Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Демидчик Н.В.,
судей Адушкиной И.В., Елиной Т.А.,
при секретаре Бобровой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 января 2018 г. в г.Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску Плотниковой В.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения, включении в специальный стаж периода работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости, по апелляционной жалобе заместителя начальника ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Семиной О.А. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 6 октября 2017 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Плотникова В.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения об отказе включить спорный период работы в специальный стаж, возложении обязанности включить спорный период работы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование требований указала, что решением ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия "N" от 21 апреля 2017 г. Плотниковой В.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа работы. В специальный стаж не включен оспариваемый период работы с 11 января 2006 г. по 11 февраля 2008 г. в должности медицинской сестры по профилактической работе в МУЗ "Детская городская поликлиника N3".
С данным решением она не согласилась, просила суд признать незаконным и отменить решение ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия "N" от 21 апреля 2017 г. в части не включения в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периода работы с 11 января 2006 г. по 11 февраля 2008 г. в должности медицинской сестры по профилактической работе МУЗ "Детская городская поликлиника N3", обязать ответчика включить указанный период в специальный стаж работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в календарном исчислении, и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 7 апреля 2017 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 6 октября 2017 г. исковые требования Плотниковой В.В. удовлетворены. В счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины с ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Плотниковой В.В. взыскано 300 рублей.
В апелляционной жалобе заместитель начальника ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Семина О.А. считала решение суда незаконным, подлежащим отмене, поскольку Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 должность "медицинская сестра по профилактической работе" не поименована, лечебная деятельность по обслуживанию населения (детей) истцом не осуществлялась.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Плотникова В.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, заслушав пояснения представителя ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Чичайкиной В.Ф., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Плотниковой В.В., ее представителя Шукшиной И.А. об оставлении решения без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 7 апреля 2017 г. Плотникова В.В. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Решением ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия "N" от 21 апреля 2017г. истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется 30 лет, имеется 28 лет 3 месяца 11 дней.
В специальный стаж Плотниковой В.В. не включен период работы (кроме тех, которые не оспариваются) с 11 января 2006 г. по 11 февраля 2008 г. в должности медицинской сестры по профилактической работе МУЗ "Детская городская поликлиника N3", поскольку указанная должность не поименована Списком, утвержденным, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, а также в представленной должностной инструкции, лечебная деятельность непосредственно по обслуживанию населения (детей) отсутствует.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности указанного решения пенсионного органа в части отказа во включении в специальный стаж спорного периода.
При этом суд правильно руководствовался подлежащими применению нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Гарантированное каждому статьей 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение, неотъемлемым элементом которого является право на пенсионное обеспечение, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законом.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 г. утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 5 названных Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением N 781, работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, засчитывается в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы.
Пунктом 6 вышеназванных Правил, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в том числе в периоды работы в поликлиниках.
Как следует из трудовой книжки на имя Плотниковой В.В., 9 апреля 2002 г. она принята на работу в МУЗ "Детская городская поликлиника N 3" на должность "медицинская сестра участковая", 11 января 2006 г. переведена на должность медицинской сестры по профилактической работе, 12 февраля 2008 г. переведена на должность старшей медицинской сестры педиатрического отделения N 1.
Штатными расписаниями МУЗ "Детская городская поликлиника N 3" на 1 января 2006 г., на 1 января 2007 г., на 1 января 2008 г. предусмотрена должность "медицинская сестра по профилактической работе" 4,0 ставки (2006 г.) и 3,0 ставки (2007-2008 г.).
Из Тарификационных списков МУЗ "Детская городская поликлиника N 3" на 1 января 2006 г., на 1 января 2007 г., на 1 января 2008 г. следует, что Плотникова В.В. занимала должность медицинской сестры по профилактической работе.
Приказом от 13 января 2003 г. "N" Плотниковой В.В. присвоена высшая квалификационная категория.
Приказом главного врача ГБУЗ Республики Мордовия "Детская поликлиника N 3" от 26 сентября 2017 г. "N", на основании протокола N 1 заседания комиссии по определению характеристик работы ГБУЗ Республики Мордовия "Детская поликлиника N 3" от 25 сентября 2017 г., в соответствии с Положением об организации деятельности отделения (кабинета) медицинской профилактики лечебно-профилактического учреждения:
исключена с 1 января 2006 г. из штатного расписания МУЗ "Детская городская поликлиника N 3" по состоянию на 1 января 2006 г. в разделе "Общеполиклинический медицинский персонал" должность "медицинская сестра по профилактической работе" - 4,0 ставки. Введено с 1 января 2006 г. в штатное расписание МУЗ "Детская городская поликлиника N 3" по состоянию на 1 января 2006 г. структурное подразделение "кабинет медицинской профилактики" со штатной численностью: медицинская сестра - 4,0 ставки;
исключена с 1 января 2007 г. из штатного расписания МУЗ "Детская городская поликлиника N 3" по состоянию на 1 января 2007 г. в разделе "Общеполиклинический медицинский персонал" должность "медицинская сестра по профилактической работе" - 4,0 ставки. Введено с 1 января 2007 г. в штатное расписание МУЗ "Детская городская поликлиника N 3" по состоянию на 1 января 2006 г. структурное подразделение "кабинет медицинской профилактики" со штатной численностью: медицинская сестра - 4,0 ставки;
исключена с 1 января 2008 г. из штатного расписания МУЗ "Детская городская поликлиника N 3" по состоянию на 1 января 2008 г. в разделе "Общеполиклинический медицинский персонал" должность "медицинская сестра по профилактической работе" - 4,0 ставки. Введено с 1 января 2007 г. в штатное расписание МУЗ "Детская городская поликлиника N 3" по состоянию на 1 января 2006 г. структурное подразделение "кабинет медицинской профилактики" со штатной численностью: медицинская сестра - 4,0 ставки.
Вышеуказанные изменения внесены в Тарификационные списки работников МУЗ "Детская городская поликлиника N 3" по состоянию на 1 января 2006 г., на 1 января 2007 г. и на 1 января 2008 г., а также в трудовую книжку истца.
Справкой, уточняющей характер работы ГБУЗ Республики Мордовия "Детская поликлиника N3" от 7 февраля 2017 г. "N", работодателем подтверждено, что период работы в должности медицинской сестры по профилактической работе подлежит включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
В спорный период работы истца в должности медицинской сестры по профилактической работе действовал Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781
Согласно данному Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в разделе "наименование должностей" в пункте - средний медицинский персонал значится должность - медицинская сестра.
Согласно пункту 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в том числе в периоды работы в поликлиниках.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении требований Плотниковой В.В., правомерно отметил, что деятельность истца относится к иной деятельности по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения, в связи с чем спорный период подлежит включению в специальный стаж истца.
С учетом изложенного судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что спорный период работы истца в должности медицинской сестры по профилактической работе подлежит исключению из специального стажа ввиду отсутствия наименования данной должности в Списке, с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости.
В целом доводы апелляционной жалобы ответчика по существу сводятся к выражению несогласия с оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и были обоснованно отклонены.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с учетом доказанности этих обстоятельств, при правильном применении норм материального и процессуального права. Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 6 октября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя начальника ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Семиной О.А. без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Демидчик
Судьи И.В. Адушкина
Т.А. Елина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.