Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ившиной Т.В,
судей Морозовой Л.В, Сенякина И.И,
при секретаре Плешивцевой К.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Киндеева С.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Оренбурге о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным
по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 05 октября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, объяснения представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Оренбурге Маркеловой А.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Киндеева С.И, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Киндеев С.И. обратился в суд с иском к ответчику, указав, что решением начальника Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Оренбурге (далее - УПФР в г.Оренбурге) от 15 марта 2017 г. N ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Не согласившись с указанным решением, истец просил суд признать частично незаконным отказ УПФР в г.Оренбурге в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости, в связи с работой с тяжелыми условиями труда. Обязать УПФР в г.Оренбурге включить ему в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости: период работы с 13 февраля 1985 года по 31 декабря 1991 года (6 лет 10 месяцев 22 дня) в качестве электрогазосварщика на заводе ***"; период работы с 01 января 1992 года по 27 июня 1994 года (2 года 05 месяцев 28 дней) в качестве электрогазосварщика на заводе *** Обязать УПФР в г.Оренбурге назначить досрочную страховую пенсию по старости, со дня обращения, то есть с 07 декабря 2016 г.
Решением суда исковые требования Киндеева С.И. удовлетворены частично.
Суд постановилпризнать решение начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Оренбурге об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости от 15 марта 2017 года N незаконным в части отказа Киндееву С.И. во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периода работы с 13 февраля 1985 г. по 27 июня 1994 г. - электрогазосварщик на заводе ***
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Оренбурге включить Киндееву С.И. в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ период работы с 13 февраля 1985 г. по 27 июня 1994 г. - электрогазосварщик на заводе *** обязав назначить и выплачивать Киндееву С.И. досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права на такую пенсию - с 04 января 2017 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
В апелляционной жалобе УПФР в г. Оренбурге, ссылаясь на неправильное определение судом юридически значимых обстоятельств и неправильное применение норм материального права, просит данное решение отменить в части возложения обязанности включить Киндееву С.И. в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по п.2 ч.1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" период работы с 13 февраля 1985г. по 27 июня 1994г, назначить и выплачивать Киндееву С.И. досрочную страховую пенсию по старости с 04 января 2017г, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении данных требований отказать.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона N400-ФЗ, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
В силу ч. 2 этой же статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 N 10 (раздел XXXIII "Общие профессии"), пользуются: газосварщики (позиция 23200000-11620); электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не менее 3 класса опасности (позиция 23200000-19756); электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (позиция 23200000-19905); электросварщики ручной сварки (позиция 23200000-19906).
В списке N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, применяемом для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992г, в разделе "Общие профессии" предусмотрена профессия "электросварщики и их подручные, газосварщики и их подручные".
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Киндеев С.И. 07 декабря 2016 г. обратился с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением начальника УПФР в городе Оренбурге N от 15 марта 2017 г. в специальный стаж Киндеева С.И, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не был засчитан период работы с 13 февраля 1985 г. по 27 июня 1994 г. электрогазосварщиком на заводе ***", поскольку справка, подтверждающая условие предоставления права на досрочное пенсионное обеспечение указанной категории работников, а именно, занятость на видах сварки, предусмотренных Списком N2 от 26 января 1991г, не представлена.
Отказано Киндееву С.И. в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Для назначения досрочной страховой пенсии по старости в возрасте 55 лет требуется 12 лет 6 месяцев, по представленным документам, стаж, дающий право на пенсию составляет 07 лет 08 месяцев 00 дней (по страховому стажу спора у сторон не имеется).
Записями в трудовой книжке N N на имя истца, относительно обжалуемых периодов работы подтверждается, что Киндеев С.И. 13 февраля 1985 г. принят электрогазосварщиком 5 разряда на завод крупнопанельного домостроения треста *** согласно записи от 04 июля 1988 г. в связи с переходом на новые условия оплаты труда и перетарификации работ и рабочих, в соответствии с ЕКТС, выпуск 2 -1986 г. установлен 4 разряд электросварщика, с 15 января 1990 г. присвоен 5 разряд газоэлектросварщика, с 27 июня 1994 г. уволен по собственному желанию.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Согласно п. 5 Разъяснений Минтруда РФ от 22.05.1996 г. N 29 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Поскольку собранными по делу доказательствами не подтверждается занятость истца постоянно в течение полного рабочего дня на видах сварки, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком N 2, утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 29 октября 1991г. N 10, судебная коллегия считает, что оснований для включения в стаж истца периода работы с 01 января 1992г. по 27 июня 1994г. у суда не имелось.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба в указанной части подлежит удовлетворению, а решение отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж истца данного периода работы.
Между тем судебная коллегия соглашается с выводом суда об обоснованности заявленных требований о включении в специальный стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периода работы с 13 февраля 1985г. по 31 декабря 1991г, поскольку истец в указанный период работал в должности, предусмотренной Списком, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956г. N 1173 и, исходя из разъяснений, содержащихся в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 N 06/12600 о том, что если по информации в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности, прямо предусмотрено Списком N 1 и N 2, утвержденными Постановлением Совета Министров от 22 августа 1956 N 1173 или Постановлением Кабинета Министров от 26 января 1991 N 10, период работы, протекавшей до 01 января 1992г, рекомендовано засчитывать в стаж работы на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе, постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в период действия Списка N 2, утв. постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956г. N 1173 право на досрочную пенсию предоставлялось электросварщикам (электрогазосварщикам, газоэлектросварщикам), занятым на ручной сварке, указанным работникам, занятым на автоматической и полуавтоматической электросварке такое право предоставлялось при условии выполнения работ под слоем флюса, необоснованны и судебной коллегией отклоняются.
Так как на дату обращения истца за назначением досрочной страховой пенсии по старости с учётом периодов, зачтённых пенсионным органом и судом, страховой стаж Киндеева С.И. (дата) года рождения составил более 12 лет 6 месяцев, суд обоснованно обязал ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ с даты достижения им возраста 55 лет, с (дата) 2017г.
Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 05 октября 2017г. отменить в части признания решения начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Оренбурге об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости от 15 марта 2017 года N незаконным в части отказа Киндееву С.И. во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периода работы с 01 января 1992г. по 27 июня 1994 г. электрогазосварщиком на заводе *** и возложения на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Оренбурге обязанности включить Киндееву С.И. в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ указанного периода работы.
Вынести в этой части новое решение, которым Киндееву С.И. в удовлетворении данных требований отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Оренбурге - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.