Заместитель председателя Астраханского областного суда Шустова Т.П., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области Поташова Дмитрия Михайловича на решение Кировского районного суда г.Астрахани от 04 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя председателя Правительства Астраханской области - министра финансов Астраханской области Шведова Виталия Александровича,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области N" ... " от 29 августа 2017 года заместитель председателя Правительства Астраханской области - министр финансов Астраханской области Шведов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 04 октября 2017 года постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области N" ... " от 29 августа 2017 года отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В жалобе заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области просит решение Кировского районного суда г.Астрахани от 04 октября 2017 года отменить в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив доводы жалобы, материалы дела, оснований для отмены состоявшегося судебного постановлений не имеется.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, связана с нарушением заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 93.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до пяти лет, за исключением бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), и случаев реструктуризации обязательств (задолженности), в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также за исключением бюджетных кредитов, предоставляемых в соответствии со статьей 93.6 настоящего Кодекса.
Цели предоставления бюджетных кредитов и размеры платы за пользование бюджетными кредитами устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете.
Предоставление, использование и возврат субъектами Российской Федерации указанных бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 года N1567 утверждены Правила предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2015 год.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что бюджетный кредит для частичного покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, предоставляется при условии поэтапного сокращения доли общего объема долговых обязательств субъекта Российской Федерации по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, к 1 января 2017 г. до уровня не более 70 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2016 год, к 1 января 2018 г. - до уровня не более 60 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2017 год и к 1 января 2019 г. - до уровня не более 50 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2018 год.
Из материалов дела следует, что 29 октября 2015 года между Министерством финансов Российской Федерации и Министерством финансов Астраханской области в лице заместителя председателя Правительства Астраханской области - министра финансов Астраханской области Шведова В.А. заключено Соглашение о предоставлении из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации в целях погашения долговых обязательств Астраханской области в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам Астраханской области и кредитам, полученным Астраханской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций. Сумма бюджетного кредита составила 8 289 700 000 рублей. Срок и размер поэтапного возврата бюджетного кредита определены условиями Соглашения.
В нарушение условий Соглашения на 1 января 2017 года дефицит бюджета субъекта Российской Федерации превысил показатели объёма долговых обязательств Астраханской области на 26,4 процента к показателю, установленному Соглашением Минфина России и Министерства (109% к уровню на 1 января 2017 года) (подпункт "к" пункта 3.2). При этом показатель снижения уровня объёма долговых обязательств Астраханской области по кредитам, полученным от кредитных организаций, Министерством выполнен.
Таким образом, на 1 января 2017 года Министерством как заёмщиком превышен показатель объёма долговых обязательств Астраханской области на 26,4 процента, что повлекло за собой неисполнение обязательного условия предоставления из федерального бюджета бюджету области бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета области на сумму 8289700000 рублей.
Прекращая производство по делу, судья районного суда, руководствуясь положениями пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Исходя из совокупности исследованных доказательств, а также требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выводы судьи районного суда являются обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из материалов дела следует, что причиной превышения показателя объёма долговых обязательств Астраханской области послужил ряд обстоятельств, не зависящих от надлежащего исполнения Шведовым В.А. своих должностных обязанностей: изменение положений действующего законодательства, ухудшение экономической обстановки, снижение доходной части бюджета за 2016 год к уровню 2015 года на 7,1 процента.
Главой 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен порядок формирования доходов бюджета.
К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления (часть 1 статьи 41).
Из материалов дела следует, что административный орган, привлекая Шведова В.А. к административной ответственности по части 2 статьи 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административные правонарушения, не установилв чем заключается противоправное действие (бездействие) должностного лица, в чем выразилось неисполнение должностных (служебных) обязанностей лицом, привлеченным к административной ответственности, повлекших не обеспечение сохранения дефицита бюджета Астраханской области на уровне, установленным соглашением сторон, в нарушение условий о предоставлении бюджетного кредита.
Не представлены такие доказательства и при рассмотрении дела судьей районного суда.
Однако из материалов дела следует, что Министерством финансов Астраханской области предпринимались меры к увеличению доходности бюджета Астраханской области, в частности, приняты законы Астраханской области об увеличении ставок по транспортному налогу; создана рабочая группа по мобилизации доходной части консолидированного бюджета Астраханской области; распоряжением Губернатора Астраханской области N171-р от 1 апреля 2016 года "О мерах по оптимизации расходов бюджета Астраханской области" прекращено осуществление ряда расходных обязательств. Инициатором вышеуказанных мероприятий выступало Министерство финансов Астраханской области во главе со Шведовым В.В.
Доводы жалобы о том, что вмененный состав является формальным и не требует совершения должностным лицом противоправных действий, основан на неверном толковании положений действующего законодательства.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения судьи районного суда не имеется.
Иных доводов, влекущих отмену или изменение вступивших в законную силу постановлений в настоящей жалобе не приведено, оснований для отмены судебного решения при рассмотрении жалобы и проверке законности обжалуемого судебного акта не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 04 октября 2017 года - оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области Поташова Дмитрия Михайловича - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.