Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж,
судей: Устьянцевой С.А, Донцовой Ю.И,
при секретаре Борниковой О.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильбактина Р.З. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новотроицке Оренбургской области (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости
по апелляционной жалобе Ильбактина Р.З.
на решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 28 сентября 2017 года,
заслушав доклад судьи Устьянцевой С.А,
УСТАНОВИЛА:
Ильбактин Р.З. обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что 05 июня 2017 года он обратился в УПФР в г. Новотроицке с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях". Однако, решением начальника УПФР в г. Новотроицке от 06 июня 2017 года N в назначении пенсии ему было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа на работах с тяжелыми условиями труда, при этом в специальный стаж по Списку N 1 не был включен период службы в Советской Армии по призыву с 18 апреля 1985 года по 23 мая 1987 года. Полагает, что отказ во включении указанного периода в специальный стаж по Списку N 1 является незаконным, поскольку после окончания службы в Советской Армии он работал по Списку N 1 непрерывно до 30 октября 1993 года. В связи с чем, просил суд признать незаконным и отменить решение начальника УПФР в г. Новотроицке от 06 июня 2017 года N в части, обязать ответчика засчитать в специальный стаж по Списку N 1 для назначения досрочной страховой пенсии спорный период и назначить досрочную страховую пенсию с 05 июня 2017 года, взыскать судебные расходы по оплате услуг представителя и расходы по уплате государственной пошлины.
Истец Ильбактин Р.З, его представитель Вавилова С.Ю, действующая на основании доверенности от (дата), в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика УПФР в г. Новотроицке Оренбургской области Алексеева С.Г, действующая на основании доверенности от (дата) N, в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 28 сентября 2017 года в удовлетворении исковых требований Ильбактина Р.З. отказано.
В апелляционной жалобе Ильбактин Р.З. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца Ильбактина Р.З, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Алексеевой С.Г, действующей на основании доверенности от (дата) N, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно них возражений, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 05 июня 2017 года Ильбактин Р.З. обратился в УПФР в г. Новотроицке с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях".
Решением начальника УПФР в г. Новотроицке Оренбургской области от 06 июня 2017 года N Ильбактину Р.З. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Указанным решением определена продолжительность стажа Ильбактина Р.З, дающего право на досрочную страховую пенсию по Списку N 1, которая составила 07 лет 11 месяцев 27 дней (требуется 10 лет), не зачтен период службы в Советской Армии по призыву с 18 апреля 1985 года по 23 мая 1987 года.
Заявляя исковые требования в части включения в специальный стаж периода службы в армии, Ильбактин Р.З. ссылался на действовавшее в период прохождения службы в армии правовое регулирование, которое предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы.
Судом установлено, что Ильбактин Р.З. обратился за назначением пенсии в период действия Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Материалами дела подтверждается, что Ильбактин Р.З. с 01 июля 1984 года по 05 июля 1985 года - учился в СПТУ -14 (адрес); с 18 апреля 1985 года по 23 мая 1987 года - служил в рядах Советской Армии; 10 августа 1987 года принят электромонтером по ремонту основного металлургического оборудования плавильного отделения обжигового цеха по 3-ему разряду в Комбинат "Южуралникель"; 16 ноября 1983 года - присвоен 4 разряд; 30 октября 1993 года - уволен по собственному желанию; с 09 февраля 1994 года по 29 мая 1996 года проходил службу в Управление пожарной охраны УВД (адрес), служил в органах МВД непрерывно 2 года 03 месяца 21 день; 08 июля 1996 года принят в листопрокатный цех N 2 электромонтером по ремонту электрооборудования участка ремонта и содержания электрооборудования подучастка термообработка металла по 5 разряду в АО "Носта" (адрес) Халиловский металлургический комбинат; 01 февраля 2001 года - присвоен 6 разряд электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования на участке ремонт и содержание электрооборудования подучасток термообработки металла листопрокатного цеха N 2; 30 ноября 2003 года Уволен по переводу в ООО "Уральская сталь" с согласия работника.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: 1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;
Для определения права на страховую пенсию часть 8 статьи 13 и части 3, 4 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ предусматривают, возможность включать в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ застрахованного лица по его выбору периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного Федерального закона и засчитывались в стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона N 400-ФЗ Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 при досрочном назначении пенсии по старости работникам, занятым на работах с особыми условиями труда, применяются Списки N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, а за периоды работы до 01 января 1992 года - Списки N 1 и N 2 производств, цехов, профессий и должностей, дающих право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173.
Пункт 3 Постановления N 665 предусматривает возможность
выбора застрахованным лицом порядка исчисления периодов работы по нормам законодательства, действовавшего в период ее выполнения.
Списком N 1, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, раздел УП Металлургическое производство (цветные металлы) подраздел 5 а "Плавильные и электротермические цехи и отделения" наименование профессии "электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования не предусмотрено.
Списком N 1, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, разделом УП Металлургическое производство (цветные металлы), подразделом 5 а, "Получение металла плавильным и электротермическим способами" код позиции 1070500а-17531, предусмотрены рабочие ремонтных служб, занятые ремонтом оборудования в местах его установки на участках (рабочих местах) действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 1: электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления N 665 по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце 3 подпункта "а" абзаце 3 подпункта "б" и абзаце 3 подпункта "в" пункта 1 настоящего постановления применяются положения пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", а именно:
- абзац 3 подпункта "а" - Список N 1, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года;
абзац 3 подпункта "б" - Список N 2, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года;
абзац 3 подпункта "в" - Список производств и профессий, работа в которых дает работницам предприятий текстильной промышленности.., утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1021 - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 марта 1992 года.
Таким образом, указанный перечень является исчерпывающим.
До 01 января 1992 года действовали Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590.
В период действия данного Положения применялся Список N 1, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173.
В соответствии с п.п. "к" п.109 Положения N 590 кроме работы в качестве рабочего или служащего засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом п. 109 Положения предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), периоды, указанные в п.п. "к", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, служба в составе Вооруженных Сил приравнивалась к работе, в производствах, цехах, профессиях и должностях, предусмотренных Списком N 1, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173.
Наименование должности истца "электромонтер по ремонту и обслуживанию металлургического оборудования" в разделе УП Металлургическое производство (цветные металлы) подраздел 5а "Плавильные и электротермические цехи и отделения" Списком N 1 утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, служба истца в Вооруженных Силах СССР не может быть приравнена к его работе в период с 25 октября 1987 года по 30 октября 1993 года в качестве электромонтера по ремонту металлургического оборудования плавильного отделения Обжимного цеха Комбината "Южуралникель", которая признана льготной по Списку N 1, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, так как данный вид пенсии и Список N 1 не существовали в период действия Положения N 590, а были введены после 01 января 1992 года, то есть стали применяться в рамках действия Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", которым приравнивание армии к тяжелым работам не предусматривалось.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения указанного периода работы в специальный стаж, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ни до, ни после окончания службы в Армии Ильбактин Р.З. не работал на работах, которые дают ему право на досрочное назначение досрочной страховой пенсии на основании действовавшего в указанный период законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
В связи с тем, что без учета спорного периода, Ильбактин Р.З. не выработал требуемого специального стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", правовых оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу требуемую пенсию также не имелось.
В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции истца, изложенной в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования городского суда или опровергали выводы судебного акта, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку доказательств, и не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 28 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ильбактина Р.З. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.