Судья Московского городского суда Панкова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Остин" Черепанова А.С. на постановление главного государственного санитарного врача по по г. Москве в ЮВАО от 16 мая 2017 г. N 31-00542 и решение судьи Кузьминского районного суда города Москвы от 25 июля 2017 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении ООО "Остин",
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного санитарного врача по г. Москве в ЮВАО от 16 мая 2017 г. N 31-00542 ООО "Остин" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 18000 (восемнадцать тысяч) рублей.
Решением судьи Кузьминского районного суда г. Москвы от 25 июля 2017 г. г. указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ООО "Остин" - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник ООО "Остин" Черепанов А.С., не оспаривая факт совершения вмененного обществу правонарушения и его виновность, ставит вопрос об отмене состоявшихся решений и прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью административного правонарушения. В жалобе заявитель также указывает на то, что административный орган не мотивировал невозможность наложения на общество административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 6.4 КоАП РФ; о месте и времени рассмотрения дела в районном суде ООО "Остин" не было надлежащим образом извещено.
В судебное заседание Московского городского суда явился защитник ООО "Остин" Черепанов А.С., который поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения Черепанова А.С., проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
Согласно ст. 24 Закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 29 Закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящего Федерального закона (ч. 3 ст. 29 закона N 52-ФЗ).
Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий, направленных на предотвращение или снижение вредоносной деятельности грызунов, имеющих санитарное или эпидемиологическое значение, установлены в СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 сентября 2014 г. N 58.
Согласно п. 3.8 СП 3.5.3.3223-14 инженерно-технические мероприятия по защите объекта от грызунов включают: использование устройств и конструкций, обеспечивающих самостоятельное и плотное закрывание дверей; устройство металлической сетки (решетки) в местах выхода вентиляционных отверстий, стока воды; проведение мероприятий по ликвидации нор грызунов, устранению трещин (отверстий) в фундаменте, полах, стенах, потолках; герметизацию с использованием металлической сетки мест прохода коммуникаций в перекрытиях, стенах, ограждениях; защиту порогов и нижней части дверей материалами, устойчивыми к повреждению грызунами; использование профилактических охранно-защитных дератизационных систем (ОЗДС) на базе электрических, ультразвуковых или механических устройств, безопасных для человека; создание свободного доступа к подсобным помещениям (мусорокамер, подвалов, лестничных клеток, чердаков), помещений для хранения пищевых продуктов и других, с целью исключения условий для укрытия грызунов; установку профилактических охранно-защитных дератизационных систем (ОЗДС) на базе электрических, ультразвуковых или механических устройств безопасных для человека при наличии документов, подтверждающих качество и безопасность продукции (товаров) в случаях необходимости такого документа в соответствии с правовыми актами Таможенного союза и законодательства Российской Федерации.
Пунктом 3.11 СП 3.5.3.3223-14 предусмотрено, что санитарно-гигиенические мероприятия включают: работы по поддержанию санитарного состояния на объектах в рабочих и подсобных помещениях, подвалах, на территории, прилегающей к объектам, очистку мусорокамер в жилых домах не реже 1 раза в сутки с применением моющих и дезинфицирующих средств; асфальтирование или бетонирование контейнерных площадок для сбора мусора и содержание их в чистоте; использование плотно закрывающихся емкостей для пищевых и бытовых отходов и регулярная их очистка; ежедневный вывоз мусора с дворовых территорий; проведение других мероприятий, соответствующих профилю объекта, предусмотренных законодательством Российской Федерации и санитарными правилами.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению работ и услуг, включающих разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг (далее - дезинфекционная деятельность) установлены в СП 3.5.1378-03 Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 07 июня 2003 г.
В соответствии с п. 3.2 СП 3.5.1378-03 для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции и дератизации используют химические и биологические средства, оборудование, аппаратуру и материалы, допущенные к применению в установленном порядке, не оказывающие неблагоприятного воздействия на человека.
Как усматривается из материалов дела, в период с 01 марта 2017 г. по 29 марта 2017 г. должностными лицами Управления Роспотребнадзора по г. Москве на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 22 февраля 2017 г. N 01-06-00030 в отношении ООО "Остин" (юридический адрес: *), осуществляющего деятельность по адресу: *, проведена плановая выездная проверка соблюдения требований санитарного законодательства.
По результатам проверки выявлено, что в нарушение требований п.п. 3.8, 3.11 СП 3.5.3.3223-14 и п. 3.2 СП 3.5.1378-03 при эксплуатации вспомогательных помещений профилактические мероприятия, предупреждающие заселение объекта грызунами, проводятся не в полном объеме, поскольку допускается захламление складских помещений; не осуществляются инженерно-технические мероприятия по защите объекта от грызунов, а именно: при эксплуатации вспомогательных помещений не устранены трещины, выбоины в полах, имеются отверстия в местах прохода инженерных коммуникаций, не осуществляется дезинфекционный режим помещений магазина, влажная уборка осуществляется без применения дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в общественных зданиях, отсутствуют дезинфицирующие средства, уборочный инвентарь не промаркирован, для его хранения не отведено специальное место.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 26 апреля 2017 г.
03 мая 2017 г. ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЮВАО по факту выявленных нарушений в отношении ООО "Остин" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, на основании которого постановлением Главного государственного санитарного врача по ЮВАО г. Москвы от 16 мая 2017 г. ООО "Остин" привлечено к административной ответственности.
Факт совершения ООО "Остин" административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, относимость и допустимость которых сомнений не вызывают: протоколом об административном правонарушении, распоряжением о проведении плановой выездной проверки; актом проверки; фотоматериалом, сведениями из ЕГРЮЛ и другими материалами дела.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья районного суда на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установилвсе юридически значимые обстоятельства, необходимые для правильного разрешения настоящего дела, и пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Остин" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные данного Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволяют сделать вывод о том, что обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность.
Довод жалобы о том, что о месте и времени рассмотрения дела в районном суде общество не было надлежащим образом извещено, несостоятелен.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу ч. 1 и 2 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства.
Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ).
Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, адрес места нахождения ООО "Остин": * (т. 1, л.д. 17).
Как усматривается из материалов дела, о месте и времени судебного заседания, назначенного на 25 июля 2017 г. в 14 часов 45 минут (л.д. 1), ООО "Остин" извещалось заказным письмом, направленным по указанному адресу.
По сведениям с сайта "Почта России" в сети Интернет данному почтовому отправлению присвоен номер почтового идентификатора 10970212675716 и оно прибыло в место вручение 11 июля 2017 г. Однако вручить его обществу не представилось возможным, так как по извещениям отделения почтовой связи адресат за его получением не являлся, в связи с чем 19 июля 2017 г. оно было возвращено отправителю по истечении срока хранения (л.д. 69-70).
Получив заказное письмо с отметкой органа почтовой связи о возвращении почтового отправления в связи с истечением срока хранения, суд первой инстанции правомерно признал ООО "Остин" извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания на основании положений ч. 1 и 3 ст. 25.15 КоАП РФ, согласно которым именно юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и рассмотрел дело в его отсутствие. При этом ООО "Остин" реализовало свои права при рассмотрении дела об административном правонарушении в судебном заседании суда второй инстанции, где присутствовал защитник общества и излагал свои объяснения и возражения.
Вопреки утверждению заявителя, оснований для признания совершенного им административного правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.
В соответствии со КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, и может иметь место только при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Закон N 52-ФЗ, регулирующий отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как важнейшей составляющей здоровья населения и среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, называет санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Конституционно-правовую основу такого регулирования составляют прежде всего ст.41 и 42 Конституции РФ, которые предусматривают право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, что обеспечивается, в том числе путем соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарно-эпидемиологических требований.
В связи с этим нарушение хозяйствующими субъектами таких требований создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний, а также снижает эффективность реализуемых государством мер, направленных на обеспечение экологической безопасности и сдерживание распространения инфекционных заболеваний, что, в конечном счете, нарушает баланс интересов субъектов хозяйственной деятельности и интересов человека и общества в целом и снижает гарантии соблюдения и защиты социальных и экологических прав граждан.
Таким образом, совершенное ООО "Остин" административное правонарушение создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
При изложенных обстоятельствах совершенное обществом правонарушение не может быть признано малозначительным, что согласуется с положениями ст. 2.9 КоАП РФ и п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Административный штраф назначен обществу оспариваемым постановлением в пределах санкции ст. 6.4 КоАП РФ с учетом положений КоАП РФ. При назначении наказания учтены характер совершенного обществом правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека, а также конкретные обстоятельства дела.
Оснований для признания назначенного ООО "Остин" наказания чрезмерно суровым, не имеется. Назначенное обществу административное наказание согласуется с его предупредительными целями ( КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также тяжести содеянного.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых постановления должностного лица и судебного акта.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены, данное дело об административном правонарушении в отношении общества рассмотрено с соблюдением правил подсудности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление главного государственного санитарного врача по по г. Москве в ЮВАО от 16 мая 2017 г. N 31-00542 и решение судьи Кузьминского районного суда города Москвы от 25 июля 2017 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении ООО "Остин", оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Остин" Черепанова А.С. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.В. Панкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.