Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО "Фирма "СТОМ" в лице генерального директора Недобежкина А.В. на постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 12 октября 2017 года, которым ООО Фирма "Стом" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей,
установил:
***года государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок N2 межрайонной ИФНС России N49 по г.Москве в отношении ООО "Фирма "СТОМ" составлен протокол об административном правонарушении по ч.4 ст.14.1.1 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Тверской районный суд г.Москвы, судьей которого 12 октября 2017 года вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд данный судебный акт обжалует законный представитель ООО "Фирма "СТОМ" по доводам поданной жалобы, ссылаясь на отсутствие в действиях Общества вмененного ему административного правонарушения.
В судебное заседание законный представитель ООО "Фирма "СТОМ", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности Кожаринова П.Ф., поддержавшего в полном объеме указанные доводы жалобы, настаивая на их удовлетворении.
Проверив материалы дела, изучив указанные доводы жалобы, заслушав объяснения стороны защиты, нахожу обжалуемый судебный акт подлежащими отмене по следующим основаниям.
Административная ответственность по ч.4 ст.14.1.1 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр, согласно положениям Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ", осуществляется в соответствии с Гражданским РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ, а также может осуществляться принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.
Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" предусмотрено, что организатор азартных игр обязан предоставлять сведения, необходимые для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
Исходя из того же Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ, Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к организаторам азартных игр, а также к отчетности организаторов азартных игр, ее составу и порядку представления.
Так, 23 августа 2007 года Постановлением Правительства Российской Федерации N540 были утверждены предоставления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, пунктом 22 которых определено, что организатор азартных игр представляет в Министерство финансов Российской Федерации и территориальный налоговый орган по месту нахождения организатора азартных игр годовую и промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность на бумажном носителе или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".
Бухгалтерская (финансовая) отчетность организатора азартных игр, представляемая на бумажном носителе, подписывается руководителем организатора азартных игр (иным лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица) и заверяется печатью (при наличии печати); бухгалтерская (финансовая) отчетность организатора азартных игр, представляемая в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организатора азартных игр (иного лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица).
По смыслу пункта 24 вышеназванных Правил, промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, предусмотренная пунктом 22 настоящих Правил, представляется не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, за который она составлена.
Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности, к определению отчетного периода и отчетной даты установлены, Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", которого установлено, что промежуточная отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда установлена обязанность ее представления, в том числе законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (Минфина России и Банка России).
Таким образом, обязанность по составлению промежуточной (финансовой) бухгалтерской отчетности в данном случае ставится в зависимость от обязанности по ее представлению.
По правилам вышеприведенного Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ, до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим Федеральным, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального до утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим Федеральным, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и Центральный банк Российской Федерации вправе вносить изменения, обусловленные изменением законодательства Российской Федерации, в правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные ими до дня вступления в силу настоящего Федерального .
Согласно Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации", утвержденного Приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года N 43н, организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Требование составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность содержится также и в Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 года N 34н. Также анализ положений ПБУ 4/99 свидетельствует об отсутствии препятствий к применению данного акта к правоотношениям, связанным с предоставлением отчетности организаторами азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. ПБУ 4/99 исключает возможность применения данного при составлении отчетной информации для специальных целей при условии, если разработаны правила подготовки такой отчетности и в них не предусматривается использование настоящего .
Пункты 22 - 24 указанных Правил не содержат порядка подготовки отчетности, а лишь устанавливают необходимость ее представления.
Следовательно, Общество в силу прямого указания п. 24 Правил обязано представлять промежуточную (финансовую) бухгалтерскую отчетность, на основании действующих положений от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" необходимость составления промежуточной бухгалтерской отчетности обусловлена установленной в законе обязанностью по ее предоставлению в контролирующий орган.
Признавая ООО "Фирма "СТОМ" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, судья районного суда исходила из того, что в 00.01 час. ***года по адресу: г.Москва, ***, д.21, стр.1, ООО "Фирма "СТОМ", в нарушение требований п.п.22.-24 предоставления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 года N540, не предоставило в МИФНС России N49 по г.Москве промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, то есть не позднее 30 ноября 2016 года, совершив тем самым осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.
При рассмотрении настоящего дела судья районного суда сочла вину Общества во вмененном ему административном правонарушении установленной, в том числе, протоколом об административном правонарушении от ***года, из которого усматривается, что основанием для привлечения к административной ответственности ООО "Фирма "СТОМ" стало установление факта уклонения Общества от предоставления в срок до 30 ноября 2016 года промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за январь - октябрь 2016 года, которая состоит из бухгалтерского баланса на 31 октября 2016 года и отчета о финансовых результатах за январь - октябрь 2016 года.
При этом, должностное лицо МИФНС России N 49 по г. Москве исходил из того, что в силу п. п. 23, 24 Правил предоставления организаторами азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, предусмотренная настоящих Правил, представляется не позднее 3 месяцев по окончании отчетного года, а промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность - не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, за который она составлена, в данном случае - не позднее 30 ноября 2016 года.
Вместе с тем, в данном случае судьей районного суда не было учтено Правительства РФ от 31 января 2017 года N 106 "О внесении изменения в Правила представления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр", вступившим в законную силу 11 февраля 2017 года, которым в пункт 24 Правил внесены изменения, которыми определена периодичность представления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности организаторами азартных игр, и согласно внесенному уточнению, промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется за первый квартал, первое полугодие и девять месяцев текущего отчетного года не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, за который она составлена.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр, установлена обязанность организатора азартных игр по предоставлению в территориальный налоговый орган по месту своего нахождения промежуточной бухгалтерской отчетности за первый квартал, первое полугодие и девять месяцев текущего отчетного года не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, за который она составлена.
С Конституции Российской Федерации гарантировано, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет; никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В силу и КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 14 февраля 2013 года N 4-П и от 16 июля 2015 года N 22-П, в Определениях от 21 апреля 2005 года и от 19 ноября 2015 года и др., устанавливая административную ответственность, законодатель в рамках имеющейся у него дискреции может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования административно-деликтных норм, что прямо вытекает из взаимосвязанных положений, и КоАП Российской Федерации; применяя бланкетные нормы законодательства об административных правонарушениях, компетентные субъекты (органы, должностные лица) административной юрисдикции обязаны воспринимать и толковать их в неразрывном единстве с регулятивными нормами, непосредственно закрепляющими те или иные правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Это, в свою очередь, означает, что изменение (пересмотр) правил, несоблюдение которых образует объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных бланкетными диспозициями законодательства об административных правонарушениях, не может не оказывать влияния и на оценку противоправности соответствующего деяния, а потому положения КоАП Российской Федерации должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности, как на это указано в и Конституционного Суда Российской Федерации от 08 декабря 2015 года N 2735-О.
С учетом положений Правительства РФ от 31 января 2017 года N 106 "О внесении изменения в Правила представления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр", вступивших в законную силу 15 июля 2016 года и не имеющих обратную силу, и определяющих, что промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется за первый квартал, первое полугодие и девять месяцев текущего отчетного года, в данном случае актуальным отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит представлению в Минфин России и территориальный орган по месту нахождения организатора азартных игр, начиная с 01 июля 2016 года, для ООО "Фирма "СТОМ" в рамках рассматриваемого дела является период с 01 января и по 30 декабря 2016 года, и которая должна быть представлена в течение 30 дней со дня окончания двенадцати месяцев, в связи с чем требование налогового органа о предоставлении финансовой отчетности за период, включающий в себя октябрь 2016 года, в срок до 30 ноября 2016 года, не является законным.
При этом, отчетность, включающая в себя период октябрь 2016 года, во исполнение предписаний Постановления Правительства Российской Федерации 23 августа 2007 года N540, была предоставлена Обществом в МИФНС России N49 по г.Москве и в Минфин России в марте 2017 года.
Установленные по делу фактические обстоятельства и представленные доказательства, положения ч. КоАП РФ, позволяют сделать вывод о том, что бездействие ООО "Фирма "СТОМ" в 00.01 час. ***года не образует субъективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного общей нормой КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, что прямо предусмотрено КоАП РФ.
В соответствии с п. КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных, КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь - 30. КоАП РФ, судья
решил:
жалобу законного представителя ООО "Фирма "СТОМ" в лице генерального директора Недобежкина А.В. удовлетворить.
Постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 12 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.1.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Фирма "СТОМ" отменить, производство по делу прекратить на основании КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.