Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Минаева Е.В.,
судей Муратовой Н.И., Дубинина А.И.,
при секретаре Будаговой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Дошаклаевой З.С. на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 10 августа 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению Дошаклаевой З.С. к Северо-Кавказскому таможенному управлению о признании действий в части начисления пенсии неправомерными, обязании произвести выплаты, взыскания материального вреда и компенсации морального вреда,
заслушав доклад судьи Муратовой Н.И.,
установила:
Дошаклаева З.С. обратилась в суд с указанным иском, который мотивирован тем, что пенсия за выслугу лет от таможенных органов ей была назначена с 07.04.2005 отделом пенсионного обеспечения Южного таможенного управления (ныне в ведении Северо-Кавказского таможенного управления) в соответствии с пп. "а" ст. 13 Закона РФ N 4468-1. В соответствии со ст. 51 Закона N 4468-1 лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлением о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы. Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. Указанные лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсий документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный частью 4 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210 -ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. В этих случаях пенсионный орган запрашивает необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Первично ею в отдел кадров Ингушской таможни (для направления его в пенсионный отдел Южного таможенного управления) было подано заявление с просьбой о назначении пенсии по выслуге 20 лет (на момент возникновении права) с 12 сентября 2002 года. Однако, отделом пенсионной службы Южного таможенного управления ей было отказано по той причине, что она продолжала службу в том же учреждении, и окончание контракта о таможенной службе, имея выслугу 20 лет, не дает оснований для назначения пенсии по выслуге лет (ст. 6 Закона
N 4468-1). С данными выводами пенсионного отдела ЮТУ она не согласна по следующим основаниям. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г N 6-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 6 закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" в связи с запросами Верховного суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы, дается разъяснение: Обязанности военной службы и службы в правоохранительных органах связаны с выполнением специфических задач обороны страны и охраны правопорядка в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками, неблагоприятным воздействием различного рода иных факторов. Лица, избравшие своей профессиональной деятельностью военную службу, службу в правоохранительных органах, должны соответствовать ее медицинским и профессионально - психологическим требованиям, иметь необходимую физическую и профессиональную подготовку. Особый характер такой службы обуславливает не только предъявление повышенных требований к допускаемым к ней лицам и установление в связи с этим законодательных ограничений их прав и свобод, но и предопределяет обязанность государства - в силу статей 1(ч.1), 2,7,37 (ч.1 и 3), 39 (ч.1 и 2), 41 (ч.1), 45 (ч.1), 59 и 71 (п. "в", "м", "т") Конституции Российской Федерации - гарантировать им повышенную социальную защиту, включая соответствующее их особому статусу и характеру службы пенсионное обеспечение. Реализуя данную конституционную обязанность государства, федеральный законодатель установилдля лиц, несущих военную службу и службу в правоохранительных органах, дополнительные гарантии и льготы по пенсионному обеспечению, в частности право на получение пенсии по выслуги лет (ст.5 рассматриваемого Закона, ст.4 и 5 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ). Пенсия за выслугу лет, согласно статье 13 рассматриваемого Закона, назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги лет на военной и (или) правоохранительной службы 20 лет и более (пункт "а"), вместе с тем, пенсия за выслугу лет предоставляется, как это следует из статьи 2 Федерального Закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы при достижении установленной законом выслуги. Применительно к лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, назначение пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста призвано, кроме того, создавать условия для их адаптации к гражданской жизни, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии. Выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Достижение требуемой для назначения пенсии выслуги освобождает от необходимости продолжения службы, но не влечет обязанности прекратить ее. Пенсионеры, вернувшиеся на военную или правоохранительную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов) также находятся в равном положении - выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются в том числе исходя из имеющейся у них выслуги на военной и (или) правоохранительной службе. Поскольку у граждан, имеющих необходимую для назначения пенсии выслугу на военной и (или) правоохранительной службе, сохраняется равенство возможностей в выборе (продолжить службу или оставить ее и получить полагающуюся им пенсию), связанные с таким свободным выбором различные правовые последствия, обусловленные дифференциацией в правилах выплаты пенсии за выслугу лет лицам, уволившимся с военной службы или службы в правоохранительных органах, и вновь поступившим (вернувшимся) на службу после увольнения, в части касающейся права на получение назначенной пенсии за выслугу лет, не могут рассматриваться как нарушающие равноправие, гарантированное статьей 19 Конституции Российской Федерации, и ограничивающие право на свободу труда, закрепленное статьей 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Не являются в данном случае дискриминационными по своему характеру и обусловленные спецификой военной и правоохранительной службы и особым статусом лиц, ее несущих, различия в условиях реализации гражданами права на получение трудовой пенсии по старости и пенсии за выслугу лет. Пунктом 4 Инструкции о порядке пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов Российской Федерации и членов их семей, утвержденный приказом ФТС России от 21 апреля 2011 года N 833, пенсионное обеспеченье сотрудников и членов их семей осуществляется в системе таможенных органов РФ пенсионной службой ГФЭУ и отделами пенсионного обеспеченья региональных таможенных управлений, во взаимодействии с кадровыми, финансовыми, иными подразделениями таможенных органов. В силу статьи 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах, и их семей" лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии: а) за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы: статья 6 указанного выше Закона РФ предусматривает, что лицам указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается. Таким образом, с 12 сентября 2002 года она была уволена как сотрудник таможенных органов Российской Федерации на основании ФЗ
N 114 "О службе в таможенных органах Российской Федерации" в соответствии с пп.5 п.2 ст. 48 по организационно-штатным мероприятиям, на данный период ее выслуга составляла 20 лет. 13 сентября 2002 года она принята в "Ингушскую Таможню" уже в другом качестве "назначена на Государственную должность Федеральной государственной службы "Приказ
N 51-лс от 13.09.2002, что дает ей право на назначение пенсии по выслуге 20 лет с 13 сентября 2002 года по Закону 4468-1, и получении заработной платы за этот же период работы в Ингушской Таможне в качестве государственного служащего, так как после ее увольнения 12 сентября 2002 года, где она являлась сотрудником таможенной службы в звании майора, то с 13 сентября 2002 года она принята со статусом (наемный работник) государственного служащего с отчислениями страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации из фонда оплаты труда.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, истица просила суд: признать действия ответчика по отказу ей в назначении (начислении) пенсии за выслугу с даты возникновения права на нее с 13 сентября 2002 года по 06 апреля 2005 года неправомерными. Обязать ответчика произвести ей выплаты пенсии за выслугу лет за период с 13.09.2002 по 06.04.2005, согласно расчёту в сумме 759066 рублей. Взыскать с ответчика в ее пользу материальный и моральный ущерб в сумме соразмерной с суммой невыплаченной пенсии в размере 759066 рублей.
Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 10 августа 2017 года в иске Дошаклаевой З.С. о признании действий Северо-Кавказского таможенного управления в части отказа от начисления пенсии с 13.09.2002 по 06.04.2005 неправомерным, обязании Северо-Кавказского таможенного управления произвести выплату пенсии за выслугу лет за период с 13.09.2002 по 06.04.2005, согласно расчета в сумме 759066 рублей, взыскании с Северо-Кавказского таможенного управления материального и морального ущерба соразмерно с суммой невыплаченной пенсии в размере 759066 рублей - отказано.
В апелляционной жалобе истица Дошаклаева З.С. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции достоверно и правильно установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил положения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения.
В соответствии со ст. 14 Закона Российской Федерации от 12.02.1993
N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 % соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного ст. 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 % указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 % этих сумм.
Согласно ст. 43 Закон РФ N 4468-1, пенсии, назначаемые лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям (в том числе сотрудникам таможенных органов), исчисляются из их денежного довольствия.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона N 78-ФЗ для назначенных на государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы в соответствии с пунктом 7 этой же статьи, предусматривались, в том числе, следующие социальные гарантии: при увольнении с работы до 30 июня 2007 г. за указанными лицами сохраняется право выхода на пенсию и на назначение пенсии в порядке, установленном Законом РФ N 4468-1. При исчислении пенсий и пособий учитывается выслуга лет, исчисляемая исходя из общей продолжительности службы (работы), с учетом выслуги лет, исчисленной в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона N 78-ФЗ, согласно которого выслуга лет лиц младшего и начальствующего состава таможенных органов Российской Федерации, должности которых подлежат замещению государственными служащими, исчисленная на день прекращения службы в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, включается в стаж государственной службы или в стаж работы, которые дают право на получение надбавки за выслугу лет, назначение пенсии и социальные гарантии и льготы.
В соответствии с Законом РФ N 4468-1 назначение пенсии носит заявительный характер.
Согласно ст. 51 Закона РФ N 4468-1 лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, с заявлениями о назначении пенсии обращаются в соответствующие пенсионные органы.
Согласно ч. 2 ст. 53 Закона РФ N 4468-1 при несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Дошаклаева З.С. уволена с должности сотрудника таможенных органов ведущего инспектора отделения кадров Ингушской таможни 12 сентября
2002 г. приказом Ингушской таможни от 12 сентября 2002 г. N 50-лс "Об увольнении сотрудников со службы в таможенных органах Российской Федерации" в соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2002 г. N 78- ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)". Приказом Ингушской таможни от 13 сентября 2002 г. N 51-лс "О приеме на государственные должности федеральной государственной службы" 13 сентября 2002 г. она принята на должность государственной гражданской службы - ведущего таможенного инспектора (психолога) в соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона N 78-ФЗ.
Приказом Ингушской таможни от 6 апреля 2005 г. N 27-лс "Об увольнении З.С. Дошаклаевой" 6 апреля 2005 г. Дошаклаева З.С. уволена из таможенных органов с должности государственной гражданской службы.
Поскольку в 2002 году Дошаклаева З.С. была назначена на должность государственной гражданской службы в соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона N 78-ФЗ, за ней сохранилось право выхода на пенсию при увольнении с должности государственной гражданской службы и период с 13 сентября
2002 г. по 6 апреля 2005 г. включен Дошаклаевой З.С. в выслугу лет для назначения пенсии.
Согласно материалам пенсионного дела N СК-354 заявление о назначении пенсии по выслуге лет Дошаклаевой З.С. написано 8 апреля 2005 г. В заявлении Дошаклаева З.С. просила назначить пенсию за выслугу лет в связи с увольнением 06 апреля 2005 г.
Так же судом установлено, что выслуга лет для назначения Дошаклаевой З.С. пенсии от таможенных органов в соответствии с Законом РФ N 4468-1 на дату увольнения 6 апреля 2005 г. с должности государственной гражданской службы составляла в соответствии с Федеральным законом N 78-ФЗ (с учетом решения Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12 сентября 2008 г.) 23 года 09 месяцев 01 день (включая период службы с 13 сентября 2002 г. по 6 апреля 2005 г.). С учетом указанного стажа на основании заявления о назначении пении от 08 апреля 2005 г. исчислен размер пенсии Дошаклаевой З.С. и составил 59 % соответствующих сумм денежного довольствия.
Из материалов личного дела Дошаклаевой З.С. (л/д N 22, находится в Минераловодской таможне), следует, что первоначальное заявление о назначении пенсии было подано истцом 10.01.2002. На основании указанного заявления Ингушской таможней были направлены документы для назначения пенсии в Южное таможенное управление, но были отозваны на основании рапорта Дошаклаевой З.С. от 11.01.2002. Документы вернулись в Ингушскую таможню письмом ЮТУ от 30.01.2002 N 36-13/933 "О направлении документов Дошаклаевой З.С.".
Сведения об обращении Дошаклаевой З.С. за назначением пенсии в период с сентября 2002 г. по апрель 2005 г. в материалах пенсионного и личного дела Дошаклаевой З.С. отсутствуют.
Повторное заявление о назначении пенсии за выслугу лет согласно материалам пенсионного дела N СК-353 Дошаклаевой З.С. написано 08.04.2005. В заявлении Дошаклаева З.С. просила назначить пенсию за выслугу лет в связи с увольнением 06.04.2005. В материалах дела имеется расчет выслуги лет для назначения пенсии от 17.11.2005, в который включен период службы с 13.09.2002 по 06.04.2005. С расчетом Дошаклаева З.С. была ознакомлена под роспись.
Оценив все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела, вышеприведенных норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, суд пришел к выводу, что оснований для назначения пенсии за выслугу лет Дошаклаевой З.С. с 13 сентября 2002 г. не имеется.
При этом суд правомерно исходил из того, что период с 13 сентября
2002 г. по 6 апреля 2005 г. включен в расчет пенсии, выплачиваемой Дошаклаевой З.С. с 7 апреля 2005 г. по настоящее время. Сведения об обращении Дошаклаевой З.С. за пенсией в 2002 году в материалах пенсионного дела N СК-354 отсутствуют. Так же суд обоснованно учел, что назначение пенсии имеет заявительный характер.
Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда являться не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а кроме того они направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств, надлежащая оценка которым была дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не имеет.
Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 10 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.