Судья Московского городского суда Харитонов Д.М.,
с участием прокурора Артамоновой О.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника начальника хозяйственного отдела Акционерного общества "Московский машиностроительный завод "Авангард" (далее АО "ММЗ "Авангард") Стоскова Владимира Геннадьевича - по доверенности Разухина С.С.
на решение судьи Головинского районного суда г.Москвы от 19 октября 2017 г., которым постановлено:
Постановление N *** от 15 августа 2017 года заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Строгонова Д.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.4.39 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - начальника хозяйственного отдела Акционерного общества "Московский машиностроительный завод "Авангард" (далее АО "ММЗ "Авангард") Стоскова В.Г. - оставить без изменения, а жалобу защитника Разухина С.С. - без удовлетворения.
УСТАНОВИЛ:
22 июня 2017г. заместителем Московского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Пурманом Е.А. вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.4.39 Закона г.Москвы от 21.11.2007г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в отношении начальника хозяйственного отдела АО "ММЗ "Авангард" Стоскова В.Г. Материалы дела об административном правонарушении были направлены для рассмотрения в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
Постановлением N *** от 15 августа 2017 года заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Строгонова Д.В. должностное лицо - начальник хозяйственного отдела АО "ММЗ "Авангард" Стосков В.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.4.39 Закона г.Москвы от 21.11.2007г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Стоскова В.Г. - Разухин С.С. обратился в суд с жалобой, в которой просил об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу об административном правонарушении, ссылаясь на то, что Общество не является субъектом административного правонарушения, отсутствует событие административного правонарушения, постановление содержит неправильную квалификацию вмененного Стоскову С.С. правонарушения и что его вина в совершении вмененного административного правонарушения не доказана.
Судьей Головинского районного суда г.Москвы постановленовышеизложенное решение, об отмене которого просит по доводам поданной в Московский городской суд жалобе защитник начальника хозяйственного отдела АО "ММЗ "Авангард" Стоскова В.Г. - Разухин С.С.
Представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы в судебное заседание Московского городского суда не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайства об отложении слушания дела не заявил, в связи с чем нахожу возможным рассмотреть дело в его отсутствие на основании ч.2 ст.25.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав защитника начальника хозяйственного отдела АО "ММЗ "Авангард" Стоскова В.Г. по доверенности Разухина С.С., поддержавшего доводы жалобы, проверив доводы жалобы, выслушав заключение прокурора Артамоновой О.Н. полагавшей, что постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными и отмене или изменению не подлежат, не нахожу оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи по следующим обстоятельствам.
В соответствии со ст.5 Закона города Москвы от 05 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений", п.п.2.6, 2.11 Постановления Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы", независимо от формы собственности каждый правообладатель земельного участка территории зеленого фонда города Москвы обязан содержать и охранять его, а также осуществлять учет находящихся на земельном участке зеленых насаждений и элементов комплексного благоустройства за счет собственных средств или путем привлечения подрядчика.
Согласно п.п.2.11, 7.1.1, 7.1.2, 7.1.3, 7.3.2 "Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы", учет зеленых насаждений в городе Москве осуществляется путем проведения инвентаризации, которой подлежат все территории зеленого фонда города Москвы (в том числе территории, занятые зелеными насаждениями). Инвентаризация территорий зеленого фонда города Москвы осуществляется по соответствующей методике (приложение 30 к Правилам создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы). Документом, отображающим результаты инвентаризации территорий зеленого фонда города Москвы, является для территорий зеленого фонда города Москвы, не относящихся к особо охраняемым природным, особо охраняемым зеленым и природным территориям, дворовым территориям - Паспорт благоустройства территории, который согласовывается с уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы (Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы).
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов: природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Статьей 4.39 Закона Москвы от 21.11.2007г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных правовыми актами города Москвы правил и требований в области охраны окружающей среды, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, АО "ММЗ "Авангард" расположено на территории города Москвы, в периметре которого имеются участки, занятые зелеными насаждениями, представленными разновозрастными деревьями, кустарниками лиственных пород, а также газоном.
09 июня 2017 года Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах по поручению прокуратуры города Москвы проведена проверка соблюдения законодательства о содержании и защите зеленых насаждений, в ходе которой установлено, что АО "ММЗ "Авангард", расположенным по адресу: ***, допускаются нарушения указанного законодательства. Вопреки требованиям вышеназванного законодательства предприятием не осуществлен надлежащий учет зеленых насаждений, а именно: не произведена инвентаризация зеленых насаждений, произрастающих на земельном участке, вследствие чего не оформлен и не согласован с уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы паспорт благоустройства территории, отображающий результат инвентаризации зеленых насаждений.
Кроме того, в ходе проверки АО "ММЗ "Авангард" не был представлен общий журнал работ по уходу за зелеными насаждениями, в который вносятся все мероприятия по уходу за зелеными насаждениями. Ведение указанного журнала предусмотрено разделом 4 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы (приложение 26).
Таким образом, 09 июня 2017 года, по адресу: ***, в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о содержании и защите зеленых насаждений, установлено, что должностным лицом - начальником хозяйственного отдела АО "ММЗ "Авангард" Стосковым В.Г. допущено нарушение правил и требований в области охраны окружающей среды, выразившееся в отсутствии учета зеленых насаждений, не проведении их инвентаризации, не оформлении паспорта благоустройства территории, что является нарушением требований Закона города Москвы от 05 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений", Постановления Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы".
Действия начальника хозяйственного отдела АО "ММЗ "Авангард" Стоскова В.Г. правильно квалифицированы по ст.4.39 Закона Москвы от 21.11.2007г. N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических и должностных лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у начальника хозяйственного отдела АО "ММЗ "Авангард" Стоскова В.Г. имелась возможность для соблюдения правил и требований в области охраны окружающей среды, за нарушение которых ст.4.39 КоАП г.Москвы предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершения административного правонарушения и вина начальника хозяйственного отдела АО "ММЗ "Авангард" Стоскова В.Г. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, а именно: актом от 09 июня 2017 года, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 22 июня 2017 года и другими материалами дела.
Судья правильно исходил из того, что вина начальника хозяйственного отдела АО "ММЗ "Авангард" Стоскова В.Г. в совершении вмененного ему административного правонарушения в форме неосторожности выражается в том, что у него имелась возможность для выполнения требований Закона города Москвы от 05 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений" и Постановления Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы", которые были официально опубликованы и являются обязательными для соблюдения гражданами, должностными лица и юридическими лицами, но Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных данными правовыми актами города Москвы требований.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованным выводам о доказанности вины должностного лица - начальника хозяйственного отдела АО "ММЗ "Авангард" Стоскова В.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.4.39 Кодекса Москвы об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что АО "ММЗ "Авангард" не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку не является организацией, выполняющей работы по охране, созданию, ремонту и содержанию природных и озелененных объектов в г.Москве и на него не распространяются положения Постановления Правительства г.Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП несостоятелен и не может служить основанием для отмены решения судьи и постановления должностного лица, так как основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии с указанным постановлением N 743-ПП обязанность по сохранению зеленых насаждений и природных сообществ, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений и природных сообществ лежит на всех гражданах и юридических лицах.
При этом учитываю, что к административной ответственности в данном случае привлечено не юридическое, а должностное лицо - начальник хозяйственного отдела АО "ММЗ "Авангард" Стосков В.Г.
Доводы жалобы о том, что отсутствует событие административного правонарушения, что в силу п.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении и что вина АО "ММЗ "Авангард" не доказана, опровергаются собранными по делу доказательствами и поэтому не могут служить основанием для отмены решения судьи и постановления должностного лица.
Вопреки доводам жалобы, совокупность собранных по делу доказательств является достаточной для установления всех обстоятельств дела, подлежащих доказыванию, и установления вины начальника хозяйственного отдела АО "ММЗ "Авангард" Стоскова В.Г. в нарушении правил и требований в области охраны окружающей среды.
При этом учитываю, что в судебном заседании Московского городского суда защитник начальника хозяйственного отдела АО "ММЗ "Авангард" Стоскова В.Г. по доверенности Разухин С.С. признал факт, что на момент проверки в АО "ММЗ "Авангард" действительно отсутствовал учет зеленых насаждений и не был оформлен паспорт благоустройства территории.
Довод жалобы о том, что в абзаце 6 на странице 2 Постановления и в абз. 5 на стр., 3 Решения установлено, что Общество допустило нарушения правил и требований в области охраны окружающей среды, которые были выявлены в ходе проведения выездной проверки 9 июня 2017 года по адресу: ***, однако выездная проверка не проводилась, о чём свидетельствует отсутствие в материалах дела каких-либо доказательств, подтверждающих факт проведения выездной проверки, не может служить основанием для отмены решения судьи и постановления должностного лица, поскольку указывает на явную техническую описку, которая может быть исправлена в соответствии с положениями ст.29.12.1 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что Постановление и Решение суда содержат неправильную квалификацию вмененного Обществу правонарушения, т.к. ответственность за нарушение правил создания и содержания зеленых насаждений предусмотрена специальной нормой - ст. 4.17 КоАП г. Москвы, несостоятелен и не может служить основанием для отмены решения судьи и постановления должностного лица, поскольку, как следует из материалов дела, АО "ММЗ "Авангард" привлечено к административной ответственности по ст.4.39 КоАП г.Москвы за нарушение правил и требований в области охраны окружающей среды, но не за нарушение правил создания и содержания зеленых насаждений.
Административное наказание начальнику хозяйственного отдела АО "ММЗ "Авангард" Стоскову В.Г. назначено в пределах санкции ст.4.39 Закона г.Москвы от 21.11.2007г. N 45 "Кодекса города Москвы об административных правонарушениях", с учетом всех обстоятельств дела, характера совершённого правонарушения, и является справедливым.
Никаких неустранимых сомнений, влияющих на выводы должностного лица и судьи районного суда, материалы дела не содержат.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный КоАП РФ, должностным лицом и судьей районного суда соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения судьи и постановления должностного лица не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Головинского районного суда г.Москвы от 19 октября 2017 г. и Постановление N *** от 15 августа 2017 года заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Строгонова Д.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.4.39 Закона Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в отношении должностного лица - начальника хозяйственного отдела АО "ММЗ "Авангард" Стоскова В.Г. - оставить без изменения, а жалобу защитника начальника хозяйственного отдела АО "ММЗ "Авангард" Стоскова В.Г. - Разухина С.С. - без удовлетворения.
Судья Московского
городского суда Д.М. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.