Судья Верховного суда Республики Бурятия Захаров Е.И.,
при секретаре Баторовой Д.Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Байкальского межрегионального управления государственного автодорожного надзора на решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 16 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.11.31 КоАП РФ в отношении Махутовой Т.А.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Байкальского межрегионального управления государственного автодорожного надзора от 18.10.2017 г. Махутова Т.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.31 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Махутовой Т.А. была подана жалоба в районный суд с требованием об отмене вынесенного постановления.
Решением Железнодорожного районного суда Республики Бурятия от 16 ноября 2017 г. постановление старшего государственного инспектора Байкальского межрегионального управления государственного автодорожного надзора от 18.10.2017 г. в отношении Махутовой Т.А. отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения.
Старшим государственным инспектором Байкальского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Ушаковым М.В. подана жалоба в вышестоящий суд на указанное решение, в которой он просит его отменить, жалобу Махутовой Т.А. оставить без удовлетворения, указывая, что суд не принял во внимание, что Махутова Т.А. согласилась с нарушением. Протокол об административном правонарушении, составленным им, содержит все необходимые данные.
В судебном заседании старший государственный инспектор Байкальского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Ушаков М.В. поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Махутова Т.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, суд приходит к следующему выводу.
Частью 1 ст.11.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно ст.5 ФЗ от 14.06.2012 г. N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом. Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечания к данной статье под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель Н. имеет лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
Махутова Т.А. является должностным лицом ИП Н и ответственна за лицензионную деятельность, что подтверждается приказом ИП Н. от... октября 2017 г.
Учитывая указанные обстоятельства, вывод районного суда о том, что Махутова Т.А. не является должностным лицом, не обоснован.
17 октября 2017 г. в ходе проверки был выявлен факт того, что Махутова Т.А, являясь должностным лицом ИП Н, осуществляющего перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, не застраховала гражданскую ответственность перевозчика.
Согласно ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Вопреки выводам районного суда протокол об административном правонарушении от 18.10.2017 г. содержит дату, место и время совершения административного правонарушения.
Выводы старшего государственного инспектора Байкальского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Ушакова М.В. о наличии в действиях должностного лица Махутовой Т.А. состава административного правонарушения, установленного ч.1 ст.11.31 КоАП РФ, основаны на исследованных доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Каких-либо нарушений административного законодательства при привлечении старшим государственным инспектором Байкальского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Махутовой Т.А. к административной ответственности, не выявлено.
Доводы жалобы Махутовой Т.А. о том, что водитель транспортного средства двигался по личным делам и не осуществлял перевозку пассажиров, опровергается материалами дела, в т.ч. фотографиями, из которых следует, что на микроавтобусе имеется надпись "заказной".
Таким образом, выводы районного суда об отсутствии в действиях Махутовой Т.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.31 КоАП РФ являются необоснованными, в связи с чем решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 16 ноября 2017 г. подлежит отмене, а постановление старшего государственного инспектора Байкальского межрегионального управления государственного автодорожного надзора от 18 октября 2017 г. в части признания Махутовой Т.А. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.31 КоАП РФ без изменений.
Вместе с тем, вышестоящий суд считает возможным заменить административное наказания Махутовой Т.А. в виде штрафа на предупреждение по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса (ч.3 ст.3.4 КоАП РФ).
В соответствии с ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Учитывая, что Махутовой Т.А. вменяемое ей административное правонарушение совершено впервые, отсутствие причинение вреда, имущественного ущерба, суд считает возможным заменить наложенное на Махутову Т.А. административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей на предупреждение.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КРФ об АП, судья
РЕШИЛ:
Решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 16 ноября 2017 г. отменить.
Постановление старшего государственного инспектора Байкальского межрегионального управления государственного автодорожного надзора от 18 октября 2017 г. изменить, заменив административное наказание назначенное Махутовой Т.А. в виде штрафа в размере 40 000 рублей на предупреждение.
В остальной части постановление старшего государственного инспектора Байкальского межрегионального управления государственного автодорожного надзора от 18 октября 2017 г. оставить без изменений, жалобу Махутовой Т.А. без удовлетворения.
Судья Верховного суда
Республики Бурятия Е.И. Захаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.