Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж,
судей областного суда Султанова Р.А, Булгаковой М.В,
при секретаре Тамазян А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" на решение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 28 сентября 2017 года по делу по иску Каменевой Ольги Евгеньевны к некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" о взыскании денежных средств в возмещение материального ущерба,
установила:
Каменева О.Е. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: (адрес). В ходе капитального ремонта в сентябре 2016 года ООО "Ремонтно-строительный Центр" демонтировал кровлю крыши дома. 16 сентября 2016 года прошли дожди, в результате которых произошел залив потолка, стен и других частей квартиры, их повреждение от намокания, квартира была полностью обесточена, электроснабжение восстановлено только спустя месяц. В квартире повышенная влажность, образовалась плесень на стенах. Согласно проведенной 17.05.2017 оценке, стоимость затрат по устранению указанных дефектов составляет 82260 рублей. На основании изложенного истец просила взыскать с некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" в свою пользу в счет возмещения ущерба 82 260 рублей, судебные расходы: 4 500 рублей - за услуги по оценке размера ущерба, 2 500 руб. - по оплате услуг представителя, 2668 рублей - расходы по оплате государственной пошлины. Просила также обязать ответчика устранить недостатки ремонта кровли жилого дома.
Определением суда от 28 сентября 2017 года производство по делу в части требований о возложении обязанности устранить недостатки ремонта кровли прекращено в связи с отказом истца от иска в данной части.
Решением Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 28 сентября 2017 года исковые требования Каменевой О.Е. удовлетворены. С некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" взыскано в пользу Каменевой О.Е. в возмещение ущерба от повреждения имущества 82260 рублей, расходы по оплате оценки ущерба в размере 4500 рублей, на оплату услуг представителя в размере 2500 рублей, по оплате государственной пошлины в размере 2668 рублей.
С указанным решением не согласился ответчик некоммерческая организация "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области", в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение.
Лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
С учетом изложенного и в силу части 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Султанова Р.А, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. лицо. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Согласно части 1 статьи 182 Жилищного кодекса РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных на счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В силу пункта 4 части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.
В силу части 6 названной статьи региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченным региональным оператором.
В соответствии со статьями 22, 23 Закона Оренбургской области 12.09.2013г. N 1762/539-V-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области" в целях организации финансового обеспечения капитального ремонта многоквартирных домов, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Оренбургской области создается один региональный оператор на основании постановления Правительства Оренбургской области.
На территории Оренбургской области, для выполнения указанных целей, в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 03.07.2012г. N 562-п создана некоммерческая организация "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области".
Истец Каменева О.Е. является собственником квартиры N N, расположенной по адресу: (адрес).
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что по заключенному договору подряда N 69/2016 от 27.07.2016 заказчик НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" поручил, а подрядчик ООО "Ремонтно-Строительный Центр" принял на себя обязательство по выполнению строительно-монтажных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, в том числе, ремонту крыши в многоквартирном доме, расположенном по адресу: (адрес). В сентябре 2016 года, в ходе проведения работ по капитальному ремонту кровли крыши вышеуказанного дома, произошло затопление квартиры Каменевой О.Е.
Актом осмотра квартиры N N от 12.09.2016, составленными комиссией в составе представителей ООО "Ремонтно-Строительный Центр", ООО "УК "АУМР", с участием собственника квартиры Каменевой О.Е. подтверждается факт затопления квартиры истца. В квартире выявлены протечки осадочных вод через потолок, течь из электрических розеток, намокание стен, потолков, обоев, отставание потолочной плитки.
В соответствии с отчетом об оценке N 133-2017, составленного ИП Л.Н.Ю, размер ущерба, причиненный домашнему имуществу и элементам внутренней отделки помещений квартиры N N, расположенной в доме по адресу: (адрес), возникший в результате затопления ливневыми осадками во время капитального ремонта кровли по состоянию на 11.05.2017 составил 82 260 руб.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца о возмещении ущерба, причиненного заливом квартиры, суд первой инстанции пришел к выводу, что лицом, ответственным за причинение ущерба имуществу истца, является НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области", которая наделена полномочиями регионального оператора, на которого законом возложена ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, в связи с чем, с учетом отчёта об оценке N 133-2017 выполненный ИП Л.Н.Ю., пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца в счет возмещения ущерба 82260 руб.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, регулирующим возникшие правоотношения сторон.
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена частью 5 статьи178 и частью 1 статьи188 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи178 Жилищного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи188 Жилищного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Вместе с тем вышеуказанной частью 6 статьи182 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена ответственность регионального оператора за действия привлеченного им для осуществления капитального ремонта подрядчика.
Из приведенных выше норм права следует, что жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (часть 5 статьи178, часть 1 статьи188 Жилищного кодекса Российской Федерации), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство, и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи182 Жилищного кодекса Российской Федерации), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является НК "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области". Кроме того, судебная коллегия находит необоснованной ссылку заявителя жалобы на п. 10.4 договора подряда, а также отсутствие акта приёмки-передачи выполненных работ по вышеуказанному договору на том основании, что вышеуказанный договор порождает права и обязанности только для сторон, его подписавших. Указанное не лишает права НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" обратиться к ООО "Ремонтно-строительный Центр" за возмещением убытков в соответствии с условиями договора подряда после компенсации причиненных убытков третьим лицам.
В этой связи доводы жалобы о том, что НК "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" не является надлежащим ответчиком нельзя признать состоятельными, поскольку они сводятся к ошибочному толкованию закона и противоречат требованиям ч. 6 ст. 182 ЖК РФ.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о необходимости ограничения ответственности НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства" суммами внесенных истцом взносов на капитальный ремонт также несостоятельны.
Согласно статьям 15, 393, 400 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки должны возмещаться в полном объеме, если право на полное возмещение убытков не ограничено законом или договором (ограниченная ответственность).
Поскольку ч. 6 ст.182 ЖК РФ ограничение ответственности регионального оператора за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, не установлено, региональный оператор отвечает за действия подрядной организации перед собственниками в соответствии с принципом полного возмещения убытков.
Кроме того, как видно из содержания ч. 5 ст.178 Жилищного кодекса Российской Федерации, в ней отсутствует указание на ограничение ответственности регионального оператора внесенными взносами на капитальный ремонт одного собственника, перед которым у регионального оператора возникает обязанность по возмещению убытков.
Согласно ч. 1 ст.179 Жилищного кодекса Российской Федерации имущество регионального оператора формируется за счет: 1) взносов учредителя; 2) платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 3) других не запрещенных законом источников.
Ч.ч. 2 и 3 ст.179 ЖК РФ закреплено, что имущество регионального оператора используется для выполнения его функций в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Поскольку имущество регионального оператора формируется из различных источников, ч. 5 ст.178 Жилищного кодекса Российской Федерации конкретизируется вид имущества (внесенные взносы на капитальный ремонт, то есть платежи всех собственников помещений в многоквартирных домах в фонд капитального ремонта), за счет и в пределах которого исполняется обязанность регионального оператора по возмещению убытков при неисполнении им своих обязательств перед собственниками.
Таким образом, так как ч. 6 ст. 182 ЖК РФ возлагает на регионального оператора обязанность возместить убытки собственникам помещений в многоквартирном доме, возникшие ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства по капитальному ремонту подрядчиком, а не обязанности регионального оператора по договору с собственниками о формировании фонда средств на капитальный ремонт, оснований для ограничения размера ответственности регионального оператора в соответствии с частью 5 статьи 178 ЖК РФ взносами истца на капитальный ремонт не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, сводятся к иному толкованию закона и не являются основанием для отмены либо изменения обжалуемого решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, оснований для его отмены в соответствии с требованиями статьи 330 ГПК РФ судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 28 сентября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.