Судья Московского городского суда Васильев А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе законного представителя ООО "ПМБК" генерального директора Осетрова Д.В. и дополнения к ней защитника по доверенности Хомуха А.Д. на постановление судьи Симоновского районного суда Москвы от 15 июня 2017 года, которым ООО "ПМБК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.1.1-1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
31 марта 2017 года государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок N 2 Межрайонной ИФНС России N49 по Москве Казариновой Н.С. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.1.1-1 КоАП РФ в действиях ООО "ПМБК".
22 марта 2017 года государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок N 2 Межрайонной ИФНС России N49 по Москве Казариновой Н.С. в отношении ООО "ПМБК" составлен протокол об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст.14.1.1-1 КоАП РФ.
Материал по делу об административном правонарушении был направлен на рассмотрение в Замоскворецкий районный суд города Москвы .
Определением судьи Замоскворецкого р айонного суда города Москвы от 03 апреля 2017 года на основании ч.2 ст. 29.5 КоАП РФ дело было передано в Симоновский районный суд города Москвы для рассмотрения по подведомственности, по месту нахождения Межрайонной ИФНС России N 49 по Москве, проводившей административное расследование.
Постановлением судьи Симоновского районного суда Москвы 15 июня 2017 года ООО "ПМБК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного -1 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей 00 копеек.
Не согласившись с указанным постановлением судьи законный представитель ООО "ПМБК" генеральный директор Осетров Д.В. подал жалобу в Московский городской суд, в которой просит отменить постановление судьи районного суда и прекратить производство по делу об административном правонарушении по доводам жалобы.
В судебное заседание законный представитель ООО "ПМБК" генеральный директор Осетрова Д.В. не явился, извещен о времени, дате и месте слушания дела надлежащим образом, с ходатайством об отложении рассмотрения дела в суд не обращался, направил защитника по доверенности Хомуха А.Д., который представил дополнения к жалобе и доводы жалоб поддержал в полном объеме.
Изучив также материалы дела, проверив доводы жалобы, нахожу постановление судьи районного суда законным и обоснованным.
Согласно ч.1 ст.14.1.1-1 КоАП РФ, прием организатором азартной игры в букмекерской конторе и тотализаторе ставок, в том числе на официальные спортивные соревнования, и выплата им выигрышей без предъявления участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, в ходе административного расследования по делу об административном правонарушении установлено, что *** года *** М.В. прошел регистрацию на сайте *** (Официальный сайт организатора азартных игр ООО "ПМБК"). Далее для осуществления безопасного перевода денежных средств и гарантии получения выигрыша ***у М.В. было предложено пройти идентификацию в Центре учета переводов интерактивных ставок (ЦУПИС). Для этого *** М.В. внес свои паспортные данные, телефон и адрес электронной почты в регистрационную форму на сайте ЦУПИС, а на следующий день подтвердил их своим личным присутствием и предъявлением паспорта в салоне "Евросеть". После этого, на сайте организатора азартных игр ООО "ПМБК" для получения возможности пополнения баланса и заключения пари, ***у М.В. было предложено подтвердить его персональные данные видеозвонком, что он и сделал. Сразу же после видеозвонка посредством *** *** М.В. получил доступ к личному кабинету на сайте ***, где **** года с помощью своей банковской карты пополнил баланс на ***(****) рублей и заключил пари (совершил интерактивную ставку) на этом же сайте на сумму в *** (***тысяча) рублей. При этом лично в букмекерскую контору *** М.В. не приходил и паспорт не предъявлял.
Факт административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.1.1-1 КоАП РФ и вина ООО "ПМБК" в совершении данного административного правонарушения подтверждаются: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; протоколом N ***об административном правонарушении от 22 марта 2016 года; заявлением ***а М.В. о нарушении организатором азартных игр в букмекерских конторах действующего законодательства; протоколом дачи пояснений ***а М.В., полученным в соответствии со ст.17.9 КоАП РФ; выпиской из ЕГРЮЛ и другими материалами дела об административном правонарушении.
Согласно пп.3.1 ст.4 Федерального закона от 29.12.2006г.N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", интерактивная ставка - денежные средства, в том числе электронные денежные средства, передаваемые с использованием электронных средств платежа центром учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов организатору азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе по поручениям участников данных видов азартных игр и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными таким организатором азартных игр.
Нормами, содержащимися в Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ), на организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в целях выявления противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований возложена обязанность принимать ставки, интерактивные ставки на официальные спортивные соревнования и выплачивать соответствующие выигрыши, суммы которых превышают размер дохода, не подлежащего налогообложению в соответствии с частью второй Налогового Российской Федерации, при предъявлении участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность, или применении иного способа идентификации участника азартной игры, предусмотренного Федеральным от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее закон N 115-ФЗ) и обеспечивающего установление возраста такого участника азартной игры.
В п.3 ст.6.1 Закона N244-ФЗ указано, что предусмотренное п.1 ст.6.1 Закона N 244-ФЗ требование о приеме ставок, интерактивных ставок и выплате выигрышей при предъявлении участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность, или применения иного способа идентификации участника азартной игры, предусмотренного Законом N115-ФЗ и обеспечивающего установление возраста такого участника азартной игры, применяется при проведении любых азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с соблюдением при обработке соответствующих персональных данных законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Согласно ст.5 Закона N115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся в частности организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.
В соответствии со ст.3 Закона N115-ФЗ идентификация - совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий. Реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров осуществляется посредством внутреннего контроля.
Согласно пп.4 п.1 ст.6 Закона N115-ФЗ, получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх по своему характеру относится к операциям с денежными средствами или иным имуществом, которые подлежат обязательному контролю.
Согласно п.1.2 Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденного Приказом Рофинмониторинга от 17.02.2011 N59 (далее-Положение) организации в соответствии с пп.1 п.1 ст.7 Закона N 115-ФЗ обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пп.1.1 и 1.2 ст.7 Закона N115-ФЗ.
В соответствии с п.1.6 Положения, при проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, обновлении информации о них организация вправе на основании п.5.4 ст.7 Закона N115-ФЗ требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя).
Согласно п.2.1 ст.6.1 Закона N 244-ФЗ центр учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов осуществляет деятельность по приему от физического лица денежных средств, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов), их учету и переводу организатору азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе с проведением идентификации участника азартной игры в соответствии с Законом N115-ФЗ, обеспечивающей установление возраста такого участника азартной игры.
Согласно п.2.2 ст.6.1 Закона N244-ФЗ, центр учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор и тотализаторов при осуществлении деятельности по приему от физических лиц денежных средств, в том числе электронных денежных средств, обеспечивает учет и предоставление с соблюдением законодательства Российской Федерации в области персональных данных организаторам азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах информации об участниках азартных игр, интерактивных ставках, принятых от участников данных видов азартных игр.
Таким образом, ООО "ПМБК" в нарушение п.1 ч.1 ст.6.1 и ч.3 ст.6.1 ФЗ-N 244 и ФЗ-N 115 приняло интерактивную ставку от физического лица без идентификации.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пп.1.1,1.2,1.4-1 и 1.4-2 настоящей статьи.
Согласно п.1.1 и 1.4 ст.7 Закона N115-ФЗ идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов-физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 руб. (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма) и идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, а также упрощенная идентификация клиента физического лица не проводится при осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях оплаты реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, в пользу органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений, находящихся в их ведении, получающих денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, а также при предоставлении клиентом - физическим лицом кредитной организации денежных средств в целях увеличения остатка электронных денежных средств, если сумма денежных средств не превышает 15 000 руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 руб., за исключением случаев, если получателем переводимых денежных средств является физическое лицо, некоммерческая организация (кроме религиозных и благотворительных организаций, зарегистрированных в установленном порядке, товариществ собственников недвижимости (жилья), жилищных, жилищно- строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, региональных операторов, созданных в организационно-правовой форме фонда в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации) либо организация, созданная за пределами территории Российской Федерации, а также если у работников кредитной организации, банковских платежных агентов возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. При осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в целях оплаты товаров (работ, услуг), включенных в перечень товаров (работ, услуг), определенный Правительством Российской Федерации, в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц, идентификация клиента - физического лица проводится независимо от суммы перевода.
Перечень товаров (работ, услуг), определенный Постановлением Правительства РФ от 15.11.2010 N920, включает в том числе услугу по приему ставок для участия в азартных играх, в оплату которой платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц, идентификация клиента-физического лица проводится независимо от суммы перевода.
Таким образом, Законом предусмотрен закрытый перечень оснований, при которых идентификация клиентов не проводится и прием ставок для участия в азартной игре этими основаниями не предусмотрен.
Федеральный закон от 07 августа 2001 года N115-ФЗ прямо устанавливает случаи, когда при проведении идентификации организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, требуется личное присутствие клиента (представителя клиента).
Более того, пп.1 п.1 ст.6.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ предусмотрена прямая обязанность идентифицировать клиента в соответствии с Федеральный закон от 07 августа 2001 года N115-ФЗ, однако такое поручение вправе дать только кредитная организация или микрофинансовая компания, к которым ООО "ПМБК" не относится, поскольку является организатором азартных игр и осуществляет свою деятельность на основании лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах Федеральной налоговой службы N 6 от 08.07.2009 и не осуществляет свою деятельность как юридическое лицо, на основании специального разрешения (лицензии) Центрального Банка Российской Федерации, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности, имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом от 02.12.90 N395-1.
В соответствии с КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Учитывая вышеизложенное, нахожу, что судья первой инстанции, оценил представленные доказательства в совокупности и пришел к правильному выводу о совершении ООО "ПМБК" административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.1.1-1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что в ходе рассмотрения дела, судом не было установлено и не указано место и время совершения административного правонарушения, не могут служить основанием для отмены постановления судья, поскольку все необходимые обстоятельства по делу о совершении указанного административного правонарушения судьей установлены и отражены в постановлении при этом судья исходил из того, что в протоколе об административном правонарушении от *** г. указаны дата, время и место совершения административного правонарушения: *** года в ***час. ***мин, ****, где расположено ООО "ПМБК" .
Довод о том, что ответственность по ч.1 ст.14.1.1-1 КоАП РФ наступает только за прием ставок (денежных средств, за исключением денежных средств признаваемых интерактивной ставкой) в букмекерской конторе (игорном заведении - здание, строение, сооружение) без предъявления участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность, между тем, как следует из протокола об административном правонарушении, ООО "ПМБК вменялось принятие интерактивной ставки без идентификации клиента, не может служить основанием для отмены постановления суда, поскольку основан на ошибочном толковании закона.
Ссылка в жалобе о том, что перед приемом интерактивной ставки ООО "ПМБК" была проведена идентификация клиента ***а М.В. с использованием *** и ООО "ПМБК" были установлены следующие сведения о клиенте: паспорт серия, номер, дата его выдачи, адрес регистрации и установлен возраст участника азартной игры, и что, используя сервис официального сайта ФНС России (***), был установлен идентификационный номер налогоплательщика; идентификация с использованием системы *** проводится специальным должностным лицом, которым пройдено повышение уровня знаний по теме: "Предупреждение отмывания преступных доходов и финансирования терроризма в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" не опровергают выводы судьи и не могут служить основанием для отмены обжалуемого постановления, поскольку Федеральным законом от 07 августа 2001 года N115-ФЗ предусмотрено два способа проведения идентификации: обычный (непосредственная проверка документов удостоверяющих личность и последующая фиксация) и упрощенная (при наличии у лица электронной подписи), а проведение идентификации клиента посредствам электронной системы ***, как в данном случае, законом не предусмотрено.
Другие доводы не влияют на правильность вынесенного судьей постановления и поэтому не могут служить основанием для отмены обжалуемого постановления.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену постановления судьи, по делу не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ООО "ПМБК" в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч.1 ст. 14.1.1-1 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Симоновского районного суда Москвы от 15 июня 2017 года, которым ООО "ПМБК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.1.1-1 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО "ПМБК и дополнения к ней без удовлетворения.
Судья Московского городского суда А.Г. Васильев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.