судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего
Москаленко Т.П.
,
судей
Торговченковой О.В., Берман Н.В.,
при секретаре
Овчинниковой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления социальной защиты населения Липецкой области на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 17 октября 2017 года, которым постановлено:
"Признать за Смагиной Ниной Алексеевной право на получение государственного жилищного сертификата по подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года N 153, на состав семьи один человек, исходя из даты постановки в очередь на получение жилья с 16.10.2002 года.
Обязать Управление социальной защиты населения Липецкой области выдать Смагиной Нине Алексеевне государственный жилищный сертификат.".
Заслушав доклад судьи Торговченковой О.В., судебная коллегия
установила:
Смагина Н.А. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Липецкой области о признании права на получение государственного жилищного сертификата, указывая, что она имеет статус вынужденного переселенца с ДД.ММ.ГГГГ года, решением УМВД России по Липецкой области срок действия статуса продлён до 05 ноября 2017 года. Распоряжением заместителя главы администрации города Липецка от 13 ноября 2002 года N 1349-р она в качестве члена семьи своей матери Свиридовой Н.М. была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 16 октября 2002 года, в последующем ежегодно проходила перерегистрацию, предоставляя необходимые сведения о составе семьи и жилищных условиях. 17 января 2014 года Свиридова Н.М. умерла. 05 мая 2014 года истица обратилась в администрацию города Липецка с заявлением о постановке на очередь на получение жилья в связи со смертью матери, а 29 июля 2014 года была включена в список на участие в подпрограмме федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Однако приказом Управления социальной защиты населения Липецкой области от23 мая 2017 года N 559-П истице отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с тем, что решение органа местного самоуправления о постановке её на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий с 16 октября 2002 года отсутствует, а без указанного решения она не может быть признана участником подпрограммы федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.
Истица полагала отказ незаконным и просила признать за ней право на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" и обязать ответчика выдать государственный жилищный сертификат по указанной подпрограмме на состав семьи один человек.
Представители ответчика Управления социальной защиты населения Липецкой области - Мещерякова О.В. и Канищева С.А. исковые требования не признали, ссылаясь на незаконность признания истицы участником подпрограммы федеральной целевой программы "Жилище" и отсутствие у нее, в связи с этим, права на получение жилищного сертификата.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика администрации города Липецка в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства третье лицо извещено надлежащим образом.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик - Управление социальной защиты населения Липецкой области просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Выслушав истицу Смагину Н.А. и её представителя - Бубчикову Ю.И., возражавших против апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 приведенного Закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют постановку вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в соответствующей местности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2000 года N 845 было утверждено Положение "О жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации" (действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений до 24 ноября 2016 года включительно), в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют в соответствии с жилищным законодательством и настоящим Положением учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения для постоянного проживания (подпункт "б" пункта 3 Положения).
Органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), независимо от срока их проживания в данной местности. Этот учет осуществляется путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье) (пункт 37 Положения).
Подпунктом "ж" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (далее - Правила), предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе, граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включённые территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Распоряжением администрации Липецкой области от 04 сентября 2006 года N 672-р на Управление социальной защиты населения Липецкой области возложены полномочия по обеспечению государственными жилищными сертификатами отдельных категорий граждан, в том числе вынужденных переселенцев.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением территориального органа Минфедерации России в Пензенской области от 05 ноября 1999 года истица Смагина Н.А. и её мать - Свиридова Н.М. признаны вынужденными переселенцами, в тот же день им выданы соответствующие удостоверения.
Распоряжением заместителя главы администрации города Липецка от 13 ноября 2002 года N 1349-р мать истицы - Свиридова Н.М. была принята на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий (в очередь граждан, имеющих право на первоочередное получение жилья) с составом семьи два человека: Свиридова Н.М. и её дочь - Смагина Н.А. (л.д. 21). Постановка на учёт произведена на основании заявления Свиридовой Н.М. от 16 октября 2002 года (л.д. 20).
Материалами учётного дела N 3404 подтверждается, что в последующем Свиридова Н.М. была включена в список на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2001 - 2010 годы" с составом семьи два человека: Свиридова Н.М. и её дочь - Смагина Н.А.
17 января 2014 года Свиридова Н.М. умерла (л.д. 18).
26 мая 2014 года истица Смагина Н.А. обратилась в администрацию города Липецка с заявлением, в котором просила включить её в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по категории вынужденных переселенцев, поскольку признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и состоит в очереди с 16 октября 2002 года (учётное дело N 3404) (л.д. 58).
Решением комиссии по обеспечению жилищными субсидиями за счёт средств федерального бюджета отдельных категорий граждан от 29 июля 2014 года N 7 Смагина Н.А. включена в список на участие в подпрограмме государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" с составом семьи 1 человек с датой постановки на учёт 16 декабря 2002 года, а Свиридова Н.М. тем же решением исключена из данного списка в связи со смертью (л.д. 56-57).
13 апреля 2017 года Управление социальной защиты населения Липецкой области направило Смагиной Н.А. уведомление о дополнительной выдаче бланков государственных жилищных сертификатов и ей было предложено в максимально короткий срок представить в Управление документы, предусмотренные пунктом 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (л.д. 40).
Приказом Управления социальной защиты населения Липецкой области от23 мая 2017 годаN 559-Пистице отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с тем, что решение органа местного самоуправления о постановке истицы на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий с 16 октября 2002 года отсутствует, а без указанного решения она не может быть признана участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" с указанной даты (л.д. 10).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции признал отказ в выдаче жилищного сертификата незаконным, придя к выводу о том, что Смагина Н.А. обоснованно являлась участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" и имела право на получение жилищного сертификата.
Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции законным и обоснованным, основанным на верном толковании норм материального права.
Как следует из материалов дела, истица Смагина Н.А. является гражданкой Российской Федерации, приобрела статус вынужденного переселенца 05 ноября 1999 года одновременно с матерью - Свиридовой Н.М. На основании заявления Свиридовой Н.М. истица и её мать были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учёт в администрации города Липецка с 16 октября 2002 года.
После смерти матери - Свиридовой Н.М. истица Смагина Н.А. решением комиссии по обеспечению жилищными субсидиями за счёт средств федерального бюджета отдельных категорий граждан от 29 июля 2014 года N 7 включена в число участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категории граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
Решением комиссии по обеспечению жилищными субсидиями за счёт средств федерального бюджета отдельных категорий граждан от 14 июля 2016 года N 11 Смагина Н.А. включена в список на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы". При принятии данного решения было установлено, что до настоящего времени жилищные условия Смагиной Н.А. не улучшились, в книге учёта временных жилых строений Левобережного округа она значится зарегистрированной по адресу: г. Липецк, пр. Мира, 30 (ул. Зои Космодемьянской), инв. N 174 (л.д. 42, 43).
Согласно удостоверению вынужденного переселенца серии АЕ N 005108, решением УВМ УМВД России по Липецкой области истице продлён срок действия статуса вынужденного переселенца до 05 ноября 2017 года (л.д. 40).
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учёта заявления о снятии с учёта; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трёх и более детей; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учёт, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на учёт.
Таким образом, исходя из приведённых норм Жилищного кодекса Российской Федерации, следует, что истица Смагина Н.А., состоявшая на учёте в качестве нуждающейся в жилых помещениях в качестве члена семьи своей матери - Свиридовой Н.М. с 16 октября 2002 года, после смерти матери не утратила права состоять на учёте, поскольку отсутствуют основания для снятия её с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренные ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, с учётом норм действующего законодательства суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования Смагиной Н.А., обоснованно исходил из того, что истица является гражданкой Российской Федерации, имеет статус вынужденного переселенца, который продлён ей до 05 ноября 2017 года, с 16 октября 2002 года состояла на учёте в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма совместно со своей матерью Свиридовой Н.М., участвовала в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", после смерти матери в 2014 году продолжила участие в указанной подпрограмме на 2015 - 2020 годы уже одна, до настоящего времени не обеспечена постоянным жильём на территории Российской Федерации, а обязательства государства по обеспечению истицы жильём не исполнены.
У судебной коллегии нет оснований не соглашаться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют материалам дела, основаны на объективной оценке представленных сторонами доказательств и правильном применении норм материального права.
Правовое положение истицы соответствует требованиям, установленным в приведённых нормативных актах, и она имеет право на получение социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом "О вынужденных переселенцах", постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 с даты первичной постановки на учёт, то есть с 16 октября 2002 года.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствует решение органа местного самоуправления о постановке истицы на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий с 16 октября 2002 года, без которого она не может быть признана участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" с указанной даты, правового значения для настоящего спора не имеют и основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку Смагина Н.А. состояла на учёте в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма совместно со своей матерью Свиридовой Н.М. с 16 октября 2002 года и после смерти матери, при отсутствии оснований для снятия её с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренных ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, продолжает состоять на данном учёте, но только с иным составом семьи. Отдельного решения органа местного самоуправления о постановке истицы на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий с 16 октября 2002 года не требуется, такое решение было принято администрацией города Липецка 13 ноября 2002 года при постановке на учёт матери истицы с составом семьи, в который входила и истица Смагина Н.А. До настоящего времени жилищные условия истицы не улучшены, статус вынужденного переселенца не утрачен.
На основании списка граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, изъявивших желание получить сертификат в 2017 году, по городу Липецку Управлением социальной защиты населения Липецкой области Смагина Н.А. включена в сводный список на 2017 год по Липецкой области по категории "вынужденные переселенцы" с датой постановки на жилищный учет - 16 октября 2002 года.
Указанные обстоятельства, в том числе, включение истицы в сводный список на 2017 год, ответчиком не оспаривались.
Пункт 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (далее - Правила), регламентирует перечень документов, которые определенные федеральным законодательством категории граждан, в том числе, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, предоставляют в органы местного самоуправления, где они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), для участия в подпрограмме.
В соответствии с пунктом 21 тех же Правил, органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
Как следует из пункта 24 Правил, в списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в очередном году, включаются только граждане установленных федеральным законодательством категорий, признанные участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что Смагина Н.А. с составом семьи один человек признана органом местного самоуправления участником данной подпрограммы.
Доказательств того, что данное решение оспорено, либо истица исключена из списков на участие в подпрограмме, материалы дела не содержат.
Основания, по которым сертификат не выдается участникам подпрограммы, предусмотрены в пункте 44(1) названных выше Правил: непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявление недостоверности сведений, содержащихся в заявлении по форме согласно приложению N5 к Правилам.
Перечень оснований для отказа в выдаче сертификата является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Материалами дела подтверждается, что Смагина Н.А. в установленный в уведомлении ответчика срок предоставила заявление, а также указанные в пункте 44 Правил документы. Недостоверных сведений в представленном истицей заявлении не выявлено.
Таким образом, являясь лицом, признанным в установленном порядке вынужденным переселенцем и включенным органом миграционной службы в сводный список вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, предоставив заявление и полный пакет документов, предусмотренных законом для получения сертификата, истица Смагина Н.А. имела право на получение государственного жилищного сертификата в 2017 году.
Основание, по которому ответчиком было отказано истице в выдаче сертификата, законом не предусмотрено.
При таких обстоятельствах отказ Управления социальной защиты населения Липецкой области в выдаче Смагиной Н.А. государственного жилищного сертификата в 2017 году нельзя признать законным.
Иные доводы жалобы являлись предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, фактически направлены на переоценку доказательств по делу на основе иного толкования норм права, что не может служить достаточным основанием для отмены судебного постановления.
Таким образом, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 17 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Управления социальной защиты населения Липецкой области - без удовлетворения.
Председательствующий (подпись)
Судьи: (подпись)
Копия верна: Судья Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.