Судья Московского городского суда Лашков А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ГлавУпДК при МИД России по доверенности Московец Е.В. на решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 18 июля 2017 г. которым постановлено:
постановление заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий N * от 09 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.12 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД Российской Федерации" оставить без изменения, жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД Российской Федерации" - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий N * от 09 февраля 2017 года ГлавУпДК при МИД России привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.12 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" и обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ГлавУпДК при МИД России обратилось с жалобой в суд, указывая на отсутствие в действиях (бездействиях) общества состава вменяемого административного правонарушения, так как здание, расположенное по адресу: *, принадлежит заявителю на праве хозяйственного ведения, в соответствии с уставными целями заявителя, сдается им в аренду посольству Республики Замбия, согласно условиям договора аренды, несет ответственность за техническую эксплуатацию здания, в том числе по организации очистки крыш от снега.
В судебное заседание суда первой инстанции защитник, ГлавУпДК при МИД России - Коржова Т.Е., действующая на оснований доверенности, явилась, доводы жалобы поддержала, просила постановление отменить.
Представитель ОАТИ по доверенности - Поздняков Р.Ю. в судебном заседании, представил копию административного материала, указав на законность вынесенного постановления, пояснив, что поступило обращение от гражданина, в котором указанно, что на транспортное средство последнего упала сосулька, которая повредила его автомобиль, в связи с чем, они и вышли с проверкой, и в ходе визуального наблюдения были выявлены признаки правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 8.12 Кодекса Москвы об АП, о чем им был составлен рапорт.
Судьей Мещанского районного суда г. Москвы 18 июля 2017 г. принято вышеназванное решение, об отмене которого просит в жалобе защитник ГлавУпДК при МИД России по доверенности Московец Е.В., ссылаясь на то, что суд неверно применил нормы действующего законодательства.
В судебное заседание суда второй инстанции защитник ГлавУпДК при МИД России по доверенности Коржова Т.Е. явилась, доводы жалобы поддержала.
Представитель ОАТИ г. Москвы по повторному вызову в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав защитника ГлавУпДК при МИД России по доверенности Коржову Т.Е., проверив доводы жалобы, нахожу состоявшиеся по делу постановление судьи подлежащими отмене по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 8.12 Кодексом города Москвы об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за непринятие собственниками и иными законными владельцами зданий и сооружений, кроме жилых домов и объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной; или муниципальной собственности, мер по очистке крыш от снега и удалению наростов льда на карнизах, крышах и водостоках.
В силу п. 10.1 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018 (далее - Правила), юридические, должностные лица и граждане должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории города, в том числе и на территориях частных домовладений.
В соответствии с п. 10.13 Правил в зимнее время собственниками, балансодержателями (арендаторами) зданий должна быть организована своевременная очистка кровель от снега, снега и наледи.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 17 января 2017 года в 11 час. 18 мин., зафиксировано нарушение требований п. 10.13 "Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве", утвержденных Постановлением Правительства г. Москвы от 09 ноября 1999 N 1018: не очищена кровля здания от снега и наростов льда ("сосульки") по адресу: *.
Действия ГлавУпДК при МИД России квалифицированы по ч. 1 ст. 8.12 Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.
Отказывая в удовлетворении жалобы ГлавУпДК при МИД России на указанное постановление от 09 февраля 2017 года, судья Мещанского районного суда г. Москвы исходил из того, что факт совершения административного правонарушения и вина ГлавУпДК при МИД России подтверждены следующими доказательствами: поручением от * года, рапортом главного инспектора от * года, предписанием от * года, протоколом об административном правонарушении от * года, свидетельством N * от *г. о праве ГлавУпДК при МИД России осуществлять хозяйственную деятельность в соответствии с учредительными документами и в рамках действующего законодательства РФ, свидетельством о государственной регистрации права * от * г., из которого следует, что все здание по адресу: *, принадлежит на праве хозяйственного ведения ГлавУпДК при МИД России.
С такими выводами судьи районного суда нельзя согласиться.
Согласно КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При проверке дела об административном правонарушении по поступившей жалобе, установлено, что указанные требования закона судьей районного суда нарушены, требования и КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении соблюдены не были.
К деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации согласно Положению о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 865 (ред. от 19.10.2005) (далее, Положение) относится обеспечение дипломатических и консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами.
В силу подп.32 п.6 Положения в число полномочий МИДа России входит оказание в установленном порядке содействия функционированию иностранных дипломатических представительств, консульских учреждений, международных организаций и их представительств на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Положения в систему МИДа России входят: центральный аппарат, загранучреждения, территориальные органы, организации, подведомственные МИДу России, которые обеспечивают его деятельность на территории Российской Федерации (далее - подведомственные организации).
ГлавУпДК при МИД России входит в число предприятий, подведомственных МИД России.
Постановлением Совета Министров СССР от 30 ноября 1989 г. N 1074 "Об утверждении Положения о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организацией Постановлением Совета Министров СССР от 19 мая 1988 года N 640 "О мерах по улучшению обслуживания дипломатических и других иностранных представительств в СССР", Указом Президента Российской Федерации "О некоторых вопросах размещения и обслуживания иностранных представительств в Москве" от 22.11.1993г. N 1974 на ГлавУпДК при-МИД России была возложена координация работы по обслуживанию дипломатических и других иностранных представительств в СССР, выполнение обязательств Российской Федерации, проистекающих из Венских конвенций о дипломатических и консульских сношениях.
В соответствии с п.2.1 Устава ГлавУпДК при МИД России, утвержденного Приказом МИД России от "26" июля 2004 г. N 10989 и согласованного Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от "20" сентября 2004 г. N 382-р, целью деятельности ГлавУпДК с момента его создания до настоящего времени является исполнение предусмотренных международными договорами Российской Федерации обязательств по размещению и обслуживанию дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций и средств массовой информации; выполнение работ, оказание услуг, связанных с обеспечением функционирования дипломатических представительств и консульских учреждений на территории Российской Федерации; размещение и обслуживание иных иностранных и российских юридических лиц; получение прибыли.
Здание, расположенное по адресу: *, является федеральной собственностью (Свидетельство от * N*), закреплено за ГлавУпДК при МИД России на праве хозяйственного ведения (Свидетельство о праве от * г. N *).
В соответствии с уставными целями и задачами указанное здание на основании договора аренды N * от * было передано в аренду посольству Республики Замбии, в чьем временном владении и пользовании оно находится и по настоящее время.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11.02.1964 г. N 2208-VI ратифицирована Венская конвенция "О дипломатических сношениях", заключенная в г. Вене 18.04.1961 г.
В силу ч. 1 ст. 22 Венской конвенции "О дипломатических сношениях", помещения представительства неприкосновенны.
Согласно ст. 1 указанной конвенции, под "помещениями представительства" подразумеваются здания или части зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок.
В соответствии с ч. 2 ст.23 Венской конвенции о дипломатических сношениях на государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства.
По условиям Венской конвенции помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.
Частью 2 статьи 616 ГК РФ установлена обязанность сторон по содержанию арендованного имущества и предусмотрено, что арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Согласно условиям договора аренды N * от * года ответственность за выполнение работ, связанных с технической эксплуатацией здания, в том числе уборка снега и льда с крыши здания, возложена на арендатора (п. 10.8 договора аренды, ПриложениеN2 к нему).
Между Посольством Республики Замбия и ООО "Инкомтраст" заключен Договор на оказание услуг N * от * г, а также Дополнительное соглашение N * к нему от * г., предметом которого являлось выполнение разовых работ по очистке кровли здания от снега по заявкам Посольства.
Согласно КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В связи с началом зимнего периода ГлавУпДК при МИД России в ноябре 2016 года проинформировало посольство Замбии о необходимости своевременной уборки территории домовладения и очистки кровли здания от снега, наледи и сосулек.
Таким образом, ГлавУпДК при МИД России предприняло все возможные, допустимые и зависящие от него меры по информированию Посольства о необходимости производства работ по очистке кровли спорного здания.
Исходя из условий договора аренды с Посольством Замбии и поскольку в соответствии со ст.22 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961г. дипломатические помещения неприкосновенны, ГлавУпДК не имело какой-либо еще иной возможности для организации или производства работ по очистке крыши здания, находящегося во временном владении и пользовании Посольства иностранного государства, кроме направления информации о необходимости своевременной уборки крыши здания от снега в зимний период.
Поскольку со стороны ГлавУпДК были приняты все возможные и зависящие меры по соблюдению правил и норм со стороны Посольством Замбии, на основании ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, вина ГлавУпДК при МИД России в административном правонарушении отсутствует.
Согласно ч. 1 ст. 8.12 КоАП г. Москвы, административным правонарушением признается непринятие собственниками и иными законными владельцами зданий и сооружений, кроме жилых домов и объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности, мер по очистке крыш от снега и удалению наростов льда на карнизах, крышах и водостоках.
Таким образом, действие ч.1 ст.8.12 КоАП г. Москвы не распространяется на объекты, находящиеся в федеральной собственности, следовательно, ГлавУпДК при МИД России не является субъектом правонарушения по ч.1 ст.8.12 КоАП г. Москвы, в его действиях отсутствует объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, и имеет место неправильная квалификация выявленного правонарушения, что, в силу п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, самостоятельно влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь - КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 18 июля 2017 г. и постановление заместителя начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий N * от 09 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.12 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД Российской Федерации" - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
Московского городского суда Лашков А.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.