Судья Московского городского суда Масленникова Л.В., рассмотрев кассационную жалобу Курукиной С.П., поступившую в суд кассационной инстанции 24 ноября 2017 года, на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 07 февраля 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 августа 2017 года по делу по иску Курукиной Н.Ф. к Курукиной С.П. к Федеральной службе исполнения наказаний России о признании права на получение единовременной социальной выплаты, признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты и его отмене, обязании поставить на учет,
установил:
Курукина Н.Ф., Курукина С.П. обратились в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании ФСИН России поставить на учет для получения ЕСВ с даты подачи рапорта, признании незаконным и отмене решения об отказе в постановке на учет, ссылаясь на то, что Курукина С.П., имея необходимую выслугу лет, обратилась с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, однако решением комиссии ФСИН России ей отказано в постановке на такой учет со ссылкой на непредставление необходимых документов, что не позволяет рассмотреть вопрос об ухудшении жилищных условий. С указанным решением истцы не согласны, полагают, что ими представлены все необходимые документы.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 07 февраля 2017 года постановлено:
Отказать Курукиной * и Курукиной * в удовлетворении требований к ФСИН России о признании права на получение ЕСВ, незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения ЕСВ и его отмене, обязании поставить на учет.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 августа 2017 года решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 07 февраля 2017 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
В соответствии со ст. 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" были утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, устанавливающие порядок и условия принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты, а также порядок ее выплаты, в соответствии с п. 23 которого единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и частью 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Данное разъяснение сделано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В пункте 5 Правил N 369 от 24.04.2013 закреплен перечень документов, которые требуется предоставить сотруднику при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в целях подтверждения наличия соответствующих оснований для этого.
В числе прочего пп. "б" п. 5 Правил предусматривает необходимость предоставления копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и совместно проживающих с ним членов его семьи; пп. "з" п. 5 Правил предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления, либо заменяющих их документов.
Судом установлено, что Курукина С.П., * службы, * ФКУ * УФСИН России по г. Москве, обратилась с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 20 марта 2014 года.
Выслуга лет в календарном исчислении более 15 лет.
Представлены документы на состав семьи 2 человека: заявитель, * Н.Ф., *года рождения.
Решением жилищной комиссии ФСИН России от 07 сентября 2016 года (выписка из протокола N 69) Курукиной С.П. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с непредставлением обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства N 369 от 24 апреля 2013 года (не представлены выписки из ЕГРП, содержащие информацию о ранее имевшихся жилых помещениях), вследствие чего отсутствует возможность установить факт ухудшения жилищных условий заявителем и членами его семьи.
Также суд установил, что Курукина С.П. с 26.12.2011 г. по 01.08.2014 г. и ее * с 18.03.2014 г. по 11.02.2016 г. временно зарегистрированы по юридическому адресу ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Москве, по данному адресу представлены справка об отсутствии финансового лицевого счета и выписки из домовой книги.
Курукина С.П. с 23.06.2011 г. по 25.11.2011 г. была постоянно, а ее * и на момент рассмотрения рапорта с 23.06.2011 г. постоянно, зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 106,5 кв.м, по адресу: ***, принадлежащей на праве собственности *истца * В.А.; до этого истец была зарегистрирована постоянно с 2003 года по 23.06.2011 года в жилом помещении по адресу: г*, также принадлежащей * заявителя.
Заявителем были представлены справки из БТИ и выписки из ЕГРП на имеющиеся объекты недвижимого имущества, но не на имевшиеся ранее.
Разрешая заявленные Курыкиной Н.Ф., Курыкиной С.П. исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку у ответчика имелись основания для отказа Курыкиной С.П. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, так как истцом в нарушение данных Правил был предоставлен неполный пакет документов о её жилищном положении и членов её семьи, тогда как суд не полномочен исполнять обязанности Комиссии ФСИН России по рассмотрению документов о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Апелляционная инстанция с такими выводами суда согласилась, одновременно указав на то, что отсутствие вышеуказанных документов исключило возможность комиссии ФСИН России сделать однозначный вывод об обеспеченности истца и членов её семьи жилым помещением, тогда как данное обстоятельство является ключевым для принятия решения о постановке лица на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Выражая несогласие с судебными постановлениями, заявитель приводит доводы, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций, необоснованность их отражена в судебных актах с изложением соответствующих мотивов и по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу.
Между тем изменение данной оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям главы 41 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Кроме того, полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не по пересмотру по существу. Пересмотр не может считаться скрытой формой обжалования, которое является исключительным средством защиты своих прав, в то время как лишь возможное наличие двух точек зрения по одному вопросу не может являться основанием для пересмотра. Отступление от этого принципа оправдано только тогда, когда является обязательным в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера. По настоящему делу указанных обстоятельств не установлено.
С учётом изложенного, оснований, предусмотренных ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений, вступивших в законную силу, по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 383, 387 Гражданского процессуального кодекса РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Курукиной С.П. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 07 февраля 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 августа 2017 года, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда Масленникова Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.