судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Игнатенковой Т.А.,
судей
Фроловой Е.М. и Михалевой Е.М.,
при секретаре Сутягине Д.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Скуратовой Т.К. на решение Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 27 октября 2017 года, которым Скуратовой Т.К. отказано в иске к администрации городского поселения г. Чаплыгина Липецкой области, администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области о признании права на внеочередное получение жилья, как лица оставшегося без попечения родителей не обеспеченного жильем, и в связи с невозможностью совместного проживания в доме сына вследствие его заболевания; о предоставлении вне очереди жилого помещения независимо от постановки на учет в целях предоставления жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Фроловой Е.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Скуратова Т.К. обратилась с иском (с учетом уточнения) к администрации городского поселения г. Чаплыгина Липецкой области о признании права на внеочередное получение жилья, как лица оставшегося без попечения родителей не обеспеченного жильем и в связи с невозможностью совместного проживания в доме сына вследствие его заболевания; о предоставлении вне очереди жилого помещения, независимо от постановки на учет в целях предоставления жилого помещения. В обоснование иска указала, что является инвалидом "данные изъяты" группы, относится к лицам, оставшимся без попечения родителей, проживает по адресу: "адрес" Дом принадлежит ее сыну - инвалиду детства по "данные изъяты". Своего жилья она не имеет. Согласно заключению судебно-психиатрической комиссии экспертов от 12.08.2012 г. ее сын страдает "данные изъяты" Заболевание ее сына входит в перечень заболеваний, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире". На ее заявление о внеочередном предоставлении жилого помещения ей было отказано.
Истец и ее представитель поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика администрации городского поселения г. Чаплыгина Липецкой области иск не признал. Пояснил, что согласно Закону Липецкой области от 27.12.2007 г. N113-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Липецкой области" у городского поселения администрации г. Чаплыгина отсутствуют полномочия на предоставление вне очереди жилого помещения лицам, оставшимся без попечения родителей. Нуждающейся в жилом помещении истица не признана.
Представитель ответчика администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области иск не признал, пояснил, что согласно ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных в указанный орган по месту своего жительства. Истцу разъяснено, что ей необходимо обратиться в администрацию городского поселения г. Чаплыгина с заявлением для признания ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Статус сироты устанавливается гражданам с 18 до 23 лет. По выходу из детского дома в возрасте с 18 до 23 лет граждане имеют право обратиться в органы местного самоуправления и встать на очередь для получения жилья по договору социального найма.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе истец Скуратова Т.К. просит отменить решение суда, вынести новое решение об удовлетворении иска. Ссылалась на нарушение судом Конституции РФ и норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика администрации Чаплыгинского муниципального района, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на них, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам.
Согласно ст. 1 Закона Липецкой области от 27.12.2007 г. N113-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Липецкой области" - органы местного самоуправления городских округов г. Липецка и г. Ельца и муниципальных районов области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству, по формированию списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по предоставлению единовременной выплаты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на ремонт жилого помещения, по предоставлению ежемесячной социальной выплаты в связи с усыновлением (удочерением) ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, по предоставлению ежемесячной денежной выплаты детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, оба родителя которых неизвестны, (далее - переданные полномочия) на неограниченный срок.
В силу ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Из материалов дела следует, что Скуратова Т.К. является инвалидом "данные изъяты" группы (справка серии МСЭ-N от ДД.ММ.ГГГГ), проживает и зарегистрирована по адресу: "адрес""адрес" "адрес" Домовладение принадлежит ее сыну - инвалиду детства по "данные изъяты"С.М.Ю. Своего жилья она не имеет.
Согласно архивной справке от 24.08.2017 г. N1661-ш ОКУ "Центр мониторинга и оценки качества образования Липецкой области" Скуратова Т.К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ прибыла в "данные изъяты" детский дом, ДД.ММ.ГГГГ выбыла в "данные изъяты" социальный детский дом.
Из свидетельства о восьмилетнем образовании от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Скуратова Т.К. обучалась в "данные изъяты" и окончила в ДД.ММ.ГГГГ. восемь классов.
19.09.2017 г. Скуратова Т.К. обратилась в администрацию городского поселения г. Чаплыгина Липецкой области с заявлением о предоставлении вне очереди жилого помещения.
Согласно ответу от 17.10.2017 г. в соответствии с действующим законодательством администрация г. Чаплыгина оказывает муниципальную услугу "Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях". Согласно административному регламенту, получателями данной муниципальной услуги являются физические лица, постоянно проживающие на территории городского поселения г. Чаплыгин нуждающиеся в жилых помещениях, либо их законные представители; граждане, признанные в установленном порядке малоимущими в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения (далее - малоимущие граждане); ветераны Великой Отечественной войны, имеющие право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5- ФЗ "О ветеранах".
Отдельных очередей для постановки инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учет в администрации г. Чаплыгина не ведется, т.к. отсутствуют полномочия для оказания такой услуги.
Вопросами обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей бесплатным социальным жильем, занимаются органы опеки и попечительства.
Скуратова Т.К. обратилась с аналогичным заявлением в администрацию Чаплыгинского муниципального района Липецкой области, на что 03.10.2017 г. ей был дан ответ, согласно которому принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных в указанный орган по месту своего жительства (ст.52 ЖК РФ). Скуратовой Т.К. разъяснена необходимость обратиться в администрацию городского поселения г. Чаплыгина с заявлением для признания ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Разрешая заявленные требования, суд верно исходил из того, что положения ФЗ от 21.12.1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста и не распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие.
Суд правильно пришел к выводу, что на момент принятия указанного Закона Скуратова Т.К., в случае отнесения ее к категории детей-сирот (при отсутствии закрепленного за ней жилья), подлежала обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке на основании действовавшего в то время п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР, однако к моменту вступления в действие указанного Закона Скуратова Т.К., ДД.ММ.ГГГГ., достигла возраста 44 лет (на текущий момент истице 65 лет), и не относится к лицам указанной в нем категории.
При этом, суд правомерно отверг доводы истца о том, что она не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении из-за бездействия школы-интерната, как не имеющими правового значения.
С заявлением о признании малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий Скуратова Т.К. в ОМС не обращалась.
Более того, из объяснений представителя ответчика администрации Чаплыгинского района следует, что до 2003 г. истица являлась собственницей д. N по "адрес" и продала данное домовладение своему сыну, с которым проживает по настоящее время.
Согласно ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4).
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч. 5).
Решением Совета депутатов г. Чаплыгина от 29.06.2016 г. N 64 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории города Чаплыгина" установлена учетная норма площади жилого помещения на территории города Чаплыгина на одного человека - 15 кв. м.
Гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении, если приходящаяся на него площадь жилого помещения менее 15 кв. м.
Из материалов дела усматривается, что д. N по "адрес" имеет площадь 37,1 кв. м, в доме проживают 2 человека, таким образом, площадь на одного человека превышает норму 15 кв. м.
Доказательств обратного истица суду не представила.
Оценивая ссылки истца в обоснование заявленных требований как основания для внеочередного предоставления жилья - невозможность совместного проживания в доме сына вследствие его заболевания, т.к. заболевание входит в перечень заболеваний, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N378, суд первой инстанции установил, что Скуратова Т.К. имеет сына С.М.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Согласно заключению судебно-психиатрической комиссии экспертов от ДД.ММ.ГГГГС.М.Ю. страдает "данные изъяты"
Отказывая в иске, суд также верно руководствовался положениями ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и правомерно пришел к выводу о том, что указанный Закон не предусматривает внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением члена семьи инвалида, страдающего тяжёлой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание.
Руководствуясь положениями п. 4 ч. 1 ст. 51 и ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, суд пришел к правомерному выводу, что к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, относятся сами граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне; иные члены семьи, а именно истец Скуратова Т.К. таким правом не обладает.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы истицы повторяют ее позицию в суде первой инстанции, не содержат правовых оснований для отмены правильного по существу решения суда, сводятся к ошибочному толкованию норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 17 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Скуратовой Т.К. - без удовлетворения.
Председательствующий: .
Судьи: .
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.