Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж.,
судей Раковского В.В., Ярыгиной Е.Н.,
при секретаре Мишустиной Н.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области" на решение Советского районного суда города Орска Оренбургской области от 30 августа 2017 года по исковому заявлению Инчиной И.В. к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области", Межрайонному отделу вневедомственной охраны по г. Орску - филиал Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области", Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области о взыскании денежной компенсации за вещевое обмундирование и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Раковского В.В., объяснение представителя Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области" Макаровой Л.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Инчиной И.В. - Дудника В.Н., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, объяснения представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области Баевой О.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Инчина И.В. обратилась в суд с иском к ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области" и Межрайонному отделу вневедомственной охраны по г. Орску о взыскании компенсации за вещевое обмундирование в размере 227 635 рублей и компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей, в котором указала, что с (дата) проходила службу в системе вневедомственной охраны г. Орска. Приказом начальника ФГКУ УВО УМВД России по Оренбургской области в связи с сокращением численности штата в МОВО по г. Орску, 30.12.2015 года была освобождена от должности "должность 1", с 01.01.2016 года переведена в распоряжение УМВД России по Оренбургской области. С начала прохождения службы и до момента увольнения истец не получала в установленном объеме предметы вещевого имущества личного пользования, положенные по нормам снабжения, при увольнении из МОВО по г. Орску также не получила денежную компенсацию. После освобождения от должности 30.12.2015 года истец обратилась к ответчику с заявлением о выплате компенсации за спорный период, которое осталось без удовлетворения.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области.
В ходе рассмотрения дела Инчина И.В. уточнила исковые требования, окончательно просила суд взыскать с ответчиков компенсацию за вещевое обмундирование за период с 2001 года по 2012 года в размере 40 147,50 рублей, за период с 2013 года по октябрь 2015 года в размере 54 103 рубля, компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
В судебное заседание истец Инчина И.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца Дудник В.Н. исковые требования поддержал. Суду пояснил, что расчет денежной компенсации за обмундирование составлен с учетом службы истца в милиции с 2001 по 2012 годы и в полиции с 2013 по 2015 годы.
Представитель ответчика ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области" Голубенко А.В. исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Представитель ответчика УМВД России по Оренбургской области Полетаева Н.Д. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Представитель ответчика МОВО по г. Орску - филиал ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Решением Советского районного суда города Орска Оренбургской области от 30 августа 2017 года исковые требования Инчиной И.В. удовлетворены частично. Суд постановилвзыскать с ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области" в пользу Инчиной И.В. денежную компенсацию за не выданное вещевое имущество в размере 54 103 рубля, компенсацию морального вреда в размере 500 рублей.
На решение суда подана апелляционная жалоба ответчиком ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области".
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Инчина И.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия рассмотрела дело в её отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что с (дата) по настоящее время Инчина И.В. проходит службу в органах внутренних дел.
До 01 января 2016 года Инчина И.В. проходила службу в ФГКУ "УВО УМВД России по Оренбургской области", приказом N от 30 декабря 2015 года в связи с проведением организационно-штатных мероприятий "звание" Инчина И.В. освобождена от занимаемой должности "должность 1" и зачислена в распоряжение того же УМВД.
Приказом от 09 августа 2016 года N"звание" Инчина И.В. с должности "должность 2" переведена на должность "должность 3".
11 января 2016 года Инчина И.В. была ознакомлена с уведомлением об освобождении от должности и зачислении в распоряжение УМВД России по Оренбургской области в соответствии с организационно-штатным приказом УМВД России по Оренбургской области N от 29 июля 2015 года, приказом УМВД по Оренбургской области N от 30 декабря 2015 года.
После получения уведомления, Инчина И.В. обратилась с заявлением на имя начальника ФГКУ "УВО УМВД России по Оренбургской области", в котором просила выплатить денежную компенсацию за форменное обмундирование.
10 февраля 2016 года на имя Инчиной И.В. составлен аттестат N на предметы вещевого имущества, в котором указаны предметы вещевого обмундирования, которыми была обеспечена истец на день убытия, отмечено, что компенсация за не выданные предметы вещевого имущества не выплачивалась.
В письменном ответе от 15 августа 2016 года на поданное Инчиной И.В. заявление, начальник ФГКУ "УВО УМВД России по Оренбургской области" сообщил об отсутствии оснований для выплаты задолженности за не выданные предметы вещевого имущества личного пользования.
Период службы истца с 2001 года до 01 марта 2011 года регулировался Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции", после указанной даты - Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", а также Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" соответственно.
В соответствии с п. 5 ст. 25 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" сотрудник полиции обеспечивается форменной одеждой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Как установлено ст. 69 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел обеспечивается вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения службы по нормам, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок учета, хранения, выдачи и списания вещевого имущества устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Общие положения о вещевом обеспечении сотрудников органов внутренних дел устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Сотруднику органов внутренних дел, который в связи с характером служебной деятельности не пользуется форменной одеждой, выплачивается денежная компенсация в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2011 года N 835 "О форменной одежде, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", принятом в исполнение Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", утверждены общие положения о вещевом обеспечении, нормы снабжения вещевым имуществом, сроки его носки.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года N 2469-р установлены размеры денежной компенсации, выплачиваемой сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, которые в связи с характером служебной деятельности не пользуются форменной одеждой, вместо предметов вещевого имущества личного пользования, положенных по нормам снабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2011 года N 835.
Порядок выплаты денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и возмещения увольняемыми сотрудниками стоимости выданных им предметов вещевого имущества личного пользования утвержден приказом МВД России от 10 января 2013 года N 8 (далее Порядок).
Согласно п. 1 Порядка, выплата денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, которые в связи с характером служебной деятельности не пользуются форменной одеждой, производится ежегодно по месту прикрепления личного состава на вещевое обеспечение на основании оформляемой подразделением вещевого обеспечения органа внутренних дел Российской Федерации справки на выплату денежной компенсации вместо положенных предметов вещевого имущества личного пользования.
Денежная компенсация выплачивается сотрудникам за не выданные либо не полученные ими предметы вещевого имущества личного пользования после окончания их срока носки (эксплуатации), в течение которого они должны были находиться во владении и безвозмездном пользовании (п. 4 Порядка).
Сотрудникам, не указанным в п. 2 настоящего Порядка, с учетом выполняемых ими функций, выплата денежной компенсации производится в конце года по рапортам сотрудников, согласованным руководством МВД России, главных управлений, департаментов и управлений МВД России, территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном, региональном и районном (за исключением подчиненных территориальным органам МВД России) уровнях, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации (п. 5 Порядка).
В отношении сотрудника милиции аналогичные положения содержались в ст. 17 Федерального закона N 1026-1 от 18 апреля 1991 года "О милиции" и Постановлении Правительства РФ от 3 мая 1994 года N 445 "О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих специальные звания милиции или юстиции".
До вступления в законную силу постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 2011 года N 835, распространяющего свое действие на прохождение службы в органах полиции, вместо предметов вещевого имущества личного пользования лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ денежная компенсация производится на основании приказа МВД России от 06 марта 2007 года N 218 "О размерах и порядке выплаты денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества отдельным категориям лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих специальные звания милиции или юстиции".
Вместе с тем, приказом МВД России от 08 июня 2015 года N 668 приказ МВД от 06 марта 2007 года N 218 был признан утратившим силу.
Разрешая возникший спор о взыскании денежной компенсации за вещевое имущество, суд первой инстанции, проанализировав указанные положения закона, исходил из того, что оснований для выплаты Инчиной И.В. такой компенсации за период службы в милиции не имеется, поскольку на момент перевода истца нормативно-правовое регулирование выплаты компенсации предметов вещевого имущества отдельным категориям лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих специальные звания милиции, отсутствовало.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
В указанной части решений суда первой инстанции сторонами под сомнение не ставится, в связи с чем, в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не проверяется судебной коллегией.
В период прохождения службы в полиции Инчина И.В. замещала должности, относящиеся к младшему начальствующему составу.
Наименование вещевого имущества, которым подлежат обеспечению женщины - лица начальствующего и рядового состава, количество предметов на 1 сотрудника и срок носки указаны в Норме N 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 13октября 2011 года N 835.
Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что обеспечение сотрудников органов внутренних дел вещевым имуществом возможно в натуральной форме - в виде конкретных предметов вещевого имущества, либо производится выплата денежной компенсации в отношении вещевого имущества, выдача которого не производилась.
Установив, что в период службы в ФГКУ "УВО УМВД России по Оренбургской области" Инчина И.В. не была в полном объеме обеспечена вещевым имуществом, при переводе в ОМВД России по г. Новотроицку денежная компенсация вместо положенных предметов вещевого имущества ей не выплачивалась, суд пришел к мотивированному выводу о том, что у неё возникло право на получение денежной компенсации за не выданные предметы вещевого имущества личного пользования.
Конкретный размер имущественной обязанности ответчика определен судом эквивалентно стоимостной оценке предметов вещевого имущества, которыми Инчина И.В. должна была быть обеспечена как сотрудник полиции согласно аттестату N на предметы вещевого имущества.
В нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороной ответчика не представлены доказательства, подтверждающие надлежащее обеспечение истца обмундированием в объеме и сроки согласно Постановлению Правительства РФ от 13 октября 2011 года N 835. Первичных документов на отпуск вещевого имущества суду представлено не было.
Судебная коллегия считает данные выводы суда правильными, поскольку они основаны на верно установленных имеющих значение для дела обстоятельствах и соответствуют этим обстоятельствам. Оценка доказательствам дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Возлагая обязанность по выплате компенсации на ответчика ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области" суд обоснованно руководствовался Приказом МВД России от 26 июля 2012 года N 725, которым утвержден Порядок выдачи, учета и списания вещевого имущества в органах внутренних дел Российской Федерации.
Указом Президента РФ N 157 от 05 апреля 2016 года "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии РФ" образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, которая является федеральным органом исполнительной власти (п.п. 1 и 3 Указа).
В структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации включена вневедомственная охрана Министерства внутренних дел Российской Федерации (п. 4 Указа).
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является правопреемником Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении передаваемых ей органов управления, объединений, соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (п. 11 Указа).
Не влияет на правильность выводов суда первой инстанции ссылка ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области" в апелляционной жалобе на указания Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел РФ от 05 марта 2015 года N 26/2-2576, согласно которым в случае невозможности обеспечения сотрудников отдельными предметами вещевого имущества, разрешается сохранять задолженность за не выданные предметы вещевого имущества личного пользования при переводе сотрудников в другие органы внутренних дел Российской Федерации, поскольку нормативного значения данное указание не имеет.
Вместе с тем, как следует из п. 9.9, 9.10 Порядка выдачи, учета и списания вещевого имущества в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД РФ от 26 июля 2012 года N 725 при переводах сотрудников по службе в другие подразделения обеспечение их предметами вещевого имущества, положенными на день убытия, производится по прежнему месту службы.
При переводах сотрудников в подразделения системы МВД России, в которых установлена другая форма одежды, обеспечение их неполученным на день перевода вещевым имуществом по прежнему месту службы не производится. В этом случае по прежнему месту службы в день убытия им выплачивается денежная компенсация, рассчитываемая за положенные к выдаче, но не выданные предметы вещевого имущества, срок носки которых истек на указанный день, а по новому месту службы выдается установленное вещевое имущество в комплекте по сезону с зачетом сроков носки ранее полученных одноименных предметов вещевого имущества по прежним нормам снабжения.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, именно на ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области" в рамках возникших спорных правоотношений законом возложена обязанность по выплате истцу как сотруднику полиции денежной компенсация вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при переводе Инчиной И.В. был передан её аттестат на предметы вещевого имущества, что подтверждает её зачисление на вещевое довольствие по новому месту службы, выводов суда не опровергает, поскольку не освобождает ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области" от выплаты денежной компенсации.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований со ссылкой о том, что истец была переведена в одной системе МВД РФ, подлежат отклонению.
Как следует из пояснений представителей ответчиков, форменная одежда сотрудника отдела вневедомственной охраны ОМВД отличается от форменной одежды сотрудника ППС ОМВД нашивками и шевронами, что в силу приведенных положений п. 9.9, 9.10 Порядка выдачи, учета и списания вещевого имущества в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД РФ от 26 июля 2012 года N 725 является основанием для выплаты истцу денежной компенсации за положенные к выдаче, но не выданные предметы вещевого имущества
Ссылка в апелляционной жалобе о том, что финансирование ФГКУ "УВО УМВД России по Оренбургской области" с 2005 года по 31 декабря 2016 года (в том числе в части компенсации за не выданное вещевое имущество) производилось одним вышестоящим распорядителем средств федерального бюджета - УМВД России по Оренбургской области, юридического значения для разрешения спора не имеет.
Доводы апелляционной жалобы о том, что первичная документация, подтверждающая обеспечение истца форменным обмундированием, срок хранения которой не истек, была передана вместе с вещевым аттестатом по новому месту службы истца, никакими доказательствами не подтверждены. При этом, в случае уничтожении первичных документов на отпуск вещевого имущества в связи с истечением срока хранения, ответчиком также должны быть представлены соответствующие доказательства, которых не имеется.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, а сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств и исследованных судом доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Правоотношения сторон и материальный закон, подлежащий применению, определены судом правильно. Выводы суда мотивированы, соответствуют нормам материального права, фактическим обстоятельствам дела, и оснований считать их ошибочными не имеется. Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
В силу изложенного решение суда отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Орска Оренбургской области от 30 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.