кассационной инстанции правом на переоценку исследованных доказательств не наделен.
С учётом изложенного, оснований, предусмотренных ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений, вступивших в законную силу, по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 383, 387 Гражданского процессуального кодекса РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Куликова И.Н. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 13 июля 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 мая 2017 года для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда Масленникова Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.