судья Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым при рассмотрении дела N 12-207/2016 дал неверную оценку обстоятельств дела, что привело к вынесению незаконного и необоснованного решение с нарушением норм материального и процессуального права, что является основанием для его отмены.
В судебных заседаниях представители ООО "СК "Комфорт" настаивали на удовлетворении жалобы, указали, что на общество, которое не является собственником земельного участка, являющегося придомовой территорией многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: "адрес", согласно действующему законодательству Российской Федерации не должно нести ответственность за самовольную установку ограждающих устройств мест парковки транспортных средств.
Суд, заслушав пояснения представителей ООО "СК "Комфорт", изучив доводы жалобы и материалы дела, приходит к следующему.
Ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Закон Республики Крым "Об административных правонарушениях в Республике Крым" от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 (далее Закон N 117-ЗРК) устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации, в том числе, за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Республики Крым, нормативными призовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, а также определяет органы и должностных лиц, которые уполномочены составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст.3.11 Закона N117-ЗРК нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления, если за это действие (бездействие) не влечет нарушения установленных федеральным законодательством экологических, санитарно-эпидемиологических требований, правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и не образует составов административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан - в размере от трехсот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Решением Симферопольского городского совета Республики Крым N176 от 12.02.2015 г. утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее Правила благоустройства).
Согласно п.п. 8.7.27 Правил благоустройства в целях поддержания благоустройства на территории муниципального образования городской округ Симферополь не допускается самовольно устраивать места для парковки транспортных средств, а также иных машин и механизмов и устанавливать ограждающие их конструкции.
При рассмотрении дела N 12-207/2016 судьей Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым установлено, что ООО "СК "Комфорт" является управляющей организацией многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: "адрес", что подтверждается договорами управления многоквартирным домом, копии которых приобщены к материалам дела. Согласно положениям этих договоров, целью их заключения является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания собственников, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
При изучении условий договоров управления многоквартирными домами, копии которых приобщены к материалам дела ООО "СК "Комфорт", становится очевидным, что последнее приняло на себя обязательства по осуществлению управления общим имуществом в многоквартирных домах в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, путем оказания за плату услуг и выполнения работ по надлежащему содержанию, текущему ремонту общего имущества согласно перечню видов работ и услуг, указанному в приложениях N2 к этим договорам, в которых оговорено, в том числе, проведение работ по благоустройству территории и содержанию общего имущества.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ).
Согласно ст.16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка.
В соответствии с ч.5 ст.40 Федерального закона от 13.07.2015 N218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем.
При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении N 12-П от 28.05.2010 года, обращение с заявлением о формировании земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений.
В п.67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
В соответствии с ч.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (п.п. 3,4 ч. 1.1 ст.161 ЖК РФ).
Согласно п. 11 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 г. N491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке паем в состав общего имущества.
На основании изложенного, по результатам изучения условий договоров управления многоквартирными домами, копии которых приобщены к материалам дела ООО "СК "Комфорт", становится очевидной правильность выводов судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым, сделанных при рассмотрении дела N 12-207/2016, об ошибочности утверждений жалобы первого о том, что субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 3.11 Закона N117-ЗРК, является муниципальное образование городской округ Симферополь.
Однако, при рассмотрении дела N 12-207/2016 судьей Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым не принято во внимание следующее.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст.2.1КоАПРФ).
Согласно ст.26.1 КоАПРФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Материалы дела свидетельствуют о том, что на основании информации, поступившей из Общественной палаты Республики Крым, а также на основании обращения, поступившего непосредственно в Администрацию города Симферополя, по вопросам парковки автомобилей и установки металлических ограничителей главным специалистом отдела благоустройства и санитарного содержания управления по контролю за благоустройством и санитарным содержанием городских территорий департамента административно-технического контроля Администрации г. Симферополя Республики Крым Федорской Л.М. проведено обследование территории земельных участков, расположенных по адресу: "адрес", в районе домов "адрес" с фотофиксацией.
По итогам проведенного обследования главным специалистом отдела благоустройства и санитарного содержания управления по контролю за благоустройством и санитарным содержанием городских территорий департамента административно-технического контроля Администрации г. Симферополя Республики Крым Федорской Л.М. 22. 06.2017г. составлен протокол N 000691 об административном правонарушении в отношении ООО "СК "Комфорт" по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.3.11 ЗаконаN117-ЗРК, в котором указано, что последнее допустило самовольное установление ограждающих устройств мест для парковки транспортных средств по "адрес" на придомовых территориях многоквартирных домов N "адрес" в "адрес", чем нарушило п. 8.7.27 Правил благоустройства.
По результатам изучения материалов проверки, проведенной главным специалистом отдела благоустройства и санитарного содержания управления по контролю за благоустройством и санитарным содержанием городских территорий департамента административно-технического контроля Администрации г.Симферополя Республики Крым Федорской Л.М., сведений, изложенных в Протоколе N 000691 об административном правонарушении от 22.06.2017 г., Административной комиссии муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в связи с установлением факта нарушения ООО "СК "Комфорт" п. 8.7.27 Правил благоустройства, выразившегося в допуске самовольного установления ограждающих устройств мест для парковки транспортных средств, 18.07.2017 г. было вынесено Постановление N07/27, согласно которому это общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 3.11 Закона N117-ЗРК, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 (пяти тысяч) рублей.
Однако, в материалах дела N 12-207/2016 отсутствуют доказательства того, что ООО "СК "Комфорт" каким-либо образом участвовало в устройстве мест для парковки транспортных средств по "адрес" на придомовых территориях многоквартирных домов N "адрес" "адрес", установлении ограждающих их конструкций, либо способствовало установлению таких устройств.
Не представлены такие доказательства Административной комиссии муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым при рассмотрении жалобы ООО "СК "Комфорт" на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26.10.2017 г. по делу N 12-207/2016.
Более того, в судебном заседании, которое состоялось 10.01.2018 г., представитель ООО "СК "Комфорт" предоставил доказательства ведения обществом переписка по вопросу готовности проведения демонтажа ограждающих устройств мест для парковки транспортных средств по "адрес" на придомовых территориях многоквартирных домов N "адрес" "адрес", установленных неизвестными лицами, в случае компенсации понесенных расходов согласно заключенным договорам управления многоквартирными домами.
В силу положений ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу изложенного, с учетом приведенных положений ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ невозможно сделать однозначный вывод о том, что в действиях ООО "СК "Комфорт" имеется состав вмененного ему административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление Административной комиссии муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым от 18.07.2017 г. N 07/27, решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26.10.2017 г. по делу N 12-207/2016, в отношении ООО "СК "Комфорт" подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление и решение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление Административной комиссии муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым от 18.07.2017 г. N 07/27, решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26.10.2017 г. по делу N 12-207/2016, вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Комфорт" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 3.11 Закона Республики Крым "Об административных правонарушениях в Республике Крым", отменить, производство по делу прекратить.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.
Судья подпись С.В. Яковлев
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.