Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Литюшкина В.И,
судей Козлова А.М, Лесновой И.С,
при секретаре Ермаковой С.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 января 2018 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Золотых А. В. к администрации городского округа Саранск о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации городского округа Саранск Тараскова И. Ю. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 18 октября 2017 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Золотых А.В. обратилась в суд с иском к администрации городского округа Саранск о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование иска указала, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Однако до настоящего времени жилым помещением она, включённая администрацией городского округа Саранск в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, не обеспечена.
Просила суд обязать администрацию городского округа Саранск предоставить ей благоустроенное жилое помещение не менее 33 кв.м общей площади, в границах "адрес" по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 18 октября 2017 г. иск Золотых А.В. удовлетворён. На администрацию городского округа Саранск возложена обязанность предоставить Золотых А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда общей площадью не менее 33 кв.м по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в "адрес". В случае невозможности предоставления специализированного жилого помещения в границах "адрес" с согласия Золотых А.В. ей может быть предоставлено специализированное жилое помещение в другом населенном пункте городского округа Саранск.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации городского округа Саранск Тарасков И.Ю. считает решение суда незаконным, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на отсутствие достаточных финансовых средств для приобретения жилых помещений для всех состоящих в списках детей-сирот, в связи с чем, не имеется возможности предоставить жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства.
В судебное заседание представители администрации городского округа Саранск, Министерства образования Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания указанные лица извещены заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство по делу не просили. Представитель Министерства образования Республики Мордовия просил рассмотреть дело в их отсутствии.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав возражения против доводов апелляционной жалобы истца Золотых А.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Золотых А.В, "дата" года рождения (л.д. 7,8), относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать З.О.Г. решением Большеигнатовского районного суда Республики Мордовия от "дата" лишена родительских прав (л.д. 10-12), умерла "дата" (л.д. 19), а отец Золотых В.А. лишён родительских прав заочным решением Кировского районного суда "адрес" от "дата" (л.д. 13-14).
На основании договора о приёмной семье от "дата" "N" Золотых А.В. передана на воспитание в приёмную семью А.Н.В. и А.Л.В. (л.д. 57-62).
Таким образом, Золотых А.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ввиду отсутствия зарегистрированного права собственности на недвижимое имущество за Золотых А.В, постановлением Главы администрации городского округа Саранск от "дата" "N" она включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по категории "лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей" (л.д. 41-42) и имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленной нормы.
По состоянию на "дата" Золотых А.В. состоит в вышеназванном списке и значится под номером "данные изъяты" (л.д. 18).
Золотых А.В. зарегистрирована по месту жительства по "адрес", зарегистрирована по месту пребывания по "адрес" на срок с "дата" по "дата" (л.д. 9,66).
По сообщениям филиала ФГУП " "данные изъяты"", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес", истец какой-либо зарегистрированной недвижимости не имеет (л.д. 67, 73, 74).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что администрация городского округа Саранск, наделённая государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями, обязана предоставить Золотых А.В, которая включена в указанный список и достигла возраста 18 лет, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Выводы суда являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и связаны с правильным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Так, согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пункт 3 приведённой правовой нормы предусматривает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Исходя из положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям, содержащимся в пунктах 1, 2 статьи 2 Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. N24-З "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным в сфере образования, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда (далее - специализированное жилое помещение) по договорам найма специализированных жилых помещений. Норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет не менее 33 кв.м. Порядок предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот устанавливается Правительством Республики Мордовия. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Специализированные жилые помещения предоставляются по месту жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в соответствующем населённом пункте.
Согласно статье 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В соответствии со статьёй 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Разрешая исковые требования, суд пришёл к правильному выводу о том, что обеспечение Золотых А.В. благоустроенным специализированным жилым помещением должно осуществляться администрацией городского округа Саранск за счёт субвенций, предоставляемых бюджету городского округа Саранск из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Делая такой вывод, суд первой инстанции правильно применил нормы права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своими выводам, и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация городского округа Саранск не имеет достаточных финансовых средств для приобретения жилых помещений для всех состоящих в списках детей-сирот, в связи с чем, не имеется возможности предоставить жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства, не могут повлечь отмену решения, поскольку не имеет юридического значения для возникшего спора.
Более того, исходя из содержания вышеприведённых законоположений, предоставление вне очереди жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции законно и обоснованно и по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 18 октября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации городского округа Саранск Тараскова И. Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи А.М. Козлов
И.С. Леснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.