Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение изменено с 1 января 2020 г. - Постановление Правительства Красноярского края от 30 сентября 2019 г. N 528-П
Приложение
к Постановлению Правительства Красноярского края
от 30 сентября 2013 г. N 513-П
Государственная программа Красноярского края
"Развитие лесного хозяйства"
15 апреля, 15 июля, 30 сентября, 12 ноября 2014 г., 2 июня, 1 октября, 15 декабря 2015 г., 1 марта, 19 апреля, 31 мая, 30 сентября, 14 декабря 2016 г., 4, 19 апреля, 3 августа, 5 октября, 14 ноября, 14 декабря 2017 г., 20 февраля, 14 августа, 25 сентября, 9 октября 2018 г., 29 января, 14 мая, 30 сентября, 15 октября, 10 декабря 2019 г., 3 марта, 28 апреля 2020 г.
Раздел 1 изменен с 22 мая 2020 г. - Постановление Правительства Красноярского края от 28 апреля 2020 г. N 308-П
1. Паспорт государственной программы Красноярского края
Наименование государственной программы Красноярского края |
"Развитие лесного хозяйства" (далее - государственная программа) |
Основания для разработки государственной программы Красноярского края |
статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации; постановление Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации" (далее - Порядок); распоряжение Правительства Красноярского края от 09.08.2013 N 559-р |
Ответственный исполнитель государственной программы Красноярского края |
министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края в период с 01.01.2014 по 23.08.2016; министерство лесного хозяйства Красноярского края (далее - министерство) с 24.08.2016 |
Соисполнители государственной программы Красноярского края |
отсутствуют |
Перечень подпрограмм государственной программы Красноярского края |
государственная программа включает в себя следующие подпрограммы: "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов"; "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия". Реализация отдельных мероприятий государственной программы не предусмотрена |
Цели государственной программы Красноярского края |
повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при сохранении экономического и экологического потенциала, а также глобальных функций лесов и их биологического разнообразия |
Задачи государственной программы Красноярского края |
обеспечение эффективной охраны, защиты, воспроизводства лесов, в том числе на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия; обеспечение эффективного управления лесами и устойчивого развития лесного сектора экономики |
Этапы и сроки реализации государственной программы Красноярского края |
2014-2030 годы |
Перечень целевых показателей государственной программы Красноярского края с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации государственной программы Красноярского края (приложение к паспорту государственной программы Красноярского края) |
в результате реализации государственной программы предполагается к 2030 году: сохранение лесистости территории Красноярского края на уровне 45,12 процента; повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда до уровня 29,1 рубля; сохранить на уровне 17,6 процента долю площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда; достижение отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений на уровне 100 процентов; достижение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 15,8 процента. Перечень целевых показателей государственной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации представлен в приложении к паспорту государственной программы |
Информация по ресурсному обеспечению государственной программы Красноярского края, в том числе по годам реализации программы |
общий объем финансирования государственной программы составляет на 2014-2022 годы 16 301 428,2 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 5 259 896,0 тыс. рублей; федерального бюджета 11 041 532,2 тыс. рублей, 2014 год - 1 611 114,7 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 479 444,7 тыс. рублей; федерального бюджета - 1 131 670,0 тыс. рублей; 2015 год - 1 168 783,4 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 238 254,1 тыс. рублей; федерального бюджета - 930 529,3 тыс. рублей; 2016 год - 1 515 671,3 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 584 836,5 тыс. рублей; федерального бюджета - 930 834,8 тыс. рублей; 2017 год - 2 300 919,4 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 817 837,7 тыс. рублей; федерального бюджета - 1 483 081,7 тыс. рублей; 2018 год - 1 923 020,6 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 547 547,3 тыс. рублей; федерального бюджета - 1 375 473,3 тыс. рублей; 2019 год - 2 623 622,8 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 613 697,5 тыс. рублей; федерального бюджета - 2 009 925,3 тыс. рублей; 2020 год - 1 920 214,3 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 814 978,4 тыс. рублей; федерального бюджета - 1 105 235,9 тыс. рублей; 2021 год - 1 626 545,8 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 581 649,9 тыс. рублей; федерального бюджета - 1 044 895,9 тыс. рублей; 2022 год - 1 611 535,9 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 581 649,9 тыс. рублей; федерального бюджета - 1 029 886,0 тыс. рублей |
Раздел 2 изменен с 21 марта 2020 г. - Постановление Правительства Красноярского края от 3 марта 2020 г. N 142-П
2. Характеристика текущего состояния социально-экономического развития лесного хозяйства Красноярского края. Основные показатели социально-экономического развития Красноярского края
Развитие лесного хозяйства является одним из приоритетных направлений для Красноярского края, обладающего крупнейшими в России лесосырьевыми ресурсами (14,5% общероссийского запаса леса, или 6,0% от мировых), который относится к ведущим лесным регионам Российской Федерации.
Государственная программа определяет цели, задачи и основные направления развития лесного хозяйства в сфере использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, ресурсного, кадрового и научно-технического обеспечения, механизмы реализации мероприятий государственной программы и показатели оценки их результативности.
Реализация государственной программы направлена на формирование условий социально-экономического развития Красноярского края в части повышения эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при безусловном сохранении их глобальной экологической значимости.
В настоящее время требуется модернизация основных направлений деятельности в сфере лесного хозяйства, что позволит решить существующие системные проблемы, которые препятствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия.
Анализ данных за последние десять лет показывает, что площади лесовосстановления в Красноярском крае увеличились на 21,7%.
Планирование объемов лесовосстановления в Красноярском крае осуществляется с учетом рекомендаций лесоустройства, требований лесного законодательства, текущего состояния лесного фонда и направлено на достижение баланса между рубкой леса и лесовосстановлением, обеспечение положительной динамики увеличения площади лесного фонда.
При этом площади лесовосстановления путем проведения работ по созданию лесных культур сократились на 46%, а путем проведения мер содействия естественному возобновлению леса - увеличились на 36%. Смещение в сторону естественного возобновления вызвано проведением рубок лесных насаждений на территориях с преобладающим типом лесов, для которых характерно естественное лесовосстановление.
В настоящее время сохранность лесных культур в целом по Красноярскому краю составляет порядка 91,9%, приживаемость культур в первый год учета - 87,0%, в третий год учета - 83,7%, в пятый год учета - 81,3%. При этом площадь списания за последние 5 лет с 0,5 тыс.га уменьшилась до 0,3 тыс.га, основная причина списания лесных культур - лесные пожары (более 37,0%).
По итогам 2018 года лесовосстановление на территории лесного фонда Красноярского края проведено на площади 70 432,2 га, из них искусственное лесовосстановление - 5 508,8 га и естественное лесовосстановление - 64 923,4 га.
Не менее важным фактором перехода на естественное возобновление леса, а также гибели лесных культур является отсутствие достаточного финансирования (не более 20,0% от потребности), что отрицательно сказывается на качестве работ (не позволяет приобретать технику, отвечающую современным требованиям, принимать на работу квалифицированных специалистов, проводить в полном объеме работы по дополнению лесных культур и агротехническим уходам, осуществлять полный комплекс работ при подготовке почвы в соответствии с требованиями современных технологий) и состоянии лесного фонда.
В дальнейшем необходимо сбалансировать убытие лесов вследствие рубки леса, лесных пожаров, энтомовредителей и других негативных воздействий путем сохранения к концу 2021 года объемов лесовосстановления на уровне 80,2 тыс.га в год (в том числе с помощью искусственного лесовосстановления - 6,1 тыс.га, естественного лесовосстановления - 74,1 тыс.га), объемов агротехнических уходов на уровне 22,8 тыс.га и их кратности согласно установленным нормативам.
В последнее десятилетие в Красноярском крае удалось сохранить ежегодные объемы заготовки семян (около 14 тонн) и выращивания посадочного материала для лесокультурного производства (около 34,5 млн шт.).
По итогам 2018 года заготовлено 13,2 тонн лесных семян. Объем выращивания стандартного посадочного материала по итогам 2018 года составил 26,1 млн штук.
Однако ситуация в области обеспечения воспроизводства лесов семенным и посадочным материалом, также как и лесовосстановление в целом, в значительной мере усугубляется изношенностью технологической инфраструктуры, техники и оборудования, которая составляет более 85%.
Без принятия необходимых мер тенденция к дальнейшему ухудшению качества воспроизводимых лесов усилится (снижение класса качества посевного материала: менее 80,0% 1-го класса качества, снижение выхода посадочного материала с единицы площади менее 100%, снижение сохранности лесных культур, создаваемых на территории Красноярского края, не более 70,0%).
Ущерб от лесных пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов значительно превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов.
Также в рамках государственной программы министерством и краевым государственным казенным учреждением "Лесная охрана" (далее - КГКУ "Лесная охрана") осуществляется федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), федеральный государственный пожарный надзор в лесах в пределах полномочий, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В 2018 году должностными лицами, осуществляющими в Красноярском крае государственный лесной надзор, выявлено 3767 нарушений, из них 455 - незаконные рубки.
Высокая результативность работы является следствием формирования стабильной системы государственного лесного контроля и надзора Красноярского края и ее устойчивой работы, а также следствием повышения оперативности реагирования на незаконные рубки и другие правонарушения в сфере лесных отношений, ужесточением требований к лицам, допускающим нарушения при использовании лесов.
Анализ исполнения в Красноярском крае полномочий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) и пожарному надзору в лесах в 2014-2018 годах представлен в таблице 1.
Таблица 1
Показатели контрольной деятельности |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Выявлено нарушений |
2 000 |
2 200 |
2 397 |
3 086 |
3 767 |
в том числе: незаконных рубок |
494 |
394 |
371 |
367 |
455 |
объем незаконных рубок, тыс.куб.м |
23,27 |
24,09 |
24,10 |
26,5 |
30,7 |
ущерб, тыс.руб. (по всем лесонарушениям) |
150 941,2 |
173 631,4 |
156 900 |
182 118 |
284 654 |
передано материалов в следственные органы, шт. |
469 |
381 |
544 |
531 |
548 |
возбуждено уголовных дел, шт. |
460 |
349 |
432 |
421 |
463 |
привлечено к уголовной ответственности, чел. |
180 |
141 |
150 |
114 |
109 |
присуждено взыскание ущерба, тыс.руб. |
155 484 |
43 135,9 |
82 834 |
34 604 |
83 574,7 |
взыскано в счет причиненного ущерба, тыс.руб. |
5 919,6 |
22 267,8 |
35 203,1 |
15 641,5 |
43 642,4 |
вынесено постановлений об административном правонарушении, шт. |
1799 |
2 001 |
2 199 |
2 352 |
3 390 |
наложено административных штрафов на сумму, тыс.руб. |
25 331 |
37 828,3 |
41 743,9 |
53 889,1 |
69 300,0 |
взыскано административных штрафов на сумму, тыс.руб. |
13 267,4 |
17 853,6 |
9 961,2 |
21 167,0 |
25 700,0 |
Реализация государственной программы позволит обеспечить лесистость на территории Красноярского края в период до 2030 года на уровне 45,12% за счет повышения эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечения стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсного потенциала, повысить эффективность использования лесного фонда с учетом его сохранения и восстановления, сократить потери лесного хозяйства от лесных пожаров, сохранить лесной фонд Красноярского края от вредителей и болезней леса.
Раздел 3 изменен с 21 марта 2020 г. - Постановление Правительства Красноярского края от 3 марта 2020 г. N 142-П
3. Приоритеты и цели социально-экономического развития, описание основных целей и задач государственной программы, тенденции социально-экономического развития лесного хозяйства Красноярского края
Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2018 N 1989-р (далее - Стратегия), определены следующие проблемы, сдерживающие развитие лесного комплекса в Российской Федерации:
низкий съем древесины с единицы площади эксплуатационных лесов;
недостаточная эффективность лесовосстановления, охраны и защиты лесов;
низкая актуальность сведений о лесных ресурсах;
избыточные административные барьеры;
низкая степень использования лесного сырья, ухудшающая экономику отрасли;
ограниченный масштаб внутреннего рынка, недостаточный для создания новых производств в отрыве от экспортных рынков;
низкая инвестиционная привлекательность отрасли, обусловленная страновыми факторами;
низкий уровень технического, научного и кадрового обеспечения;
несовершенство нормативно-правовой базы и нормативно-технической базы в сфере лесного комплекса и смежных отраслях.
С учетом указанных проблем и системы целеполагания, установленной Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 N 1724-р (далее - Основы государственной политики), Стратегия направлена на достижение целей в области лесного хозяйства и в области лесной промышленности.
В области лесного хозяйства целью Стратегии является достижение устойчивого лесоуправления, инновационного и эффективного развития использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечивающих опережающий рост лесного сектора экономики, социальную и экологическую безопасность страны, безусловное выполнение международных обязательств Российской Федерации в части лесов, которая достигается решением следующих задач:
повышение эффективности государственного управления лесами;
гарантированное обеспечение экономики и общества лесными ресурсами, в том числе через интенсивное использование и воспроизводство лесов;
повышение эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредных организмов и других неблагоприятных факторов, сохранение экологического потенциала лесов;
повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов на землях различного целевого назначения;
повышение научно-технического, технологического и кадрового потенциала лесного хозяйства.
Для решения указанных задач на территории Красноярского края разработана государственная программа, основанная на следующих принципах:
признание и соблюдение прав граждан на использование природных ресурсов и благоприятную окружающую среду, а также на получение достоверной информации о лесах;
соблюдение баланса экономических, экологических и социальных интересов;
многоцелевое, комплексное и неистощительное использование лесов, а также сохранение площади лесов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
сохранение лесов, находящихся в федеральной собственности, и развитие института частной собственности в лесной отрасли;
ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления Красноярского края за осуществление полномочий в области лесных отношений на соответствующих территориях;
согласованное управление лесами и смежными территориями;
учет социально-экономических, природно-климатических и экологических особенностей Красноярского края;
общественное участие при планировании и проведении мероприятий в лесах;
обоснованность и последовательность в принятии решений в сфере управления лесами;
усиление роли и обеспечение конкурентоспособности Российской Федерации в мировом лесном секторе.
В соответствии с национальными целями развития Российской Федерации на период до 2024 года, определенными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", одной из целей национального проекта "Экология" (далее - национальный проект) по направлению "Экология" является сохранение биологического разнообразия.
Достижение указанной цели в области лесного хозяйства обеспечивается решением следующих задач:
обеспечение эффективной охраны, защиты, воспроизводства лесов, в том числе на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия;
обеспечение эффективного управления лесами и устойчивого развития лесного сектора экономики.
Для достижения указанных задач разработана система мероприятий, востребованных на текущем этапе реализации государственной программы, которая включает в себя:
выполнение отдельных полномочий в области лесных отношений (предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров, предупреждение лесных пожаров; тушение пожаров в лесах; создание системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров на территории Красноярского края;
осуществление лесовосстановления и лесоразведения; профилактика возникновения очагов вредных организмов; предупреждение распространения вредных организмов; проведение мероприятий лесоустройства, ведение государственного лесного реестра, осуществление государственного кадастрового учета лесных участков;
осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны);
увеличение площади лесовосстановления;
формирование запаса лесных семян для лесовосстановления;
оснащение учреждений, выполняющих мероприятия по воспроизводству лесов, специализированной лесохозяйственной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению;
оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов Российской Федерации лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров;
обеспечение исполнения переданных полномочий в области лесных отношений субъектами Российской Федерации;
подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров лесного хозяйства, направленных на повышение кадрового потенциала лесного сектора экономики.
Особенно важным является направление охраны лесов в части планирования и проведения совместных и (или) взаимосвязанных (согласованных) мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение возникновения негативных ситуаций в лесной сфере, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, экологии региона, а также объектам экономики.
На территории России появляются положительные тенденции, когда лесопромышленные компании с целью повышения качества лесных насаждений начинают заниматься выращиванием высококачественного посадочного материала с закрытой корневой системой. Технология создания лесных культур с использованием сеянцев с закрытой корневой системой позволяет повысить эффективность работ и оптимизировать затраты на воспроизводство лесов.
В целях устойчивого развития лесного семеноводства в Красноярском крае необходимо:
увеличение объемов заготовки семян лесных растений, в том числе с улучшенными наследственными свойствами;
реализация комплекса мер по развитию питомнических хозяйств;
распространение опыта создания лесопромышленными компаниями тепличных комплексов по выращиванию улучшенного посадочного материала лесных растений с закрытой корневой системой.
Одним из направлений развития лесного хозяйства Красноярского края является также успешное взаимодействие с гражданским обществом и реализация принципа открытости.
Необходимо развивать различные формы взаимодействия органов исполнительной власти Красноярского края с профессиональным экспертным сообществом и населением. Это позволяет обеспечить учет потребностей и интересов граждан России, защиту прав и свобод граждан России и прав общественных объединений при осуществлении государственной политики, а также осуществлять общественный контроль в лесном хозяйстве.
Кроме того, в целях более точной оценки экономической эффективности использования лесов и создания механизмов экономического стимулирования лесопользования необходимо подготовить и внедрить новый подход к определению ставок платы, который бы отражал экономическую сущность рыночной цены лесных ресурсов.
Цена таких лесных ресурсов как древесина, пищевые, технические, рекреационные и другие лесные ресурсы, а также другие природные ресурсы, должна определяться не только расходами бюджетной системы на развитие лесного хозяйства, но и рыночной ценой добытых лесных ресурсов, учитывающей издержки по их добыче.
Величину платы за леса можно рассчитать разными методами. Необходимо ориентироваться на формирование остаточной стоимости, образующейся как разность между стоимостью продукции, произведенной из лесных ресурсов, и издержками на производство этой продукции.
На сегодня базовым документом, утверждающим порядок определения минимального размера ставок платы за использование лесов (далее - ставки платы), является постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
В целях повышения эффективности лесоуправления дальнейшее развитие должны получить такие инструменты как лесоустройство, государственная инвентаризация лесов и система мониторинга лесов.
Для достижения указанной цели с 2019 года начаты работы по созданию системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров на территории Красноярского края.
Одним из ключевых решений в повышении эффективности исполнения переданных полномочий должно стать доведение численности лесных инспекторов до нормативного уровня.
В связи с увеличением в 2018 году численности государственных лесных инспекторов на 50 сотрудников, на 12% по сравнению с предыдущим годом увеличилось количество выявляемых нарушений лесного законодательства (в 2018 году выявлено более 3 767 нарушений, в 2017 году - 3 086 нарушений).
Таким образом, реализация государственной программы обеспечит комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов в сфере лесных отношений, системное развитие использования и воспроизводства лесов, создаст организационно-финансовые механизмы взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики для построения эффективной системы управления лесами Красноярского края.
В ходе реализации государственной программы предусматривается обеспечить:
в экономической сфере - эффективное управление лесным сектором экономики и увеличение валового внутреннего продукта в лесном секторе на основе рыночного спроса;
в социальной сфере - рост уровня жизни граждан, связанных с лесом, и устойчивое социально-экономическое развитие территорий.
Перечень целевых показателей государственной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации представлен в приложении к паспорту государственной программы.
Раздел 4 изменен с 21 марта 2020 г. - Постановление Правительства Красноярского края от 3 марта 2020 г. N 142-П
4. Прогноз конечных результатов государственной программы, характеризующих целевое состояние уровня и качества жизни населения, социально-экономическое развитие лесного хозяйства, экономики, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в лесном хозяйстве на территории Красноярского края
Своевременная и в полном объеме реализация государственной программы к 2030 году позволит:
а) сохранить лесистость территории Красноярского края на уровне 45,12 процента;
б) повысить объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда до уровня 29,1 рубля;
в) сохранить на уровне 17,6 процента площади земель лесного фонда, переданные в пользование, в общей площади земель лесного фонда;
г) достигнуть отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений до уровня 100 процентов;
д) достигнуть отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины до уровня 15,8 процента.
Реализация государственной программы обеспечит комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов в сфере лесных отношений, отраженных в государственной программе:
недостаточную эффективность лесовосстановления, охраны и защиты лесов;
низкую актуальность сведений о лесных ресурсах;
усиление противопожарной пропаганды и государственного пожарного надзора в лесах;
повышение эффективности борьбы с крупными лесными пожарами;
совершенствование и развитие государственного лесного надзора (противодействие незаконным рубкам и обороту незаконно заготовленной древесины).
Реализация государственной программы будет способствовать решению вопроса закрепления кадров, в первую очередь молодых специалистов, в лесной отрасли (комплексом мер, направленных на увеличение заработной платы в отрасли до уровня не ниже средней по региону).
Раздел 5 изменен с 21 марта 2020 г. - Постановление Правительства Красноярского края от 3 марта 2020 г. N 142-П
5. Информация по подпрограммам, отдельным мероприятиям государственной программы Красноярского края
Государственная программа включает следующие подпрограммы, выделенные в соответствии с целью и задачами.
Подпрограмма "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов".
Целью подпрограммы является обеспечение эффективной охраны, защиты, воспроизводства лесов, в том числе на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия.
Реализация подпрограммы направлена на решение следующих задач:
повышение эффективности защиты и воспроизводства лесов;
улучшение лесопатологической ситуации в лесах, снижение рисков возникновения критических ситуаций, связанных с повреждением лесов вредными организмами;
повышение уровня предупреждения и эффективности тушения лесных пожаров.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" подпрограммой предусмотрено сохранение биологического разнообразия, включая сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений.
Ожидаемый непосредственный результат от реализации подпрограммы:
доля площади лесов, на которых проведена таксация лесов и в отношении которых осуществлено проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству в течение последних 10 лет, в площади лесов с интенсивным использованием лесов и ведением лесного хозяйства будет увеличена до 6,1%;
доля площади погибших и поврежденных лесных насаждений с учетом проведенных мероприятий по защите леса в общей площади земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями, будет снижена на 0,8%;
выполнение предусмотренного лесным планом Красноярского края объема по лесовосстановлению составит 100%;
доля площади списанных (погибших) лесных культур 10-летнего и младшего возрастов в площади созданных лесных культур за последние 10 лет составит не более 10%;
доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров составит 85,6%.
Сроки реализации подпрограммы: 2020-2022 годы.
Анализ данных за последние десять лет показывает, что площади лесовосстановления в Красноярском крае увеличились на 21,7%.
Планирование объемов лесовосстановления в крае осуществляется с учетом рекомендаций лесоустройства, требований лесного законодательства, текущего состояния лесного фонда и направлено на достижение баланса между рубкой леса и лесовосстановлением, обеспечение положительной динамики лесного фонда.
При этом площади лесовосстановления путем проведения работ по созданию лесных культур сократились на 46%, а путем проведения мер содействия естественному возобновлению леса увеличились на 36%. Смещение в сторону естественного возобновления вызвано проведением рубок лесных насаждений на территориях с преобладающим типом лесов, для которых характерно естественное лесовосстановление.
В настоящее время сохранность лесных культур в целом по Красноярскому краю составляет порядка 91,9%, приживаемость культур в первый год учета - 87,0%, в третий год учета - 83,7%, в пятый год учета - 81,3%. При этом площадь списания за последние 5 лет с 0,5 тыс. га уменьшилась до 0,3 тыс. га, основная причина списания лесных культур - лесные пожары (более 37,0%).
Не менее важным фактором перехода на естественное возобновление леса, а также гибели лесных культур является отсутствие достаточного финансирования (не более 20,0% от потребности), что отрицательно сказывается на качестве работ (не позволяет приобретать технику, отвечающую современным требованиям, принимать на работу квалифицированных специалистов, проводить в полном объеме работы по дополнению лесных культур и агротехническим уходам, осуществлять полный комплекс работ при подготовке почвы в соответствии с требованиями современных технологий) и состоянии лесного фонда.
В дальнейшем необходимо сбалансировать убытие лесов вследствие рубки леса, лесных пожаров, энтомовредителей и других негативных воздействий путем сохранения к концу 2021 года объемов лесовосстановления на уровне 80,2 тыс. га в год (в том числе с помощью искусственного лесовосстановления - 6,1 тыс. га, естественного лесовосстановления - 74,1 тыс. га), объемов агротехнических уходов на уровне 22,8 тыс. га и их кратности согласно установленным нормативам.
В последнее десятилетие в Красноярском крае удалось сохранить ежегодные объемы заготовки семян (около 14 тонн) и выращивания посадочного материала для лесокультурного производства (около 34,5 млн шт.).
Однако ситуация в области обеспечения воспроизводства лесов семенным и посадочным материалом так же как и лесовосстановление в целом в значительной мере усугубляется изношенностью технологической инфраструктуры, техники и оборудования, которая составляет более 85%.
Без принятия необходимых мер тенденция к дальнейшему ухудшению качества воспроизводимых лесов усилится (снижение класса качества посевного материала: менее 80,0% 1-го класса качества, снижение выхода посадочного материала с единицы площади менее 100%, снижение сохранности лесных культур, создаваемых на территории Красноярского края, не более 70,0%).
В результате реализации мероприятий подпрограммы значительно сократятся потери лесного хозяйства от лесных пожаров.
Планируется обеспечить охрану лесов на территории края за счет выполнения первичных мер пожарной безопасности на землях лесного фонда, приобретения противопожарного снаряжения и инвентаря, обеспечения содержания пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создания резерва пожарной техники и оборудования, проведения ежегодной переподготовки специалистов, обеспечивающих обнаружение и тушение лесных пожаров.
Значительное количество лесных пожаров, происходящих ежегодно на территории лесного фонда, обусловлено неблагоприятными природными условиями (высокие положительные температуры и дефицит осадков), сопровождающимися высокой грозовой активностью, что способствует возникновению высокой и чрезвычайной горимости лесов.
Согласно прогнозам, при сохранении существующего уровня организации и финансирования охраны лесов количество пожаров и площадь, пройденная лесными пожарами, останутся на прежнем уровне.
Средняя ежегодная гибель лесов от пожаров может увеличиться до 60 тыс. га (при 22 тыс. га за 3 года).
Региональным проектом "Сохранение лесов" (далее - региональный проект) предусмотрено на 2020-2022 годы приобретение лесопожарной техники (в 2020 году - 15 ед. техники и 556 ед. оборудования, в 2021 году - 14 ед. техники и 3 ед. оборудования, в 2022 году - 7 ед. техники и 6 ед. оборудования) для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров на 158,2 млн рублей. Это позволит повысить скорость реагирования лесопожарных служб и, как следствие, снижение ущерба.
В подпрограмме в 2020 году запланированы расходы в размере 5 846,1 тыс. рублей на реализацию системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров на территории Красноярского края, а именно содержание установленных в 2019 году на территории края 30 видеокамер.
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия".
Целью подпрограммы является повышение эффективности управления лесами как основы устойчивого развития лесного сектора экономики.
Реализация подпрограммы направлена на решение следующих задач:
развитие стратегического планирования лесного хозяйства, обеспечение выполнения мероприятий и достижения ожидаемых результатов государственной программы;
получение достоверной информации о количественных и качественных характеристиках лесов;
обеспечение эффективности выполнения переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:
сохранение доли выписок, предоставленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений за получением государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, в общем количестве принятых заявок на предоставление данной услуги, на уровне 90 процентов;
доведение средней численности должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на 50 тыс. га земель лесного фонда, до 0,2 человека;
достижение положительной динамики предотвращения возникновения нарушений лесного законодательства, причиняющих вред лесам, относительно уровня нарушений предыдущего года не менее 5 процентов;
соотношение ущерба от незаконных рубок и платежей в бюджетную систему Российской Федерации за заготовку древесины в размере не более 11 процентов;
соотношение количества зарегистрированных нарушений лесного законодательства, совершенных выявленными (установленными) нарушителями лесного законодательства, и общего количества зарегистрированных нарушений лесного законодательства в размере не менее 84 процентов;
соотношение суммы возмещенного ущерба от нарушений лесного законодательства и суммы нанесенного ущерба от нарушений лесного законодательства (возмещение ущерба от нарушений лесного законодательства) в размере не менее 16,5 процента;
количество зарегистрированных органом государственной власти субъекта Российской Федерации нарушений лесного законодательства в расчете на одно должностное лицо, осуществляющее федеральный государственный надзор (лесную охрану), в размере не менее 17,0 нарушений.
Сроки реализации подпрограммы: 2020-2022 годы.
Подпрограммы государственной программы приведены в приложениях N 3, 4 к государственной программе.
Реализация отдельных мероприятий государственной программой не предусмотрена.
6. Основные меры правового регулирования в области лесного хозяйства, направленные на достижение целей и (или) задач государственной программы
Для достижения целей и (или) ожидаемых результатов государственной программы принятия нормативных правовых актов не требуется.
7. Информация об объектах недвижимого имущества государственной собственности Красноярского края, подлежащих строительству, реконструкции, техническому перевооружению или приобретению
Строительство, реконструкция, техническое перевооружение или приобретение объектов недвижимого имущества государственной собственности Красноярского края в рамках государственной программы не предусмотрено.
8. Информация по ресурсному обеспечению государственной программы
Информация по ресурсному обеспечению государственной программы Красноярского края за счет средств краевого бюджета, в том числе средств, поступивших из бюджетов других уровней бюджетной системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов приведена в приложении N 1 к государственной программе.
Информация об источниках финансирования подпрограмм (средства краевого бюджета, в том числе средства, поступившие из бюджетов других уровней бюджетной системы, бюджетов государственных внебюджетных фондов) приведена в приложении N 2 к государственной программе.
Раздел 9 изменен с 21 марта 2020 г. - Постановление Правительства Красноярского края от 3 марта 2020 г. N 142-П
9. Информация о мероприятиях, одновременно реализуемых в рамках региональных проектов Красноярского края, утвержденных в соответствии с Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Красноярского края, а также федеральных проектов Российской Федерации, утвержденных в соответствии с требованиями к организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации
С 2019 года министерство принимает участие в Федеральном проекте "Сохранение лесов" национального проекта "Экология" (далее - федеральный проект).
Между министерством и Федеральным агентством лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) заключено соглашение от 07.02.2019 N 053-2019-GA0026-1 о реализации регионального проекта "Сохранение лесов" на территории Красноярского края (далее - Соглашение) в рамках федерального проекта.
Мероприятия регионального проекта интегрированы в подпрограммы государственной программы.
Финансовое обеспечение реализации регионального проекта осуществляется Рослесхозом в форме межбюджетного трансферта из федерального бюджета.
В рамках реализации регионального проекта в Красноярском крае к 2021 году планируется:
увеличение площади лесовосстановления и лесоразведения до 10,702 тыс. га, повышение качества и эффективности работ по лесовосстановлению и лесоразведению на лесных участках, не переданных в аренду;
формирование запаса лесных семян для лесовосстановления и лесоразведения на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений до 10,8 тонн;
оснащение государственных бюджетных учреждений - лесничеств специализированной лесохозяйственной техникой и оборудованием не менее чем на 30 единиц (тракторы, плуги, культиваторы и др.);
оснащение КГАУ "Лесопожарный центр" специализированной лесопожарной техникой и оборудованием не менее 50 единиц (пожарные автоцистерны, лесопожарные тракторы колесные и гусеничные, бульдозеры, лесопожарный модуль).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.