Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего судьи Селютиной И.Ф,
судей областного суда Хакимовой О.В, Солопьева В.И,
при секретаре Плешивцевой К.Г,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Трубачевой ФИО7 к администрации г.Оренбурга о признании незаконными решений об отказе в согласовании публичных мероприятий от 21 сентября 2017 г. N 1-3/6861, N 1-3/6858, возложении обязанности не препятствовать проведению публичных мероприятий
по апелляционной жалобе Трубачевой ФИО7 на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 28 сентября 2017 г.
Заслушав доклад судьи Хакимовой О.В, представителя административного ответчика Кириной С.А, судебная коллегия
установила:
Трубачева Н.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что 18 сентября 2017 г. в администрацию г.Оренбурга подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга, которое планировалось провести 1 октября 2017 г. с 12.00 часов до 15.00 часов по адресу: г. Оренбург, площадь возле дома N 29 на ул. Набережной, у музея истории г. Оренбурга, с участием 1 500 человек. Цель публичного мероприятия: встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности.
Решением администрации г. Оренбурга от 21 сентября 2017 г. N1-3/6861 в согласовании проведения публичного мероприятия отказано, поскольку проведение заявленного митинга 1 октября 2017 г. по указанному адресу может создать угрозу жизни и здоровью участников публичного мероприятия.
Указанное решение органа местного самоуправления административный истец считает незаконным, нарушающим её права, предусмотренные статьей 31 Конституции Российской Федерации, просит суд признать незаконным решение администрации г. Оренбурга от 21 сентября 2017 г. N 1-3/6861. Обязать административного ответчика не препятствовать проведению публичного мероприятия (митинга) по указанному выше адресу.
Также Трубачева Н.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что 18 сентября 2017 г. в администрацию г.Оренбурга подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга, которое планировалось провести 29 сентября 2017 г. с 18.00 часов до 21.00 часов по адресу: г. Оренбург, площадь возле дома N 29 на ул. Набережной, у музея истории г. Оренбурга, с участием 1 500 человек. Цель публичного мероприятия: встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности.
Решением администрации г. Оренбурга от 21 сентября 2017 г. N1-3/6858 в согласовании проведения публичного мероприятия отказано, поскольку проведение заявленного митинга 29 сентября 2017 г. по указанному адресу может создать угрозу жизни и здоровью участников публичного мероприятия.
Указанное решение органа местного самоуправления административный истец просит признать незаконным и обязать административного ответчика не препятствовать проведению публичного мероприятия (митинга) по указанному выше адресу.
Определением суда от 28 сентября 2017 г. административные иски объединены судом в одно производство.
Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 28 сентября 2017 г. в удовлетворении административных исковых заявлений Трубачевой Н.Н. отказано.
С таким решением не согласна Трубачева Н.Н, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Трубачева Н.Н, извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась.
Представитель административного ответчика Кирина С.А. просила решение суда первой инстанции оставить без изменений.
Заслушав доклад судьи Хакимовой О.В, представителя административного ответчика Кирину С.А, проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В силу статьи 19 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 18 сентября 2017 г. в 9 часов 41 минуту Трубачева Н.Н. в качестве организатора публичного мероприятия подала в администрацию г. Оренбурга уведомления о проведении 29 сентября 2017 г. с 18:00 часов до 21:00 часа, а также 1 октября 2017 г. с 12:00 часов до 15:00 часов публичных мероприятий в форме митинга с целью встречи граждан с политиком ФИО9, информирования граждан о его деятельности.
Место проведения публичных мероприятий определено административным истцом - г. Оренбург, площадь возле дома N 29 на ул. Набережной, у музея истории г. Оренбурга. Предполагаемое количество участников 1 500 человек.
21 сентября 2017 г. администрация г. Оренбурга направила Трубачевой Н.Н. уведомления NN 1-3/6861, 1-3/6858 в соответствии с которыми заявителю указано, что в рамках реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" на территории города Оренбурга ведутся работы по реставрации объекта культурного наследия регионального значения "Спуск к реке Урал" на ул. Набережной. Режим проведения работ с 08:00 до 20:00 часов. По указанной территории осуществляется проезд грузовой и специализированной техники. Со ссылкой на пункт 1 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" заявитель уведомлен о невозможности согласования публичных мероприятий, так как их проведение по указанному адресу может создать угрозу жизни и здоровью участников публичного мероприятия.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствовался частью 1 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", законом Оренбургской области от 26 декабря 2008 г. N2689/575-IV-ОЗ "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Оренбургской области", и исходил из того, что решения административного ответчика в отношении поданных Трубачевой Н.Н. уведомлений принято в установленные сроки, содержит обоснование невозможности проведения мероприятия по указанному в уведомлении адресу, поскольку проведение массового мероприятия в указанном административным истцом месте создавало угрозу жизни и здоровью граждан.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.
Часть 3 статьи 12 указанного Федерального закона предусматривает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
В соответствии со статьей 8 названного Федерального закона к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности (п. 1 ч. 2).
Согласно 6 Закона Оренбургской области от 26 декабря 2008 г. N2689/575-IV-ОЗ "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Оренбургской области" к обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, возникающие после получения уведомления о проведении публичного мероприятия, относятся в том числе, доведение до сведения организатора публичного мероприятия в течение 3 дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за 5 дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
В Определении Конституционного Суда Российской ФедерацииN 484-О-П от 2 апреля 2009 года указано, что орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.
Согласно письму Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от 21 сентября 2017 г, решению N 1-29-03-03/046 комиссии контрольно-ревизионного управления администрации г.Оренбурга от 15 августа 2017 г. и муниципальным контрактом N 0656(17) от 22 августа 2017 г. заявленное Трубачевой Н.Н. место проведения митинга прилегает к спуску к реке Урал на ул. Набережной г. Оренбурга, где в назначенное время проведения публичного мероприятия будут проводиться работы по ремонту спуска к реке Урал. Указанные работы согласно муниципальному контракту проводятся со дня заключения контракта до 1 ноября 2017 г. Режим проведения работ с 8.00 до 20.00 часов ежедневно. По территории площади у музея истории г. Оренбурга осуществляется проезд грузовой и строительной техники. В связи со сжатыми сроками выполнения работ прекратить движение техники не представляется возможным.
Новое строительство, расширение, реконструкция техническое перевооружение, капитальный ремонт (далее - строительное производство) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности организаций, выполняющих эти работы осуществляются в соответствии со СНиП 12-03-2001. "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования" (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя РФ от 23 июля 2001 N 80. Документ зарегистрирован Росстандартом 24 декабря 2010 года в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов в качестве СП 49.13330.2010).
Довод апелляционной жалобы о том, что о проводимых мероприятиях по ремонту спуска к р.Урал административному истцу стало известно только в день рассмотрения дела в суде, опровергается материалами дела, поскольку в обжалуемых Трубачевой Н.Н. решениях администрации г.Оренбурга указано на проводимые мероприятия по реконструкции.
Довод жалобы о том, что не были предложены альтернативные площадки для проведения мероприятия, был предметом рассмотрения судом первой инстанции.
Так, учитывая положения статьи 21 Международного пакта о гражданских и политических правах, положения Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", Определение Конституционного Суда РФ от 1 июня 2010 года N 705-О-О, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административный истец не лишена права направить в орган местного самоуправления уведомления о проведении публичного мероприятия в ином месте и в иное время, в связи с чем, оспариваемые решения не нарушили прав участников публичного мероприятия на свободу выражения мнения и не ограничивают право истца на проведение публичного мероприятия в другом месте и в другое время.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 28 сентября 2017 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Трубачевой ФИО7 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.