Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 10 января 2018 г. по делу N 33а-43/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А,
судей Санникова А.Б, Цыбульника В.Е,
при секретаре судебного заседания Стецурине Е.Ю,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Аксютина А.И. на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 18 октября 2017 года, которым удовлетворены заявленные требования капитана 2 ранга Кухальского Андрея Альфредовича о признании незаконными действий командующего Черноморским флотом, связанных с порядком увольнения административного истца с военной службы.
Заслушав доклад судьи Санникова А.Б, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя командующего Черноморским флотом - Кашина Д.В. в обоснование доводов жалобы, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа капитана юстиции Тена С.В, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
приказом командующего Черноморским флотом от 26 мая 2017 года N 146 Кухальский А.А, общая продолжительность военной службы которого составляет более 20 лет, признанный нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства, уволен с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.
Кухальский А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать указанный приказ незаконным и обязать названное должностное лицо его отменить.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы указывает, что истец с 2009 года проходит военную службу, находясь в распоряжении командующего Черноморским флотом, и в соответствии с пунктом 4 статьи 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" максимальный срок нахождения его в распоряжении истёк. Кроме того, статус истца, как военнослужащего, проходящего военную службу в распоряжении командира воинской части, после увольнения с военной службы не изменился, в связи с чем оспариваемый приказ его прав не нарушает. При этом судом не установлено, в чем именно заключается нарушение прав истца в связи с увольнением его с военной службы.
В обоснование указанных доводов представитель ссылается на правовую позицию, изложенную в определениях Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 9 марта 2005 года N ВКПИ 04-132, от 2 июня 2005 года N КАС05-218 и от 29 апреля 2014 года N 205-КГ14-16, в части возможности зачисления военнослужащего в распоряжение командира воинской части на основании пункта "и" части 2 статьи 13 Положения о порядке прохождения военной службы.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 указанного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилищными субсидиями или жилыми помещениями по договору социального найма или в собственность, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их на учете нуждающихся в жилых помещениях по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.
Судом первой инстанции установлено, что Кухальский А.А, общая продолжительность военной службы которого составляет более 20 лет, состоящий на жилищном учете со 2 сентября 2009 года, проходил военную службу по контракту, находясь с 3 октября 2009 года в распоряжении командующего Черноморским флотом с содержанием при войсковой части N.
Согласно извещению о предварительном распределении жилого помещения от 7 июля 2014 года N 291452 Кухальскому А.А. на состав семьи из 2 человек (он и дочь) распределена однокомнатная квартира по адресу: г. "адрес", ул. "адрес", д. N, корп. N, кв. N, с распределением которой он согласился. Однако ко времени увольнения военнослужащего с военной службы указанное жилое помещение истцу не передано по причине того, что на жилой дом не оформлено право собственности.
Из справки начальника отдела (г. "адрес") Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 8 августа 2014 года N ЮЖ/ОУС/446 усматривается, что Кухальский А.А. сдал предоставленное ему служебное жилое помещение, расположенное по адресу: г. "адрес", ул. "адрес", д. N, кв. N N.
В ходе проведенных 24 января и 29 мая 2017 года с Кухальским А.А. бесед он указал, что состоит на жилищном учете и просил не увольнять его с военной службы до обеспечения жилым помещением.
Несмотря на это обстоятельство, приказом командующего Черноморским флотом от 26 мая 2017 года N 146 истец уволен с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.
Таким образом, учитывая, что истец, имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, своего согласия на увольнение с военной службы без обеспечения жильем по избранному месту жительства не давал, действия командующего Черноморским флотом, связанные с увольнением истца с военной службы до обеспечения жильем, являлись незаконными.
Поэтому суд пришел к правильному выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности отменить приказ от 26 мая 2017 года N 146 об увольнении истца с военной службы.
Ссылка в жалобе на определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 9 марта 2005 года N ВКПИ 04-132, от 2 июня 2005 года N КАС05-218 и от 29 апреля 2014 года N 205-КГ14-16 является необоснованной, поскольку эти судебные постановления приняты по иным фактическим обстоятельствам, связанным с зачислением военнослужащих в распоряжение командиров воинских частей, а не увольнением с военной службы без обеспечения жилым помещением.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 18 октября 2017 года по административному исковому заявлению Кухальского Андрея Альфредовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.