Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 10 января 2018 г. по делу N 33а-21/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Василенко И.И,
судей: Меркулова Д.В. и Коробенко Э.В,
при секретаре судебного заседания Мартыщенко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Елоевой Э.Т. на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 8 сентября 2017 г, которым частично удовлетворены заявленные требования старшего лейтенанта Русинова Ильи Борисовича о признании незаконными действий руководителя Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания" (далее - управление финансового обеспечения), связанных с порядком возмещения командировочных расходов.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия
установила:
Русинов И.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ начальника управления финансового обеспечения в возмещении ему расходов, понесенных за период пребывания в служебных командировках и обязать названное должностное лицо возместить: суточные в размере 300 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке в г. "адрес" с 21 по 28 апреля 2016 г, расходы на проезд к месту службы от станции "адрес" до станции "адрес" в размере 643 руб.; расходы на проживание в размере 1020 руб. и суточные в размере 300 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке в г. "адрес" с 24 по 28 октября 2016 г.; расходы на проживание в размере 4000 руб. и суточные в размере 300 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке в г. "адрес" с 6 по 11 ноября 2016 г. Кроме того, истец просил взыскать с управления финансового обеспечения в его пользу судебные расходы, связанные с уплатой им государственной пошлины, в размере 300 руб.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены частично.
Суд обязал руководителя управления финансового обеспечения возместить Русинову И.Б. командировочные расходы: суточные за период с 21 по 28 апреля 2016 г. в размере 2400 руб, расходы на проезд в соответствии с представленными билетами по маршруту: г. "адрес" - г. "адрес" в размере 643 руб, суточные за период с 24 по 28 октября 2016 г. в размере 1500 руб, расходы за проживание в размере 30 процентов установленной нормы суточных - 450 руб, суточные за период с 6 по 11 ноября 2016 г. в размере 1800 руб, расходы за проживание в гостинице в размере 4000 руб. Также суд взыскал с управления финансового обеспечения в пользу истца судебные расходы, связанные с уплатой им государственной пошлины, в размере 300 руб.
В удовлетворении остальных требований административного истца судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель руководителя управления финансового обеспечения просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы ее автор, ссылаясь на положения приказа Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 323 "О планировании служебных командировок", указывает, что расходы на служебные командировки являются лимитированными, планирование и осуществление служебных командировок производится в пределах утвержденных руководителем органа военного управления объемов бюджетных ассигнований на командировочные расходы на календарный год. Командировки Русинову И.Б. в план командировок войсковой части N на 2016 год включены не были, и являлись внеплановыми. Каких-либо изменений в указанный план командованием воинской части не вносилось. Таким образом, командировочные расходы Русинову И.Б. не возмещены в связи с невыполнением командиром воинской части возложенных на него обязанностей по представлению плана служебных командировок и сведений о том, за счет каких пунктов плана могут быть обеспечены внеплановые служебные командировки истца, либо внесения изменений в утвержденный план служебных командировок за 2017 год.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. N 43 "О возмещении суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти за счет средств федерального бюджета" установлено, что порядок и размеры возмещения суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим определяют руководители федеральных органов исполнительной власти - главные распорядители средств федерального бюджета.
В силу п. 122 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700, возмещение суточных расходов, связанных со служебными командировками военнослужащим за счет средств федерального бюджета осуществляется в размере 300 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке, а военнослужащим, в отношении которых продовольственное обеспечение осуществляется в форме организации питания по месту служебной командировки - в размере 100 руб.
Пунктом 3 Инструкции о планировании служебных командировок, наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 1055, расходы на служебные командировки в Министерстве обороны Российской Федерации являются лимитированными и осуществляются в пределах выделенных лимитов.
Такое же положение содержится и в Инструкции, на которую ссылается в жалобе представитель административного ответчика.
Вместе с тем в данной Инструкции не содержится положений, исключающих возможность возмещения военнослужащим командировочных расходов за командировки, заблаговременно незапланированные командованием, и не определены условия, при которых такие расходы не подлежат возмещению.
По делу установлено, что Русинов И.Б. на основании приказов командира войсковой части N находился в служебных командировках в период с 21 по 28 апреля 2016 г. в г. "адрес", с 24 по 28 октября 2016 г. в г. "адрес", с 6 по 11 ноября 2016 г. в г. "адрес", где питанием не обеспечивался.
Однако управлением финансового обеспечения расходы, связанные с нахождением Русинова И.Б. в служебных командировках, не были возмещены на том основании, что истец был направлен в служебные командировки, не предусмотренные планом командировок воинской части на 2016 год, а командованием войсковой части N не представлены сведения о том, за счет каких пунктов плана служебных командировок этой воинской части необходимо возместить истцу понесенные расходы.
Учитывая, что нахождение Русинова И.Б. в служебных командировках установлено судом на основании представленных допустимых доказательств, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о наличии у него права на возмещение расходов, связанных с проездом к месту служебных командировок и обратно к месту службы, суточных расходов за время нахождения в служебных командировках и проживанием.
Ссылка в апелляционной жалобе на положения приказа Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 323 "О планировании служебных командировок" является необоснованной, поскольку он касается вопросов планирования и взаимодействия между территориальными финансовыми органами и командованием воинских частей по организации и осуществлению служебных командировок. Более того, в нем не содержится положений, исключающих возможность возмещения военнослужащим командировочных расходов за командировки, заблаговременно незапланированные командованием, и не определены условия, при которых такие расходы могут быть не возмещены.
При этом возмещение командировочных расходов военнослужащему не может быть поставлено в зависимость от предварительного совершения командованием действий по планированию служебных командировок.
Поскольку Русинов И.Б. в период прохождения служебной командировки г. "адрес" проживал не в гостинице, а в общежитии, которое согласно сообщению руководителя обособленного подразделения "Краснодарский" ООО "Главное управление жилищным фондом" гостиницей не является, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в таком случае возмещение затрат на проживание в служебной командировке производится в размере 30 процентов установленной нормы суточных.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 8 сентября 2017 г. по административному исковому заявлению Русинова Ильи Борисовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.