судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:
Председательствующего Фоминой Н.В.
с удей Федосовой Н.Н., Москалевой Е.В.
рассмотрела в городе Липецке в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства апелляционную жалобу административного истца Петунина Сергея Сергеевича на решение Елецкого городского суда Липецкой области от 27 октября 2017 года, которым постановлено:
" Признать незаконным решение призывной комиссии отдела военного комиссариата Липецкой области по г. Ельцу и Елецкому району (протокол N от 29 июня 2017 года) о признании Петунина Сергея Сергеевича не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.
В удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия призывной комиссии отдела военного комиссариата Липецкой области по г. Ельцу и Елецкому району, выразившееся в принятии решения призывной комиссии отдела военного комиссариата Липецкой области по г. Ельцу и Елецкому району от 29.06.2017, оформленное протоколом N от 27.06.2017 в части признания Петунина Сергея Сергеевича не прошедшим военную службу не имея законных оснований и невыдаче военного билета; признании Петунина Сергея Сергеевича не прошедшим военную службу имея на то законные основания; признании незаконным организацию призывной комиссии отдела военного комиссариата Липецкой области по г. Ельцу и Елецкому району от 29.06.2017 в отношении Петунина Сергея Сергеевича; о возложении на призывную комиссию отдела военного комиссариата Липецкой области по г. Ельцу и Елецкому району обязанности устранить допущенные нарушения и выдать Петунину Сергею Сергеевичу военный билет - отказать.
Взыскать с ФКУ "Военный комиссариат Липецкой области" в пользу Петунина Сергея С ергеевича судебные расходы в размере 2700 (две тысячи семьсот) рублей ".
Заслушав доклад судьи Федосовой Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Петуни н С.С. обратился в суд с административным иском к отделу военного комиссариата Липецкой области по г. Ельцу и Елецкому району, призывной комиссии отдела военного комиссариата Липецкой области по г. Ельцу и Елецкому району, ФКУ "Военный комиссариат Липецкой области", Министерству финансов Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным решения призывной комиссии отдела ВКЛО по г. Елец от 29 июня 2017 года в части признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; призна нии незаконным бездействи призывной комиссии отдела военного комиссариата Липецкой области по г. Ельцу и Елецкому району, выразившееся в принятии решения призывной комиссии отдела военного комиссариата Липецкой области по г. Ельцу и Елецкому району от 29.06.2017, оформленное протоколом N от 27.06.2017 в части признания его не прошедшим военную службу не имея законных оснований и невыдаче военного билета, призна нии его не прошедшим военную службу не имея на то законные основания; призна нии незаконным организации призывной комиссии отдела военного комиссариата Липецкой области по г. Ельцу и Елецкому району от 29.06.2017 в его отношении; обяза нии призывн ой комисси и отдела военного комиссариата Липецкой области по г. Ельцу и Елецкому району устранить допущенные нарушения и выдать военный билет, ссылаясь на то, что решением призывной комиссии отдела ВКЛО по г. Елец от 29 июня 2017 года Петунии С.С. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. На основании этого решения Петунин С.С. зачислен в запас и ему отказано в выдаче военного билета. Каких-либо повесток из военного комиссариата он не получал. Считает решение призывной комиссии отдела ВКЛО по г. Елец от 29.06.2017 незаконным, нарушающим его права, поскольку он имел отсрочку от призыва на период учебы до 2010 года, после чего повесток из военкомата не получал, от призыва на военную службу он не уклонялся.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении части его требований и постановить новое, которым удовлетворить его административное исковое заявление в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы были извещены надлежащим образом и своевременно, об отложении дела не просили, причину неявки не сообщили.
Поскольку в судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно не явились, о рассмотрении дела с их участием в суде апелляционной инстанции не просили, их явка не была признана обязательной, учитывая категорию дела, в соответствии с положениями части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренном главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Судом установлено, что Петунин С.С. состоял на воинском учете в отделе Военного комиссариата Липецкой области по городу Ельцу и Елецкому району с 16 февраля 2004 года.
3 октября 2005 года Петунин С.С. был снят с воинского учета в связи с отправкой личного дела призывника по месту учебы в отдел Военного комиссариата "данные изъяты"
26 сентября 2005 года Петунин С.С. встал на воинский учет в отделе Военного комиссариата "данные изъяты"
В связи с обучением в ВУЗе Петунину С.С. предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу до 2010 года.
В 2010 году Петунин С.С. окончил "данные изъяты"
0 2 августа 2010 года Петуни н С.С. вновь был поставлен на воинский учет в ВК города Ельца и Елецкого района Липецкой области, что подтверждено соответствующим штампом и подписью должностного лица в листке-сообщении установленной формы .
Заключением (решение) призывной комиссии отдела ВКЛО по г.Елец (протокол N от 14 апреля 2016 года) Петунин С.С. был признан не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.
Вступившим в законную силу решением Елецкого городского суда Липецкой области от 24.06.2016 г. признано незаконным заключение (решение) призывной комиссии отдела ВКЛО по г.Елец (протокол N от 14 апреля 2016 года) о признании Петунина С.С. не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает прохождение военной службы по призыву, который осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря (пункт 1 статьи 1, пункт 3 статьи 22 и пункт 1 статьи 25 закона).
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", вступившим в силу с 1 января 2014 г., статья 28 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе дополнена пунктом 1.1.
Согласно положениям ч. 1.1 ст. 28 названного Федерального закона при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В силу положений п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан, в том числе не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет (абз.7) и граждан, не подлежавших призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет (абз.6).
В соответствии с п. 34 раздела III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.06 г. N 663, регламентирующего порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
В соответствии с решением призывной комиссии о зачислении гражданина, достигшего возраста 27 лет, в запас и вынесенным в отношении него заключением начальник отдела (муниципального) обязан оформить соответствующие документы. При этом гражданину назначается срок явки в отдел (муниципальный) для получения документов воинского учета ( п. 36 названного Положения).
Из анализа названных законоположений следует, что при зачислении в запас условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на то законных оснований, является наличие в документах воинского учета данных о не прохождении им военной службы без законных на то оснований после 01 января 2014 года.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным законом), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663, в разделе III устанавливает правовое регулирование вопросов, связанных с признанием гражданина не прошедшим военную службу по призыву.
В соответствии с пунктом 34 Положения призывная комиссия при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву на основании документов воинского учета, а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих органов выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если гражданин не проходил военную службу, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Согласно ч. 3 названной статьи на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации ( ч. 4 ст. 26 данного Федерального закона).
На основании п. 7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.06 N 663, вручение повесток призывникам производится под расписку работниками отделов (муниципальных) (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют отделы (муниципальные) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
С огласно пояснительной записке Военного комиссара Липецкой области Ю. от 20 сентября 2016 года, личное дело Петунина С.С. поступило из ОВК по "данные изъяты" в ОВК по городу Елец и Елецкому району 6 декабря 2010 года (вх.3963), однако, по вине сотрудников этого отдела призывные мероприятия в его отношении не осуществлялись .
Решением суда от 24.06.2016 г. было установлено, что Петунин С.С. не прошел военную службу по призыву по тем основаниям, что военным комиссариатом мероприятия по организации призыва на военную службу в отношении Петунина С.С. до достижения им 27 лет - ДД.ММ.ГГГГ, не осуществлялись. Уклонения от призыва на военную службу в действиях Петунина С.С. не установлено.
29.06.2017 решением призывной комиссии отдела ВКЛО по городу Елец Петунин С.С. в соответствии с п. 1.1 ст. 28 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" повторно был признан не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований. Зачислен в запас. Решение принято единогласно, уполномоченным составом комиссии (протокол 03). В связи с чем, военный билет Петунину С.С. на руки не выдан.
Вместе с тем, доказательств наличия каких-то новых обстоятельств, не исследованных судом первой инстанции при принятии судом решения от 24.06.2016 г. для принятия оспариваемого решения, предоставлено суду не было.
В силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
При таком положении у призывной комиссии отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого заключения.
Судебная коллегия, изучив доводы апелляционной жалобы административного истца, не находит оснований для отмены решения суда в обжалуемой им части.
Заявленные административным истцом требования об оспаривании решения призывной комиссии отдела ВКЛО по городу Елец от 29.06.2017 года, которым Петунин С.С. в соответствии с п. 1.1 ст. 28 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" признан не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, были удовлетворены.
В удовлетворении требования о признании незаконным бездействия призывной комиссии отдела военного комиссариата Липецкой области по г. Ельцу и Елецкому району, выразившегося в принятии оспариваемого решения правомерно судом отказано, поскольку оно не может рассматриваться как бездействие, т.к. было принято решение призывной комиссией, которое истцом оспорено и признано настоящим решением незаконным.
В удовлетворении иных требований, судом правомерно, в соответствии с требованиями действующего законодательства было отказано, поскольку эти требования являются, по сути, следствием признания оспариваемого решения незаконным и относятся к полномочиям призывной комиссии, которые на основании вступившего в законную силу решения суда о признании оспариваемого решения незаконным, подлежат исполнению административным ответчиком.
Оснований для возложения обязанности по выдаче административному истцу военного билета на основании решения суда от 24.06.2016 года и для признания незаконным организации призывной комиссии 29 июня 2017 года в отношении Петунина С.С., как верно указал суд первой инстанции не имеется, поскольку основанием для выдачи военного билета гражданину является решение о зачислении его в запас ВС РФ с учетом, отнесения его к определенному числу (категории) граждан, указанных в ст. 52 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", которое принимается призывной комиссией.
Поскольку в отношении Петунина С.С. не могли быть применены положения пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе, призывная комиссия, в соответствии с ч. 1 ст. 28 и абзацем шесть пункта 1 статьи 52 указанного закона, согласно которым запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан, в том числе, не подлежавших призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет, должна была принять в соответствии с действующим законодательством соответствующее решение и выдать военный билет.
В соответствии с ч.ч. 2,3 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается в том числе, решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения должно содержаться указание на признание оспоренных решений не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
На основании изложенного, судебная коллегия, в соответствии с требованиями действующего законодательства находит необходимым дополнить резолютивную часть решения содержанием о возложении обязанности на призывную комиссию отдела военного комиссариата Липецкой области по г. Ельцу и Елецкому району принять решение в отношении Петунина Сергея Сергеевича в соответствии с положениями части 1 статьи 28, абзаца шестого пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
При рассмотрении данного дела, обстоятельства дела судом первой инстанции были установлены правильно, выводы соответствуют обстоятельствам дела, решение постановленов соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы административного истца не имеется .
Руководствуясь статьями 309,310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Елецкого городского суда Липецкой области от 27 октября 2017 года оставить без изменения.
Дополнить резолютивную часть решения следующим содержанием:
Обязать призывную комиссию отдела военного комиссариата Липецкой области по г. Ельцу и Елецкому району Липецкой области принять решение в отношении Петунина Сергея Сергеевича в соответствии с положениями части 1 статьи 28 и абзаца шестого пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
П ризывн ой комисси и отдела военного комиссариата Липецкой области по г. Ельцу и Елецкому району Липецкой области сообщ ить суду в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу о его исполнении .
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Копия верна
Судья
Секретарь
7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.