Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Нормуродова И.Э. по доверенности Денисова А.Ю. на постановление судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 02 ноября 2017 года, в редакции определения от 02 ноября 2017 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики Узбекистан Нормуродова И.Э.,
УСТАНОВИЛ:
01 ноября 2017 года должностным лицом УУП ОМВД России по району Бирюлево Западное г. Москвы в отношении гражданина Республики Узбекистан Нормуродова И.Э., 25 июня 1994 года рождения, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Постановлением судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 02 ноября 2017 года Нормуродов И.Э. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с административным выдворением в форме принудительного выдворения с помещением в ЦВСИГ ГУ МВД России по г. Москве.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник Денисов А.Ю. в интересах Нормуродова И.Э. просит постановление судьи изменить, исключив из него указание на дополнительное наказание в виде административного выдворения в форме принудительного выдворения с помещением в ЦВСИГ ГУ МВД России по г. Москве. В жалобе поставлен вопрос о неправомерности применения к Нормуродову И.АЭ дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ, в связи с тем, что возвращение в Узбекистан может повлечь реальную угрозу его жизни и здоровью и нарушение ст.ст. 2, 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод . В обоснование приведенного довода заявитель указывает, что в период нахождения на территории Республики Узбекистан Нормуродов И.Э. б удет подвергнут пыткам со стороны сотрудников государственных органов Республики Узбекистан, поскольку с 08 декабря 2016 года по 01 ноября 2017 года Нормуродов И.Э. находился под стражей ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве в связи с проводимой в отношении него экстрадиционой проверкой по запросу правоохранительных органов Республики Узбекистан, и то, что он будет привлечен к уголовной ответственности .
Нормуродов И.Э., находящийся в ЦВСИГ УВМ ГУ МВД России по г. Москве, в судебное заседание не доставлен, о времени и месте судебного разбирательства извещен, ходатайств об отложении рассмотрения дела по жалобе - не представил.
Требование КоАП РФ, предусматривающей обязательное присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности в виде административного ареста или административного выдворения, распространяется лишь на стадию рассмотрения дела об административном правонарушении. В КоАП РФ, регулирующей порядок пересмотра постановлений и решений по таким делам, подобных норм нет.
Поэтому, учитывая разъяснение Верховного Суда РФ в судебной практики за II квартал 2008 г. (вопрос N 7), прихожу к выводу, что жалоба защитника Денисова А.Ю., может быть рассмотрена в отсутствие лица, подвергнутого административному выдворению, поскольку имеются данные о надлежащем извещении Нормуродова И.Э., о месте и времени судебного разбирательства, от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения жалобы.
В судебное заседание защитник Денисов А.Ю. явился, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения защитника Денисова А.Ю., прихожу к следующим выводам.
В соответствии с КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
В соответствии с КоАП РФ нарушения, предусмотренные и, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Как следует из материалов дела, 08 декабря 2016 года в 08 час. 00 мин. по адресу: г. Москва, Харьковский пр-д, д. 9, корп. 2, при проведении проверки режима соблюдения требований миграционного законодательства выявлен гражданин Республики Узбекистан Нормуродов И.Э., который прибыв на территорию РФ 30 сентября 2016 года, был поставлен на миграционный учет по адресу: г. Тула, ул. Р. Зорге, д. 26, корп. А, кв. 12, однако фактически проживал по адресу: Московская область, г. Люберцы, чем нарушил правила миграционного учета, установленные ст. ст. 20, 21, 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". Действия Нормуродова И.Э. квалифицированы по ч. 3 ст.18.8 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Нормуродова И.Э. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: рапортом сотрудника полиции; протоколом ЮАО N 1191658 об административном правонарушении от 01 ноября 2017 года; протоколом ЮАО N 0613140 о доставлении лица, совершившего административное правонарушение от 01 ноября 2017 года; протоколом ЮАО N 0574218 об административном задержании от 01 ноября 2017 года; рапортами сотрудников полиции; письменными объяснениями Нормуродова И.Э.; сведениями АС ЦБДУИГ; справкой о проверке по базе данных ЗИЦ ГУВД г. Москвы; копией паспорта иностранного гражданина, миграционной карты, отрывной частью бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания; постановлением об освобождении из под стражи; письмом начальника УМВД России по Тульской области, иными материалами дела.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, у суда оснований не имеется, в связи с чем, судья правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления.
Проверив собранные по делу доказательства, дав им надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, судья правильно установилобстоятельства дела и обоснованно пришел к выводу о доказанности вины Нормуродова И.Э. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Проживание иностранного гражданина не по месту регистрации судья районного суда расценил как нарушение требований ст. ст. 20, 21, 22 Закона о миграционном учете и квалифицировал действия Нормуродова И.Э. по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ - нарушение режима пребывания (проживания), выразившееся в нарушении правил миграционного учёта, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
Оснований не согласиться с таким выводом у суда второй инстанции не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Частью 2 названной статьи установлено, что постановке на учёт по месту пребывания подлежат: 1) постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин: а) не имеет места жительства; б) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания; в) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом; г) находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства; д) находится в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание; 2) временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин: а) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания; б) находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства; в) находится в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание.
В соответствии со ст. 21 названного Федерального закона если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.
Учёт по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Согласно п. 20 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учёт по месту пребывания, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 20 Федерального закона. Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, временно проживающего или временно пребывающего в Российской Федерации, подаётся в территориальный орган Федеральной миграционной службы не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания. По прибытии иностранного гражданина в гостиницу администрация гостиницы обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днём его прибытия, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Уведомление территориального органа Федеральной миграционной службы администрацией гостиницы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может осуществляться с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.
Согласно ст. 22 вышеуказанного Федерального закона постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей. Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания:1) иностранный гражданин: а) по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту; б) после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных чч. 3, 3.1 и 4 настоящей статьи; 2) принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных чч. 3, 3.1 ст. 20 настоящего Федерального закона: а) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном ч. 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных чч. 3, 3.1 и 4 настоящей статьи; б) передаёт иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.
Несоблюдение указанных требований закона в соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ влечёт административную ответственность и назначение административного наказания.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения, дана правильная юридическая оценка действиям Нормуродова И.Э. и сделан обоснованный вывод о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и виновности Нормуродова И.Э. в его совершении.
Утверждение заявителя жалобы о том, что Нормуродов И.Э. не может быть принудительно выдворен с территории Российской Федерации, поскольку он обратился с заявлением о предоставлении ему временного убежища, является несостоятельным.
Из материалов дела следует, что 12 мая 2017 года Нормуродов И.Э. действительно обращался с заявлением о предоставлении временного убежища, о чем ему 12 мая 2017 года была выдана справка ВУ-РФ0065850 на срок действия до 12 июня 2017 года, вместе с тем 09 июня 2017 года Нормуродову И.Э. отказано в предоставлении убежища (л.д. 11).
При этом материалы дела не содержат достоверных данных об обжаловании указанного решения должностного лица административного органа, и защитником таких сведений также не представлено, поскольку указание на обжалование действий сотрудников полиции вышестоящему должностному лицу ГУВМ МВД России и в Замоскворецком районном суде г. Москвы (л.д. 55-56, 73) не является непосредственным обжалованием решения от 09 июня 2017 года об отказе в предоставлении убежища.
Таким образом, на момент задержания Нормуродова И.Э. сотрудниками полиции 01 ноября 2017 года и на дату привлечения его к административной ответственности 02 ноября 2017 года в производстве суда отсутствовала жалоба Нормуратова И.Э. на решение административного органа о об отказе в предоставлении временного убежища, что с учетом вышеуказанных обстоятельств дает основания для вывода о законности применения к Нормуродову И.Э. меры наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Довод заявителя о том, что административное выдворение Нормуродова И.Э. назначено без учета данных о возможном применении к нему на территории Республики Узбекистан пыток и жестоко обращения, не может служить основанием к невозможности применения к нему административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Конституция РФ гарантирует право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на территории Российской Федерации только тем, кто законно на ней находится (статья 27 часть 1). Это соотносится с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в том числе со статьями 3 и 8, а также с пунктом 1 статьи 2 - Декларации о правах человека в отношении страны, в которой они проживают (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 1985 года), закрепляющим, что её нормы не должны толковаться как ограничивающие право государства принимать законы и правила, касающиеся въезда иностранцев и условий их пребывания, или устанавливать различия между его гражданами и иностранцами и как узаконивающие незаконное проникновение иностранца в государство или его присутствие в государстве (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2013 N 902-О).
Согласно Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных, унижающих достоинство видов обращения и наказания ни одно государство-участник не должно высылать, возвращать (refouler) или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток. Для определения наличия таких оснований компетентные власти принимают во внимание все относящиеся к делу обстоятельства, включая, в соответствующих случаях, существование в данном государстве постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека.
Обстоятельства, на которые ссылается в настоящей жалобе защитник Нормуродова И.Э., указывая, в числе прочего, на то, что возвращение в Узбекистан может повлечь реальную угрозу его жизни и здоровью и нарушение ст.ст. 2,3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку по возвращению в Республику Узбекистан он может быть подвергнут пыткам и уголовному преследованию со стороны сотрудников государственных органов Республики Узбекистан, не являются основанием к невозможности применения к Нормуродову И.Э. наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Отвергая приведенные доводы жалобы, судья районного суда, исходя из установленных обстоятельств дела, обоснованно не усмотрел объективных доказательств, подтверждающих наличие реальной угрозы безопасности Нормуродова И.Э. в случае его возвращения в страну своей гражданской принадлежности. Каких-либо сведений, подтверждающих преследование Нормуродова И.Э. со стороны спецслужб Республики Узбекистан по признаку расы, гражданства, вероисповедания, национальности, принадлежности к определенной социальной группе, по политическим убеждениям, в материалах дела не имеется, а сам факт нестабильной политической обстановки в государстве гражданской принадлежности Нормуродова И.Э., получивший отражение в докладах различных правозащитных организаций, недостаточен для вывода о том, что в случае применения к заявителю административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации и возвращения его в Республику Узбекистан к нему могут быть применены пытки или иное насилие.
Следовательно, назначение Нормуродову И.Э. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения с помещением Нормуродова И.Э. в ЦВСИГ ГУ МВД России по г. Москве назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 3.10 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Так же следует отметить, что определением судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 10 ноября 2017 года (л.д. 106- 110) исполнение постановления по делу Нормуродова И.Э. приостановлено до окончания судебного разбирательства по жалобе N 76379/19 в Европейском Суде по правам человека, в связи с применением правила 39 Регламента Суда.
Таким образом, нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции требований Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не установлено.
Иные доводы стороны защиты, приводимые в защиту Нормуродова И.Э., не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления о привлечении Нормуродова И.Э. к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 02 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики Узбекистан Нормуродова Ихтиера Эркиновича, 25 июня 1994 года рождения, оставить без изменения, жалобу защитника Денисова А.Ю. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.