Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Булгаковой М.В,
судей областного суда Султанова Р.А, Ярыгиной Е.Н.
при секретаре Башатове И.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котельниковой Е.М. к администрации г. Оренбурга, Управлению жилищной политики администрации г. Оренбурга о восстановлении срока обращения, признании права на получение жилья, обязании предоставить жилое помещение
по апелляционной жалобе представителя Котельниковой Е.М. - Кимаевой М.В.
на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 21 сентября 2017 года, которым Котельниковой Е.М. отказано в удовлетворении иска.
Заслушав доклад судьи Булгаковой М.В, объяснения представителя истца Котельниковой Е.М. - Кузнецовой В.А, действующей по доверенностям и поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Котельникова Е.М. обратилась в суд с иском к Управлению жилищной политики администрации г. Оренбурга, Комитету по управлению имуществом г. Оренбурга о восстановлении срока обращения, признании права на получение жилья, обязании предоставить жилое помещение, указав, что она является лицом, оставшимся без попечения родителей. В соответствии с распоряжением главы администрации Центрального района г. Оренбурга от 19.10.1995 N *** была помещена в детский дом-интернат N *** по адресу: (адрес) на полное государственное обеспечение. 01.09.2002 истец поступила в образовательное учреждение ПТУ N ***. После окончания образовательного учреждения истец обратилась в администрацию г. Оренбурга с заявлением о предоставлении ей жилья как ребенку-сироте, на что получила отказ. Данный отказ оскорбил ее и внушил мнение об отсутствии у нее права на жилье, и с тех пор она опасалась обращаться с данным заявлением. 20.02.2017 истец повторно обратилась в Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга и в Комитет по управлению имуществом г. Оренбурга с аналогичным заявлением по вопросу обеспечения жилым помещением по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей", и ей вновь было отказано, но по другому основанию - в связи с достижением возраста 23 лет. Просила суд восстановить срок для обращения с заявлением об обеспечении жилым помещением как ребенка, относящегося к категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей"; признать за Котельниковой Е.М. право на обеспечение жилым помещением за счет средств бюджета г. Оренбурга; обязать ответчиков возместить истцу расходы по оплате юридических услуг в размере 15 000 рублей, а также по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Определением от 30.08.2017 произведена замена ответчика Комитета по управлению имуществом г. Оренбурга на надлежащего ответчика - администрацию г. Оренбурга.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна Котельникова Е.М, в апелляционной жалобе, поданной её представителем Кимаевой М.В, просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение судом норм материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Котельникова Е.М, представитель Управления жилищной политики администрации г. Оренбурга, представитель администрации г. Оренбурга не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан" (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 22.12.2007 N 1853) органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из материалов дела следует, что Котельникова Е.М, *** года рождения, зарегистрирована по адресу: (адрес)
Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 18 января 1996 года К.А.В. лишена родительских прав в отношении Котельниковой Е, *** года рождения.
Распоряжением администрации Центрального района г. Оренбурга от 19 октября 1995 года N *** несовершеннолетняя Котельникова Е.М. направлена в дом ребенка, за ней закреплено право на жилую площадь по (адрес)
В 2002 году Котельникова Е.М. окончила государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом - школа ( *** санаторный Дом детства)" г. ***, что подтверждается аттестатом от 13 июня 2002 года N ***.
Письмом Управления жилищной политики от 21 марта 2017 года Котельниковой Е.М. разъяснено, что согласно статье 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" она не может быть включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из их числа, если до достижения 23-летнего возраста она не обращалась в уполномоченный орган по месту жительства с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жильем как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что до достижения возраста 23 лет истец не обращалась с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, доказательств уважительности причин, препятствовавших такому обращению, не представлено, на момент разрешения спора судом достигла возраста 31 года, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для обеспечения истца жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судебная коллегия с указанными выводами соглашается, поскольку они соответствуют закону и обстоятельствам дела.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) и абзацу четвертому статьи 1, пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к лицам, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись во внеочередном порядке, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
С 1 января 2013 года правовое регулирование обеспечения жилищных прав лиц указанной категории изменено и в соответствии с вышеприведенными положениями пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в действующей редакции право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, названный Закон в соответствии со статьей 1 относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с частью 1, абзацем 2 части 2 статьи 2 Закона Оренбургской области от 18.03.2013 N 1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включаются в Список при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Оренбургской области.
Заявление о включении в Список также могут представить в уполномоченный орган местного самоуправления дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в Список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Учитывая, что до 1.01.2013 истец не была поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на момент обращения с заявлением о включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 30 лет, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска, поскольку право на обеспечение жилым помещением истец не имеет, к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по возрасту не относится.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 21 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Котельниковой Е.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.