Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Волковой Я.Ю., судей Кокшарова Е.В., Зоновой А.Е.
при секретаре Ещенко Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпова Н.Н. к Межмуниципальному отделу МВД Российской Федерации "Ирбитский", Главному Управлению МВД России по Свердловской области, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области о взыскании денежной компенсации вместо положенных по нормам предметов форменного обмундирования, судебных расходов
по апелляционной жалобе представителя ответчика Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области на решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 04.09.2017.
Заслушав доклад судьи Зоновой А.Е., объяснения представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области Абрамова А.А. (доверенность от ( / / )), поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Карпов Н.Н. обратился с иском к Межмуниципальному отделу МВД Российской Федерации "Ирбитский", Главному Управлению МВД России по Свердловской области, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области о взыскании денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов форменного обмундирования в размере 63491,9 рублей, судебных расходов по составлению искового заявления в сумме 2000 рублей. В обоснование иска указал, что с ( / / ) проходил службу в органах внутренних дел, с ( / / ) в МО МВД России "Ирбитский". В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ с 01.10.2016 был переведен для дальнейшего прохождения службы в Росгвардию Российской Федерации, откуда приказом Управления Росгвардиии по Свердловской области от ( / / ) был уволен по выслуге лет. При увольнении ему не была выплачена компенсация за предметы вещевого имущества личного пользования при обращении в ГУ МВД России по Свердловской области и Управление Росгвардии по Свердловской области ему было отказано в выплате в виду различного толкования переходных положений нормативных актов по распределению бюджетных средств между службами до конца 2016 года.
Определением суда от 07.07.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, было привлечено Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Решением Ирбитского районного суда Свердловской области от 04.09.2017 иск Карпова Н.Н. удовлетворен, взыскана с Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области в пользу истца денежная компенсация вместо положенных по нормам снабжения предметов форменного обмундирования в размере 63491,90 рублей, расходы по составлению искового заявления в размере 2000 рублей.
Заявленные требования к Межмуниципальному отделу МВД Российской Федерации "Ирбитский", Главному Управлению МВД России по Свердловской области оставлены без удовлетворения.
С указанным решением не согласился ответчик Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области, подав на него апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, в удовлетворении иска к Управлению отказать, взыскать сумму компенсации с ГУ МВД России по Свердловской области. В обоснование жалобы указал, что судом при вынесении решения не определено, что Управление является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с приложением 7 Федерального закона от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 одN в ведомственную структуру расходов бюджета на 2016 год внесена Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации с расходами в 0 рублей. В перечень главных администраторов доходов бюджета Росгвардия не входила, для нее главным администратором было Министерство внутренних дел Российской Федерации, которому были переданы денежные средства на содержание Росгвардии в 2016 году. Судом неверно определено, что обязательства по выплате истцу денежной компенсации возникли после ( / / ), с момента выдачи справок Управлением Росгвардии, поскольку право на получение компенсации за форменное обмундирование возникло у истца в момент его увольнения, то есть ( / / ). В связи с указанным финансовое обеспечение войск национальной гвардии до конца 2016 должно было быть произведено ГУ МВД России по Свердловской области.
Из представленных МО МВД России "Ирбитский" возражений на апелляционную жалобу следует, что решение суда от 04.09.2017 отмене или изменению не подлежит, поскольку расчет денежной компенсации истцу был произведен только в январе 2017 года, что исключает выплату данной компенсации ГУ МВД России по Свердловской области.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Управления Росгвардии по Свердловской области по доверенности от ( / / )2017Абрамов А.А. на требованиях апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам и основаниям настаивал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
В заседание судебной коллегии представители ответчика ГУ МВД России по Свердловской области и МО МВД России "Ирбитский", представитель третьего лица ГУ МВД Российской Федерации не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом (извещения направлены 07.12.2017), в том числе путем размещения информации о дате, месте и времени судебного заседания на официальном сайте Свердловского областного суда. С учетом ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мнения представителя ответчика, судебная коллегия определиларассмотреть дело при данной явке.
Заслушав представителя ответчика, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд руководствовался нормами ст.ст.5, 11 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 03..07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", пришел к правомерному выводу о возложении на ответчика Управление Росгвардии по Свердловской области обязанности по выплате истцу денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов форменного обмундирования, с которым судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспорено, что Карпов Н.Н. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации с ( / / ) по ( / / ) в отделе ... в Управлении Росгвардии по Свердловской области проходил службу с ( / / ) до ( / / ) ... ), после чего согласно выписки из приказа был уволен со службы приказом Управления Росгвардии по Свердловской области от ( / / )N л/с по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет дающей право на получение пенсии).
В соответствии со справкой ФГКУ "Управление вневедомственной охраны ВНГ России по Свердловской области N от ( / / ) на выплату денежной компенсации вместо положенных предметов форменного обмундирования (по милиции), истцу подлежит выплате компенсация в размере 3995,90 рублей, кроме того согласно Справки ФГКУ "Управление вневедомственной охраны ВНГ России по Свердловской области N от ( / / ) на выплату денежной компенсации вместо положенных предметов форменного обмундирования (по полиции), истцу подлежит выплате компенсация в размере 59496 рублей. Содержание данных справок и размер рассчитанных к выдаче компенсаций ответчиками не оспаривался.
Таким образом, исходя из выше приведенных обстоятельств у истца Карпова Н.Н. возникло право на получение при увольнении компенсации за форменное обмундирование в размере 63491,90 рублей.
Пунктом 5 статьи 25 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" предусмотрено, что сотрудник полиции обеспечивается форменной одеждой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В силу п. 3 ст. 48 указанного закона обеспечение сотрудников полиции вещевым имуществом осуществляется по нормам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1-3 ст. 69 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел обеспечивается вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения службы по нормам, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок учета, хранения, выдачи и списания вещевого имущества устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Общие положения о вещевом обеспечении сотрудников органов внутренних дел устанавливаются Правительством Российской Федерации. Сотруднику органов внутренних дел, который в связи с характером служебной деятельности не пользуется форменной одеждой, выплачивается денежная компенсация в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Приказом МВД России от 10.01.2013 N 8 утвержден Порядок выплаты денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и возмещения увольняемыми сотрудниками стоимости выданных им предметов вещевого имущества личного пользования".
В соответствии с п. 6 выше указанного Порядка выплаты сотрудникам, увольняемым со службы, за исключением сотрудников, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещают стоимость выданных им предметов вещевого имущества личного пользования с учетом сроков носки, выплата денежной компенсации производится в следующем порядке: сотрудникам, увольняемым с правом ношения форменной одежды, по их желанию выдается вещевое имущество личного пользования или выплачивается денежная компенсация, сотрудникам, увольняемым без права ношения форменной одежды, выплачивается денежная компенсация. Денежная компенсация выплачивается за предметы вещевого имущества личного пользования, предусмотренные соответствующими нормами снабжения и не полученные сотрудниками ко дню увольнения.
При этом в силу п.1 Порядка выплата денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, которые в связи с характером служебной деятельности не пользуются форменной одеждой, производится ежегодно по месту прикрепления личного состава на вещевое обеспечение на основании оформляемой подразделением вещевого обеспечения органа внутренних дел Российской Федерации справки на выплату денежной компенсации вместо положенных предметов вещевого имущества личного пользования.
Судом первой инстанции на основании положений ст.11 Трудового кодекса Российской Федерации сделан правомерный вывод о том, что нормы Трудового кодекса Российской Федерации применимы к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, войск национальной гвардии, в случаях предусмотренных законом, а также когда данные правоотношения не урегулированы нормами специального права.
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации образована в соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 157, п.п. "б" п.9 данного Указа установлено, что до вступления в силу соответствующего федерального закона на лиц, имеющих специальные звания, переведенных в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации, распространяются положения федеральных законов от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Федеральный закон "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" от 03.07.2016 N 226-ФЗ на момент увольнения истца со службы не предусматривал порядка и сроков осуществления расчетов при увольнении лиц, проходящих службу в Росгвардии.
Между тем, согласно п.8 ст. 89 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", применение которого возможно в спорных правоотношениях по аналогии права и с учетом специфики их нормативного регулирования, в последний день службы сотрудника органов внутренних дел уполномоченный руководитель или по его поручению иное должностное лицо обязаны выдать этому сотруднику трудовую книжку и осуществить с ним окончательный расчет.
Между тем, из материалов дела следует, что расчет истца при увольнении из войск национальной гвардии произведен в полном объеме не был, соответствующие справки на выплату денежной компенсации вместо положенных предметов форменного обмундирования выданы ФГКУ "Управление вневедомственной охраны ВНГ России по Свердловской области" только ( / / ).
Надлежащих доказательств выдачи данных справок по расчету компенсации истцу в момент его увольнения ( / / ) ответчиком Управлением Росгвардии по Свердловской области в ходе рассмотрения дела представлено не было. Кроме того, ответчиком не представлено каких-либо доказательств направления в ( / / ) году в уполномоченные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации сведений об увольнении истца из состава войск национальной гвардии, содержащих основания для выплаты ему в момент увольнения полагаемой компенсации за форменное обмундирование и размер данной суммы, которые должны были быть положены в основу расчета истца при увольнении подразделениями МВД России, которое на ( / / ) год сохраняло функции администрирования бюджетных доходов по статье содержание войск национальной гвардии России.
В силу указанных обстоятельств судом первой инстанции был сделан правомерный вывод о том, что обязательства по выплате спорной денежной компенсации истцу в 2017 должны быть возложены именно на Управление Росгвардии по Свердловской области, являющейся по сути работодателем истца, которым не было предпринято надлежащих и достаточных мер для выплат всех причитающихся истцу компенсации в момент его увольнения, в том числе на там основании, что Карпов Н.Н. был уволен со службы именно из Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области, являющейся правопреемником Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Кроме того, данный вывод суда первой инстанции подтверждается письмом ФЭД МВД России от ( / / )N, в соответствии с которым принятые обязательства (расчеты по пособия, компенсации и иные социальные выплаты, пособия и компенсации по публично-нормативным обязательствам, иным выплатам, коммунальным услугам и т.д.), сформированные по состоянию на ( / / ) в регистрах бюджетного учета территориальных органов МВД России и относящиеся к деятельности их структурных подразделений (не являющихся ПБС), функции которых переданы в Росгвардию, подлежали передаче в текущем финансовом году(2017) с главы 188 "Министерство внутренних дел Российской Федерации" на главу 180 "Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации" в установленном порядке, что не оспорено Управлением Росгвардии в ходе рассмотрения дела по существу.
Данный вывод не только не опровергается доводами апелляционной жалобы в части ссылки в ней на положения Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ, но и подтверждают его, поскольку согласно п.5 ст. 34 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" материально-техническое обеспечение войск национальной гвардии до завершения формирования органов материально-технического обеспечения войск национальной гвардии осуществляется через органы обеспечения (снабжения) федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 20.01.2017 N 41 "О материально-техническом обеспечении войск национальной гвардии Российской Федерации" утверждены Правила материально-технического обеспечения войск национальной гвардии Российской Федерации, вступившие в законную силу с 01.01.2017, в соответствии с п. 2 которых материально-техническое обеспечение войск национальной гвардии Российской Федерации осуществляется в соответствии с настоящими Правилами и с разрабатываемыми Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации планом снабжения войск национальной гвардии Российской Федерации, нормами положенности (снабжения, обеспечения) и схемами организации связи, а при решении внезапно возникающих задач или при осложнении оперативной обстановки - на основании обращений войск национальной гвардии Российской Федерации.
Материально-техническое обеспечение войск национальной гвардии Российской Федерации осуществляется через органы обеспечения (снабжения) Министерства внутренних дел Российской Федерации по согласованным объемам, номенклатуре и ассортименту за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на материально-техническое обеспечение войск национальной гвардии Российской Федерации (п.3).
Взаимные расчеты между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на материально-техническое обеспечение войск национальной гвардии Российской Федерации (п.7).
В силу указанных обстоятельств судебная коллегия полагает доводы жалобы ответчика Управления Росгвардии по Свердловской области несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права и обстоятельств дела, что не может свидетельствовать о наличии оснований для отмены решения суда как в части удовлетворения основного требования, так и в части взыскания судебных расходов, в том числе по доводам жалобы в части неустановления судом первой инстанции Управления Росгвардии по Свердловской области в качестве надлежащего ответчика, что противоречит самой сути постановленного решения о взыскании с данного ответчика денежной компенсации и судебных расходов.
Иные доводы жалобы повторяют доводы иска, которым судом дана надлежащая правовая оценка, оснований для изменения которой судебная коллегия не усматривает.
Предусмотренных ч.4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене решения суда по доводам жалобы нет.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ирбитского районного суда Свердловской области от 04.09.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий Я.Ю. Волкова
Судьи Е.В. Кокшаров
А.Е. Зонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.