Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Имамовой Р.А.,
судей областного суда Коваленко А.И., Самохиной Л.М.,
при секретаре Шишко Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора г.Оренбурга Оренбургской области на решение Дзержинского районного суда г.Оренбург от 30 августа 2017 года по гражданскому делу по иску прокурора г. Оренбурга Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу "Оренбургская финансово-информационная система "Город" о признании приказа незаконным, обязании прекратить действия по взиманию платы,
установила:
прокурор г. Оренбурга Оренбургской области обратился в суд с иском, указав, что в результате проведения правового анализа приказа генерального директора ОАО "ОФИС "Город" от 24 сентября 2015 года N 422-п "Об утверждении тарифов на дополнительные услуги" на предмет его соответствия федеральному законодательству, установлено, что указанный приказ не соответствует требованиям Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". В целях устранения нарушений прокурором г.Оренбурга 09 июня 2017 года на указанный приказ принесен протест. Согласно ответу АО "ОФИС "Город" от 15 июня 2017 года в удовлетворении протеста отказано.
Установлено, что ОАО "ОФИС "Город" осуществляет начисление, прием и обработку платежей за жилищно-коммунальные и другие услуги. В нарушение федерального законодательства, приказом утверждены тарифы на выдачу документов для назначения субсидии. Стоимость данной услуги составляет 25 рублей.
В связи с изложенным, прокурор г. Оренбурга Оренбургской области просил суд признать незаконным приказ генерального директора ОАО "ОФИС "Город" N 422-п от 29 сентября 2015 года "Об утверждении тарифов на дополнительные услуги" в части установления платы за выдачу документов для назначения субсидий. Обязать АО "ОФИС "Город" прекратить взимание платы за выдачу гражданам документов для назначения субсидий, содержащих сведения об их персональных данных, со дня, следующего за днем вступления решения в законную силу.
В суде первой инстанции прокурор Секретов К.В. исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика - Калиничев А.Г., в судебном заседании исковые требования не признал, просил в его удовлетворении отказать.
Решением Дзержинского районного суда г.Оренбург от 30 августа 2017 года в удовлетворении исковых требований прокурору г. Оренбурга Оренбургской области отказано.
В апелляционном представлении прокурор г.Оренбурга выражает несогласие с принятым решением, ссылаясь на его незаконность, необоснованность. Указывает, что бесплатность ознакомления с персональными данными не ставится в зависимость от вида деятельности оператора персональных данных, просит решение суда отменить, удовлетворив исковые требования прокурора в полном объеме.
В суде апелляционной инстанции прокурор отдела Оренбургской областной прокуратуры Стиплин И.В., заместитель прокурора г. Оренбурга Ткаченко И.П. доводы апелляционного представления поддержали, просили решение суда отменить.
Представитель ответчика - Калиничев А.Г., действующий на основании доверенности от (дата), просил в удовлетворении апелляционного представления отказать, решение суда оставить без изменения.
Заслушав доклад судьи Имамовой Р.А., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлениями Правительства РФ от 15 мая 2013 года N 416 и от 06 мая 2011 года N 354 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами и Правила предоставления коммунальных услуг.
Руководствуясь положениями п.п. "е" п. 32 Правил 354 и п.п. "ж" п. 4 Правил 416 контрагенты АО "ОФИС "Город" делегировали обществу функционал по начислению платежей за предоставляемые ими услуги, формированию и доставке платежных документов. При этом исполняя договорные обязательства АО "ОФИС "Город" действует от имени поставщика услуг в рамках оговоренного договором функционала.
Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия ОАО "ОФИС "Город" включено в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных. ОАО "ОФИС "Город" также осуществляет начисление, прием и обработку платежей за жилищно-коммунальные и другие услуги.
В п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" определено, что персональные данные - это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона "О персональных данных" оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
В силу п. 1 ст. 20 Федерального закона "О персональных данных" оператор обязан сообщить в порядке, предусмотренном ст. 14 настоящего Федерального закона, субъекту персональных данных или его представителю информацию о наличии персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также предоставить возможность ознакомления с этими персональными данными при обращении субъекта персональных данных или его представителя либо в течение тридцати дней с даты получения запроса субъекта персональных данных или его представителя.
Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона "О персональных данных" установлено, что оператор обязан предоставить безвозмездно субъекту персональных данных или его представителю возможность ознакомления с персональными данными, относящимися к этому субъекту персональных данных.
В соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица, предоставляется бесплатно.
Приказом генерального директора ОАО "Оренбургская финансово-информационная Система "Город" N 422-п от 24 сентября 2015 утверждены тарифы на дополнительные услуги, предоставляемые обществом, не относящиеся к основному виду деятельности: выдача печатной формы дубликата ЕПД (единого печатного документа) 13 рублей (с НДС); выдача документов для назначений субсидий (расширенная) 25 рублей (с НДС).
Согласно п. 6 ст. 159 Жилищного кодекса РФ, порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее Правила).
В соответствии с п. 6 Правил, субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В силу п.п. б п. 8 указанных Правил, для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов: документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.
Как следует из ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: 1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Приказом Минстроя России от 29 декабря 2014 N 924/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению" утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг (Приложение 1), а также Методические рекомендации по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг (Приложение 2).
В соответствии с п. 4 указанных Методических рекомендаций, платежный документ рекомендуется использовать для доведения до потребителей уведомительной и справочной информации, указание которой предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг. Исполнителю услуг (работ) в целях дополнительных пояснений рекомендуется вносить в оформляемый им платежный документ изменения путем внесения дополнительной информации при сохранении набора обязательных показателей.
В силу п.10 Методических рекомендаций, общая сумма задолженности (оплаченная в счет будущих расчетных периодов) за предыдущие расчетные периоды отражается в разделе 2 "Информация для внесения платы получателю платежа (получателям платежей)" согласно подпункту "г" пункта 65 и подпунктам "з" и "л" пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг.
При заполнении раздела 2 "Информация для внесения платы получателю платежа (получателям платежей)" рекомендуется указывать суммы задолженности (оплаченные в счет будущих расчетных периодов), рассчитанные за период с 26 числа месяца, предшествующего расчетному, по 25 число расчетного месяца включительно.
Платежный документ может быть дополнен сведениями о задолженности по каждому виду коммунальных услуг, учет которой ведется согласно пункту 118 Правил предоставления коммунальных услуг.
Начисленные потребителю неустойки (штрафы, пени) за несвоевременную оплату оказанных услуг рекомендуется производить в отдельном платежном документе, направляемом потребителю в соответствии с пунктами 71 и 159 Правил предоставления коммунальных услуг.
Из совокупности приведенных правовых норм следует, что в ежемесячно поступающих в адрес собственников помещений платежных поручениях отражаются сведения о их задолженности по оплате за предоставленные коммунальные услуги, которые при необходимости могут быть представлены в качестве документов, подтверждающих отсутствие задолженности при оформлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
При разрешении исковых требований прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что потребителям услуг контрагентов ежемесячно и безвозмездно поступают документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленные за последний месяц - платежные документы, предоставление которых предусмотрено законом для реализации различных прав граждан. Выдача же документов, содержащих расширенную информацию о начисленных и уплаченных платежах по лицевому счету на жилое помещение за требуемый гражданами период и/или выдачу дубликата платежного документа (поступившего бесплатно в одном экземпляре гражданину - потребителю услуг по месту этого жилого помещения) не относится к основному виду деятельности ответчика, в связи с чем, может быть предоставлена за плату.
Учитывая изложенное, суд пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и материальному закону, подлежащему применению.
При этом, судебная коллегия отмечает, что административным регламентом предоставления государственной услуги "Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (в части предоставления субсидий на оплату жилых помещений, коммунальных услуг)", утвержденным Приказом Минсоцразвития Оренбургской области от 01 августа 2014 года N 303, не установлена специальная форма документа, содержащего сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, а также наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, соответственно предоставление расширенной выписки, а не ежемесячного платежного документа, выдаваемого ежемесячно гражданам бесплатно, не является обязательным.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями норм процессуального права, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда г.Оренбург от 30 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора г.Оренбурга Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.