Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника АО "Альфа-Банк" Гладких А.А. на постановление судьи Мещанского районного суда г.Москвы от 28.06.2016, которым АО "Альфа-Банк" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
19.05.2016 заместителем начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношение АО "Альфа-Банк". Дело об административном правонарушении передано в Мещанский районный суд г.Москвы.
Постановлением судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 28.06.2016 АО "Альфа-Банк" привлечено к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ.
Защитником АО "Альфа-Банк" Гладких А.А. подана жалоба в Московский городской суд на постановление судьи, в которой он просит постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие в действиях юридического лица состава вмененного правонарушения, допущенные в ходе производства по делу процессуальные нарушения.
Законный представитель АО "Альфа-Банк" надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. Руководствуясь положениями ст. 25.4 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть дело без его участия.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по наступает за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, заместителем начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю 14.03.2016 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ. Должностным лицом, возбудившим дело, вынесено определение об истребовании сведений, в т.ч.
заверенной копии договора, заключенного между АО "Альфа Банк" и *** Ю.А., предметом которого является обслуживание банковского счета;
сведений о номере и дате заключения договора, заключенного между АО "Альфа-Банк" и *** Ю.А.;
сведений о списании денежных средств с банковского счета ( указан номер) в счет оплаты товаров (услуг) ОАО "Газпромнефть-Новосибирск" (с приложенными документами);
письменных сведений с указание дат и сумм возврата (зачисления) денежных средств на банковский счет ( указан номер) в связи с не поступлением платежных документов от поставщика товаров (услуг) (с приложенными документами);
заверенной копии платежных документов, поступивших от поставщика товаров (услуг) ОАО "Газпромнефть-Новосибирск";
письменных сведений с указанием даты (дат) поступления платежных документов от ОАО "Газпромнефть-Новосибирск";
письменных сведений о списании денежных средств с банковского счета ( указан номер) по факту получения платежных документов от ОАО "Газпромнефть-Новосибирск" (с приложенными документами);
письменных сведений о размере списанных в счет оплаты товаров (услуг), представленных ОАО "Газпромнефть-Новосибирск";
письменных сведений о размере задолженности *** Ю.А. за товары (услуги), предоставленные ОАО "Газпромнефть-Новосибирск";
письменных сведений с указанием пункта договора о комплексном обслуживании физических лиц в АО "Альфа Банк" (в редакции, действующей на момент заключения договора с *** Ю.А.), устанавливающего срок для списания банком денежных средств со счета клиента за совершение последним расчетной операции (оплаты товаров (услуг);
письменных сведений с указанием пункта Договора, устанавливающего срок для возврата денежных средств на счет клиента по причине не поступления в банк платежных документов, подтверждающих совершение операции.
В определении заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Богачева Н.Н. указала, что АО "Альфа-Банк" обязано направить необходимые документы в трехдневный срок с момент получения копии определения.
Копия определения была получена АО "Альфа-Банк" 30.03.2016.
31.03.2016 АО "Альфа-Банк" в адрес Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю направлено письмо в котором указано, что информация, касающаяся сведений о заключенном с *** Ю.А. договоре банковского обслуживания, включая информацию о счетах клиентов, движения денежных средств, платежных документах в т.ч. ОАО "Газпромнефть-Новосибирск" составляет банковскую тайну и не может быть предоставлена Управлению Роспотребнадзора.
В своем ответе АО "Альфа-Банк" подробно изложены сведения, касающиеся пунктов Договора о комплексном обслуживании физических лиц в ОАО "Альфа Банк", одновременно указано, что вся необходимая информация по указанному кредитному договору передана в Департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями Банка России, который проводит проверку по обращению *** Ю.А. в связи с нарушением ее прав.
В связи с неисполнением АО "Альфа-Банк" требований, указанных в определении от 15.02.2016 заместителем начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю 14.03.2017 направлено уведомление о явке законного представителя юридического лица для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ.
Указанные действия АО "Альфа-Банк", по мнению должностного лица Роспотребнадзора и судьи районного суда, образуют состав правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
В силу КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При проверке дела об административном правонарушении по поступившей жалобе, установлено, что указанные требования закона судьей районного суда соблюдены не были.
Согласно Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка ( Положения).
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей .
В соответствии с п.6., 6.3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам.
В соответствии с п.4. ст.40 ФЗ "О защите прав потребителей", должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) информацию и документы по вопросам защиты прав потребителей;
Отношения банка и его клиентов (вкладчиков) по внесению ими в банк денежных сумм (вкладов), их возврату и выплате процентов по ним, а также правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по данному договору регулируются "Банковский вклад" Гражданского кодекса Российской Федерации, а также специальным законодательством. С учетом изложенного и положений Закона РФ "О защите прав потребителей" к отношениям, вытекающим из договора банковского вклада с участием гражданина, должны применяться общие правила РФ "О защите прав потребителей" о праве граждан на предоставление информации, о возмещении морального вреда, об альтернативной подсудности и освобождении от уплаты государственной пошлины. Правовые же последствия нарушений условий таких договоров определяются Гражданским Российской Федерации и специальным банковским законодательством.
Разрешая данное дело об административном правонарушении, судья пришел к выводу о том, что ОАО "Альфа Банк" неправомерно отказал Управлению Роспотребнадзора по Красноярскому краю в предоставлении указанных сведений, в связи с чем признал ОАО "Альфа Банк" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена КоАП РФ.
Вместе с тем такой вывод судьи нельзя признать правильным.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, состоит в невыполнении требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1), регулирующая порядок предоставления банками справок по операциям и счетам их клиентов, содержит исчерпывающий перечень лиц, которые вправе получать от банков информацию, составляющую банковскую тайну. При этом Роспотребнадзор РФ и его должностные лица не указаны в данном перечне.
Специальные федеральные законы, регламентирующие деятельность конкретных органов, могут содержать нормы, предусматривающие право этих органов получать информацию, составляющую банковскую тайну.
Закон "О защите прав потребителей", Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" не содержат норм, предоставляющих Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и их должностным лицам право получать от банков информацию, относящуюся к банковской тайне.
В постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2003 года N 8-П указано, что из конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, личной тайны и недопустимости распространения информации о частной жизни лица без его согласия вытекают как право каждого на сохранение в тайне сведений о его банковских счетах и банковских вкладах и иных сведений, виды и объем которых устанавливаются законом, так и соответствующая обязанность банков, иных кредитных организаций хранить банковскую тайну, а также обязанность государства обеспечивать это право в законодательстве и правоприменении.
По смыслу Российской Федерации, институт банковской тайны по своей природе и назначению имеет публично-частный характер и направлен на обеспечение условий для эффективного функционирования банковской системы и гражданского оборота, основанного на свободе его участников, одновременно данный институт гарантирует основные права граждан и защищаемые Российской Федерации интересы физических и юридических лиц. Этим должны предопределяться устанавливаемые федеральным законодателем объем и содержание правомочий органов государственной власти и их должностных лиц, являющихся носителями публичных функций, в их отношениях с банками, иными кредитными организациями и их клиентами, а также объем и содержание прав и обязанностей клиентов в их отношениях как с банками, иными кредитными организациями, являющимися носителями финансовой информации, так и с органами государственной власти и их должностными лицами, могущими лишь в целях реализации указанных функций пользоваться банковской тайной, затрагивая тем самым частную жизнь и личную тайну граждан.
В названного постановления Конституционного Суда Российской Федерации указано, что согласно Гражданскому Российской Федерации, конкретизирующему и развивающему приведенные положения Российской Федерации в соответствии с основными началами гражданского законодательства, банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте; сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям; государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом; в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков ( Гражданского кодекса Российской Федерации).
Банковская тайна, таким образом, означает защиту банком в силу требования закона сведений, разглашение которых может нарушить права клиента. Предусматривая обязанность банка обеспечить банковскую тайну и определяя ее основные объекты, субъекты права на банковскую тайну, их обязанности и гражданско-правовую ответственность, Гражданский Российской Федерации одновременно устанавливает, что пределы возложенной на банк обязанности хранить банковскую тайну определяются законом.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 8-П, федеральный законодатель вправе возложить на банк, иную кредитную организацию обязанность по предоставлению государственным органам и их должностным лицам сведений, составляющих банковскую тайну, только в пределах и объеме, необходимых для реализации указанных в Российской Федерации целей, включая публичные интересы и интересы других лиц.
Принимая во внимание требования норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона N 395-1 и N 2202-1, а также изложенную выше Конституционного Суда Российской Федерации, территориальные органы Роспотребнадзора не вправе требовать от кредитных организаций предоставления информации, составляющей банковскую тайну.
При таких обстоятельствах АО "Альфа-Банк" правомерно отказано должностному лицу Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну, а именно заверенной копии договора, заключенного между АО "Альфа Банк" и *** Ю.А., предметом которого является обслуживание банковского счета; сведений о номере и дате заключения договора, заключенного между АО "Альфа-Банк" и *** Ю.А.; сведений о списании денежных средств с банковского счета ( указан номер) в счет оплаты товаров (услуг) ОАО "Газпромнефть-Новосибирск" (с приложенными документами); письменных сведений с указанием дат и сумм возврата (зачисления) денежных средств на банковский счет ( указан номер) в связи с непоступлением платежных документов от поставщика товаров (услуг) (с приложенными документами); заверенной копии платежных документов, поступивших от поставщика товаров (услуг) ОАО "Газпромнефть-Новосибирск"; письменных сведений с указанием даты (дат) поступления платежных документов от ОАО "Газпромнефть-Новосибирск"; письменных сведений о списании денежных средств с банковского счета ( указан номер) по факту получения платежных документов от ОАО "Газпромнефть-Новосибирск" (с приложенными документами); письменных сведений о размере списанных в счет оплаты товаров (услуг), представленных ОАО "Газпромнефть-Новосибирск"; письменных сведений о размере задолженности *** Ю.А.за товары (услуги), предоставленные ОАО "Газпромнефть-Новосибирск".
Кроме того, из представленного в материалах дела ответа ОАО "Альфа Банк", следует, что банк предоставил должностному лицу Роспотребнадзора письменные сведения с указанием пункта договора о комплексном обслуживании физических лиц в АО "Альфа Банк" (в редакции, действующей на момент заключения договора с *** Ю.А.), устанавливающего срок для списания банком денежных средств со счета клиента за совершение последним расчетной операции (оплаты товаров (услуг), а также письменные сведения с указанием пункта Договора, устанавливающего срок для возврата денежных средств на счет клиента по причине не поступления в банк платежных документов, подтверждающих совершение операции, одновременно разъяснив указанные положения договора.
Соответственно, в действиях ОАО "Альфа Банк" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы по делу об административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях ОАО "Альфа Банк" состава административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.
Руководствуясь ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 28.06.2016 по делу об административном правонарушении по ст.17.7 КоАП РФ в отношении АО "Альфа-Банк" отменить, производство по делу прекратить.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.