Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 10 января 2018 г. по делу N 33а-35/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Потапченко И.Н,
судей: Патланя В.А, Тогубицкого В.А,
при секретаре судебного заседания Ирининой Д.З,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца и его представителя на решение Крымского гарнизонного военного суда от 27 октября 2017 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований капитана запаса Лысенкова Якова Александровича об оспаривании действий начальника и жилищной комиссии Управления ФСБ России по Республике "адрес" и г. "адрес", связанных с отказом в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно нее возражений, объяснения представителей административных ответчиков - Вертия Д.П. и Шибаевой Е.В, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Лысенков Я.А. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным утвержденное начальником Управления ФСБ России по Республике "адрес" и г. "адрес" решение жилищной комиссии данного Управления от 13 июля 2017 г, оформленное протоколом N 156, которым ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Кроме того, Лысенков Я.А. просил суд обязать жилищный орган отменить решение и принять его с семьей на жилищный учет.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец и его представитель просят решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ее авторы излагают обстоятельства дела, указывают на то, что при первоначальном обращении Лысенкова Я.А. в жилищный орган им были приложены все необходимые документы, а также выражают несогласие с отказом суда в удовлетворении ходатайств об истребовании этих документов. Кроме того, административный ответчик в нарушение ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, не предоставил Лысенкову Я.А. соответствующую расписку, подтверждающую список принятых от него документов.
В заключение жалобы обращается внимание на допущенные жилищным органом нарушения Правил организации в органах ФСБ России работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России от 24 октября 2011 г. N 590, выраженные в отсутствии сведений о составе жилищной комиссии и позднем направлении выписки из протокола заседания жилищной комиссии в адрес административного истца.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, приведенные в апелляционной жалобе доводы и возражения на них, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
По делу установлено, что ввиду предстоящего увольнения с военной службы в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службы, 6 ноября 2015 г. Лысенков Я.А, общая продолжительность военной службы которого составляет 16 лет 1 месяц 29 дней, обратился в жилищную комиссию Управления ФСБ России по Республике "адрес" и г. "адрес" с заявлением о принятии его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Приказом командира войсковой части N от 16 ноября 2015 г. N 1302-ЛС Лысенков Я.А. с 17 ноября 2015 г. исключен из списков личного состава воинской части ввиду увольнения с военной службы по состоянию здоровья.
11 апреля 2016 г. Лысенков Я.А. вновь обратился в жилищный орган с заявлением о принятии его с семьей на жилищный учет, приложив при этом недостающие сведения о наличии (отсутствии) у них прав собственности на недвижимое имущество на территории Республики Крым.
После чего, принятие жилищной комиссией Управления ФСБ России по Республике "адрес" и г. "адрес" решения неоднократно откладывалось в связи с необходимостью истребования дополнительных документов.
Вступившим в законную силу решением Крымского гарнизонного военного суда от 5 сентября 2016 г. бездействие жилищного органа, выразившееся в нерассмотрении заявления Лысенкова Я.А. о принятии его с семьей на жилищный учет, признано незаконным и на жилищную комиссию возложена обязанность рассмотреть данное заявление.
Решением жилищной комиссии Управления ФСБ России по Республике "адрес" и г. "адрес" от 13 июля 2017 г, оформленным протоколом N 156, Лысенкову Я.А. отказано в принятии на жилищный учет ввиду непредставления им документов, обязанность по представлению которых возложена на военнослужащих.
Вместе с тем, принимая решение, суд первой инстанции верно исходил из того, что на основании абзаца 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Лысенков Я.А. относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и ввиду наличия общей продолжительности военной службы более 10 лет правомерно поставил перед жилищным органом вопрос о принятии его на жилищный учет с целью обеспечения жилым помещением по договору социального найма.
Кроме того, в соответствии с ч. 3, 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений, с которыми должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Конкретный перечень таких документов содержится в п. 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, и включает в себя, в частности, выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние пять лет до подачи заявления.
Аналогичная норма закреплена и в п. 3 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России от 24 октября 2011 г. N 590.
Отказывая на основании приведенных выше положений законодательства в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что Лысенковым Я.А. указанные документы не представлены.
Между тем согласно ч. 5 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федераци решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. Аналогичное предписание содержится в п. 7 указанных выше Правил.
То есть непредставление военнослужащим указанных в Правилах документов, само по себе, не может лишить его возможности устранить этот недостаток и уже после предоставления недостающих документов - рассмотрения в установленный срок вопроса о возможности нахождения его на жилищном учете по существу.
В связи с этим судом не дано должной оценки тому обстоятельству, что административный истец заблаговременно обратился в жилищный орган с вопросом о принятии на жилищный учет, однако вследствие существенного нарушения жилищным органом срока рассмотрения этого заявления (с 11 апреля 2016 г. по 13 июля 2017 г.) Лысенков Я.А. оказался лишен возможности не только на представление в жилищный орган недостающих документов, но и права на рассмотрение его заявления по существу в связи с увольнением с военной службы и утратой статуса военнослужащего.
Таким образом, решение по имеющимся документам жилищным органом принято уже после исключения Лысенкова Я.А. из списков личного состава воинской части.
Обстоятельств, препятствующих своевременному рассмотрению жилищной комиссией жилищного вопроса Лысенкова Я.А, не имелось.
С учетом изложенного основания для признания законным оспариваемого решения жилищной комиссии у суда первой инстанции отсутствовали.
Изложенное указывает на то, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применены нормы материального права.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд второй инстанции отменяет решение суда и принимает новое решение о частичном удовлетворении заявленных требований истца.
Поскольку разрешение вопроса о принятии военнослужащего на жилищный учет отнесено к компетенции жилищных органов, судебная коллегия полагает необходимым возложить на жилищный орган обязанность по рассмотрению вопроса о принятии истца на жилищный учет, не предрешая существа подлежащего принятию решения. При этом в возложении на жилищную комиссию обязанности принять его на такой учет надлежит отказать ввиду преждевременности этого требования.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Крымского гарнизонного военного суда от 27 октября 2017 г. по административному исковому заявлению Лысенкова Якова Александровича отменить.
Принять по административному делу новое решение.
Административное исковое заявление Лысенкова Якова Александровича удовлетворить частично.
Признать незаконным решение жилищной комиссии Управления ФСБ России по Республике "адрес" и г. "адрес" от 13 июля 2017 г, оформленное протоколом N 156, об отказе в принятии Лысенкова Якова Александровича на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Обязать начальника и жилищную комиссию Управления ФСБ России по Республике "адрес" и г. "адрес":
- отменить утверждённое начальником Управления ФСБ России по Республике "адрес" и г. "адрес" решение жилищной комиссии Управления ФСБ России по Республике "адрес" и г. "адрес" от 13 июля 2017 г, оформленное протоколом N 156;
- повторно рассмотреть вопрос о принятии Лысенкова Якова Александровича на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В удовлетворении требования о возложении на жилищную комиссию Управления ФСБ России по Республике "адрес" и г. "адрес" обязанности по принятию Лысенкова Якова Александровича на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, отказать.
Председательствующий И.Н. Потапченко
Судьи: В.А. Патлань
В.А. Тогубицкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.