Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Литюшкина В.И,
судей Ганченковой В.А, Скипальской Л.И,
при секретаре Яшкиной Ю.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 января 2018 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Дорогайкиной А.В. к администрации городского округа Саранск, Министерству образования Республики Мордовия, администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным постановления об отказе во включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности включить в указанный список, исключении из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по Инсарскому муниципальному району Республики Мордовия и из единого списка по Инсарскому муниципальному району Республики Мордовия по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации городского округа Саранск Кистенева К.И. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 7 ноября 2017 г.
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Дорогайкина А.В. обратилась в суд с иском к администрации городского округа Саранск, Министерству образования Республики Мордовия, администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным постановления об отказе во включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности включить в указанный список, исключении из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по Инсарскому муниципальному району Республики Мордовия и из единого списка по Инсарскому муниципальному району Республики Мордовия.
В обоснование иска указала, что она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Администрацией Инсарского муниципального района Республики Мордовия она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору специализированного найма жилого помещения по Инсарскому муниципальному району. Однако до настоящего времени жилым помещением она не обеспечена.
Учитывая, что в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия она проживала временно, с 2016 г. она проживает в г. Саранске, она обратилась в администрацию городского округа Саранск с заявлением о переводе её документов из Инсарского муниципального района Республики Мордовия в г. Саранск и включении её в соответствующий список в г.Саранске. Однако, ей отказано, поскольку действующее законодательство не содержит оснований для перевода учётных дел детей-сирот и лиц из их числа в связи с переменой места жительства в пределах субъекта Российской Федерации.
С учётом уточнений просила суд признать незаконным постановление администрации городского округа Саранск от 31 августа 2017 г. N 1940 об отказе во включении Дорогайкиной А.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда.
Возложить на администрацию городского округа Саранск обязанность включить Дорогайкину А.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда.
Возложить на администрацию Инсарского муниципального района Республики Мордовия обязанность исключить Дорогайкину А.В. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по Инсарскому муниципальному району Республики Мордовия.
Возложить на Министерство образования Республики Мордовия обязанность исключить Дорогайкину А.В. из единого списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по Инсарскому муниципальному району Республики Мордовия.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 7 ноября 2017 г. иск Дорогайкиной А.В. удовлетворён.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации городского округа Саранск Кистенев К.И. считает решение суда незаконным, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что: выезд детей сирот, лиц из числа детей-сирот на постоянное место жительства на территорию другого муниципального образования в пределах одного субъекта не является основанием для исключения из списка, то есть лицо, будучи включенным в список на обеспечение жилым помещением в одном муниципальном образовании, реализует своё право на получение жилого помещения именно в этом муниципальном образовании вне зависимости от того, что после включения в список он сменил место жительства на другое муниципальное образование; возложение судом на администрацию Инсарского муниципального района Республики Мордовия обязанности по исключению истца из списка является незаконным, поскольку в полномочия органа местного самоуправления не входит исключение детей-сирот, лиц из числа детей-сирот из списка муниципального образования, данное решение может принимать уполномоченный орган - Министерство образования Республики Мордовия.
В возражениях на апелляционную жалобу Глава Инсарского муниципального района Республики Мордовия Мангутов К.А. считает решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание Дорогайкина А.В, представители администрации городского округа Саранск, администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия, Министерства образования Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания указанные лица извещены заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство по делу не просили. При этом от заместителя Министра образования Республики Мордовия Дугушкина И.К. поступило ходатайство о рассмотрение жалобы в отсутствие представителя.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель Дорогайкиной А.В. - Евдокимова О.В. относительно доводов апелляционной жалобы возразила.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Дорогайкина А.В, "дата" года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её родители Д.Л.А. и Д.В.В. решением Большеберезниковского районного суда Республики Мордовия от 14 декабря 2005 г. лишены родительских прав.
Постановлением Главы администрации Большеберезниковского района Республики Мордовия от 28 декабря 2005 г. N 162 за Дорогайкиной А.В. сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Республика Мордовия, Большеберезниковский район, "адрес". Однако, указанное постановление отменено постановлением Главы администрации Большеберезниковского района Республики Мордовия от 1 апреля 2011 г. N 171.
В настоящее время указанное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности Т.П.А, Ч.Н.М, Д.Л.А. (по 1/3 доли).
Дорогайкина А.В. в период с 7 февраля 2006 г. по 31 августа 2014 г. являлась воспитанницей ГКОУ Республики Мордовия "Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями", окончила 9 классов, получила неполное среднее образование. В указанный период находилась на полном государственном обеспечении, как ребёнок, оставшийся без попечения родителей.
С 1 сентября 2014 г. по 30 июня 2016 г. Дорогайкина А.В. обучалась в ГБПОУ Республики Мордовия "Дубёнский аграрный техникум" по профессии "повар" и временно была зарегистрирована в общежитии техникума по адресу: Республика Мордовия, Дубёнский район, "адрес".
Постановлением администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия от 30 июля 2012 г. N 820 Дорогайкина А.В, относящаяся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Ввиду отсутствия зарегистрированного права собственности на недвижимое имущество за Дорогайкиной А.В, постановлением администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия от 21 января 2014 г. N 43 она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по Инсарскому муниципальному району.
С "дата" Дорогайкина А.В. зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, "адрес", общей площадью 34,2 кв.м, жилой - 16,9 кв.м, принадлежащем на праве собственности Д.Е.В. В указанном жилом помещении зарегистрированы Д.Е.В, Дорогайкина А.В, Д.В.В.
Согласно справке от 14 сентября 2017 г. Дорогайкина А.В. обучается в ГБПОУ Республики Мордовия "Саранский политехнический техникум" по специальности "Парикмахер" с 1 сентября 2017 г. по 30 июня 2018 г.
25 июля 2017 г. Дорогайкина А.В. обратилась в администрацию городского округа Саранск с заявлением о включении её в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Постановлением Главы администрации городского округа Саранск от 31 августа 2017 г. N 1940 Дорогайкиной А.В. отказано во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поскольку представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях (подпункт 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 2.1 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N 32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, письмо Министерства образования Республики Мордовия от 4 августа 2017 г. N 3529).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о незаконности отказа администрации городского округа Саранск во включении Дорогайкиной А.В. в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма специализированных жилых помещений, поскольку она зарегистрирована и постоянно проживает на территории городского округа Саранск и ею утрачено право на получение жилого помещения в качестве сироты в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия.
При этом суд исходил из того, что Дорогайкиной А.В. были представлены в полном объёме документы, подтверждающие её право на включение в список детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, по городскому округу Саранск.
Выводы суда являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и связаны с правильным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Так, согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании пунктов "к" и "ж" части 1 статьи 72 и частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон N 159-ФЗ, который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пункт 3 приведённой правовой нормы предусматривает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Исходя из положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в Республике Мордовия регулируются Законом Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N 24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями".
Согласно положениям, содержащимся в пунктах 1, 2, 4 статьи 2 указанного Закона детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда (далее - специализированное жилое помещение) по договорам найма специализированных жилых помещений. Норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет не менее 33 кв.м. Порядок предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот устанавливается Правительством Республики Мордовия. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Специализированные жилые помещения предоставляются по месту жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в соответствующем населённом пункте.
Порядок ведения Списка в Республике Мордовия установлен в статье 3 приведённого Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N 24-З.
Список ведется отдельно по каждому муниципальному району, городскому округу Саранск в Республике Мордовия и актуализируется ежеквартально. Информация передается органами местного самоуправления ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за очередным кварталом. Поступившая ежеквартальная информация вносится в список не позднее 15 числа месяца, следующего за очередным кварталом.
Список формируется уполномоченным органом на основании списков, представляемых органами местного самоуправления по форме, утверждённой Правительством Республики Мордовия.
На основании списка уполномоченный орган формирует списки на текущий год и плановый период, в которые включаются дети-сироты, лица из числа детей-сирот по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Списки формируются в целях планирования объёма бюджетных ассигнований на приобретение (строительство) жилых помещений для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот.
В целях реализации Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N 24-З постановлением администрации городского округа Саранск от 10 апреля 2014 г. N 967 утверждён Административный регламент предоставления государственной услуги "Включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений" (далее по тексту - Регламент).
В пунктах 2.5.1-2.5.2 данного Регламента приведён перечень документов, необходимых для предоставления вышеуказанной государственной услуги.
При этом требовать предоставления иных документов, не предусмотренных Регламентом, запрещается (пункт 2.5.4).
Из материалов дела видно, что при обращении в администрацию городского округа Саранск Дорогайкиной А.В. были представлены все документы, предусмотренные вышеуказанным регламентом.
Согласно имеющихся в материалах дела доказательств, истец имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, то есть на включение её в соответствующий Список.
Кроме того, одним из существенных обстоятельств, для разрешения споров, связанных с реализацией детьми-сиротами права на обеспечение жилым помещением, является правильное разрешение вопроса о месте жительства детей-сирот.
Согласно статье 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии со статьёй 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства гражданина является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Часть 4 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Истец имеет постоянную регистрацию по месту жительства по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, "адрес".
Таким образом, имеются достаточные основании считать, что в связи с переменой места жительства она сохраняет своё право на включение её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда, поэтому она подлежит исключению из такого списка по Инсарскому муниципальному району Республики Мордовия и включению в список по городскому округу Саранску. В связи с этим, отказ администрации городского округа Саранск от 31 августа 2017 г. N 1940 во включении в список по месту жительства, не основан на законе.
В силу вышеприведённых обстоятельств и норм права доводы апелляционной жалобы о том, что выезд детей сирот, лиц из числа детей-сирот на постоянное место жительства на территорию другого муниципального образования в пределах одного субъекта не является основанием для исключения из списка, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Позиция апеллянта, что возложение судом на администрацию Инсарского муниципального района Республики Мордовия обязанности по исключению истца из списка является незаконным, судебной коллегией не принимается во внимание, поскольку ни администрацией Инсарского муниципального района Республики Мордовия, ни Министерством образования Республики Мордовия данное судебное постановление не обжаловано и решение суда в данной части не затрагивает права администрации городского округа Саранск.
С учётом изменения места жительства Дорогайкиной А.В. сохранение её в указанном Списке по Инсарскому муниципальному району Республики Мордовия является неактуальным исходя из приведённых выше правовых норм, администрация Инсарского муниципального района Республики Мордовия не позднее 15 числа месяца, следующего за очередным кварталом, должна была исключить Дорогайкину А.В. из данного Списка.
Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена обязанность согласования органом местного самоуправления с уполномоченным органом (Министерство образования Республики Мордовия) возможности исключения ребёнка-сироты, подлежащего обеспечению жилым помещением по договору специализированного найма жилого помещения, из списка того или иного муниципального образования.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 7 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации городского округа Саранск Кистенева К.И. - без удовлетворения.
Председательствующий В.И. Литюшкин
судьи В.А. Ганченкова
Л.И.Скипальская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.