Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Литюшкина В.И,
судей Козлова А.М, Лесновой И.С,
при секретаре Ермаковой С.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 января 2018 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Генераловой В. Ю, действующей в интересах несовершеннолетнего Г.А.А, к администрации городского округа Саранск о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенной квартиры по договору социального найма по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации городского округа Саранск Тараскова И. Ю. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 31 октября 2017 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Генералова В.Ю, действующая в интересах несовершеннолетнего Г.А.А, обратилась в суд с иском к администрации городского округа Саранск о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенной квартиры по договору социального найма.
В обоснование иска указала, что она воспитывает ребёнка-инвалида Г.А.А, имеющего диагноз " "данные изъяты"", а также сына от первого брака Р.Р.Э, муж погиб, её семья проживает и зарегистрирована по "адрес". В указанной квартире помимо них проживают её мать и сестра. "адрес" квартиры, которую они занимают на основании договора социального найма, составляет "данные изъяты".
Её семья в составе "данные изъяты" человек включена в список граждан, поставленных на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на государственную поддержку в строительстве и приобретении жилья, и признана малоимущей в целях постановки на учёт и предоставлении жилого помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма.
"дата" она обратилась к ответчику с заявлением о выделении её ребёнку жилого помещения во внеочередном порядке, но получила отказ.
Просила суд обязать администрацию городского округа Саранск выделить её ребёнку Г.А.А. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенную квартиру общей площадью не менее "данные изъяты" в черте "адрес".
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 31 октября 2017 г. иск Генераловой В.Ю, действующей в интересах несовершеннолетнего Г.А.А, удовлетворён.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации городского округа Саранск Тарасков И.Ю. считает решение суда незаконным, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что: администрация, как орган местного самоуправления, не наделена соответствующими полномочиями по предоставлению жилых помещений инвалидам с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств; Г.А.А. подлежит обеспечению жилым помещением за счёт средств республиканского бюджета в виде предоставления ему социальной выплаты; предоставление жилого помещения по нормам, предусмотренным частью 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, является правом, а не обязанностью публичного органа, предоставляющего жилое помещение.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика Генералова В.Ю, действующая в интересах несовершеннолетнего Г.А.А, просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации городского округа Саранск - без удовлетворения.
В судебное заседание представитель администрации городского округа Саранск не явился, о времени и месте судебного заседания извещен заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил, и отложить разбирательство по делу не просил.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав возражения против доводов апелляционной жалобы истца Генераловой В.Ю, действующей в интересах несовершеннолетнего Г.А.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Г.А.А, "дата" года рождения (л.д. 11), является ребёнком-инвалидом. Согласно справке серии "данные изъяты" "N" инвалидность установлена на срок до "дата" (л.д. 14).
Родителями Г.А.А. являются Генералова В.Ю. и Г.А.Н, умерший "дата" (л.д. 13).
Согласно справке "N" от "дата", выданной Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Мордовия " "данные изъяты"", Г.А.А. по состоянию здоровья имеет право на дополнительную жилую площадь в соответствии с пунктом 2 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" "N". При этом Г.А.А. подпадает под пункт 3 Перечня тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" "N" (л.д. 36).
"дата" Генералова В.Ю. обратилась в администрацию городского округа Саранск с заявлением о принятии её с составом семьи из двух человек на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки по категории ребёнок-инвалид (л.д. 48).
Постановлением Главы администрации городского округа Саранск от "дата" "N" Генералова В.Ю. с составом семьи из двух человек поставлена на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включена в список граждан по "адрес" городского округа Саранск, поставленных на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на государственную поддержку в строительстве и приобретении жилья (л.д. 70-72).
Постановлением Главы администрации городского округа Саранск от "дата" "N" семья Генераловой В.Ю. признана малоимущей в целях постановки на учёт и предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма (л.д. 38).
Постановлением Главы администрации городского округа Саранск от "дата" "N" семья Генераловой В.Ю. в составе "данные изъяты" человек включена в список граждан по "адрес" городского округа Саранск, поставленных на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 16-17).
Из письма администрации городского округа Саранск "N" от "дата" следует, что Генералова В.Ю. с составом семьи из "данные изъяты" человек состоит на учёте граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договорам социального найма, общая очередь "N", социальная - "N" (л.д. 75).
Генералова В.Ю, её сыновья Г.А.А, Р.Р.Э, мать К.Е.С, сестра В.О.Ю. зарегистрированы и проживают по "адрес", в квартире общей площадью "данные изъяты", жилой "данные изъяты", занимаемой по договору социального найма жилого помещения от "дата" "N" и дополнительному соглашению к нему от "дата", нанимателем которой является К.Е.С. (л.д. 19, 20, 21-22, 55-61).
Из ответа на обращение Генераловой В.Ю. администрации городского округа Саранск от "дата" "N" следует, что Генералова В.Ю. с сыном Г.А.А. принята на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с помощью мер государственной поддержки по категории - семья, имеющая ребёнка-инвалида, с "дата", общая очередь за "N", на государственную поддержку - "данные изъяты".
В соответствии с Положением о предоставлении гражданам социальных выплат на строительство, реконструкцию, приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве в Республике Мордовия, утверждённым постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 января 2008 г. N 7 их семья зарегистрирована в книге учёта претендентов на получение социальной выплаты по категории "инвалиды I и II групп инвалидности от общего заболевания и семьи, имеющие детей-инвалидов, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 января 2015 г." с 19 июня 2015 г.
В списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма их семья значиться за номером 34.
Из-за отсутствия свободных жилых помещений в муниципальном жилищном фонде администрации городского округа Саранск не имеет возможности предоставить жилое помещение по договорам социального найма гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 34-35).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что поскольку граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжёлыми формами хронических заболеваний, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке, у Г.А.А. возникло право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Выводы суда являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и связаны с правильным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан.
Проанализировав обстоятельства данного дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о незаконности действий ответчика, отказавшего истцу в предоставлении жилого помещения вне очереди, поскольку Г.А.А. имеет право на получение жилого помещения по норме предоставления жилья, с учётом права на дополнительную жилую площадь в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N817 и статьёй 58 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очерёдности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жильё должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жильё указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Решением Саранского городского Совета депутатов N162 от 12 октября 2005 г. норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего человека установлена в размере 33 кв.м общей площади жилого помещения.
Согласно части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжёлыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N901, определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет.
В соответствии с пунктом 6 указанных Правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утверждённым Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учётом его права на дополнительную жилую площадь.
Право на дополнительную жилую площадь сверх установленной общей нормы жилой площади в виде отдельной комнаты, а при её отсутствии - в размере 10 кв.м, также предусмотрено подпунктом "а" пункта 1 и пунктом 2 Постановления ВЦИК и СНК от 28 февраля 1930 г. "О праве пользования дополнительной жилой площадью".
При таких обстоятельствах, при разрешении спора, судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, сделаны выводы о необходимости обязать администрацию городского округа Саранск предоставить Г.А.А. по договору социального найма в черте "адрес" благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее "данные изъяты".
Доводы апеллянта о том, что администрация городского округа Саранск, как орган местного самоуправления, не наделена соответствующими полномочиями по предоставлению жилых помещений инвалидам, несостоятельны.
На органы местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации возложена обязанность по предоставлению жилья категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи. Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в Перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления. При этом, отсутствие наделения муниципальных органов государственными полномочиями на обеспечение указанных граждан жилыми помещения не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов и защиты жилищных прав граждан.
Генералова В.Ю, действующая в интересах несовершеннолетнего Г.А.А, обратилась в администрацию городского округа Саранск, где они состоят на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем, суд обоснованно возложил на администрацию городского округа Саранск обязанность по предоставлению истцу жилого помещения с учётом права на дополнительную жилую площадь.
Довод апелляционной жалобы о том, что Г.А.А. подлежит обеспечению жилым помещением за счёт средств республиканского бюджета в виде предоставления ему социальной выплаты, не может повлечь отмену решения суда, поскольку на основании Постановления Правительства Российской Федерации "N" от "дата", Г.А.А. имеет право на дополнительную жилую площадь.
Ссылка апеллянта на то, что предоставление жилого помещения по нормам, предусмотренным частью 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, является правом, а не обязанностью публичного органа, предоставляющего жилое помещение, в силу вышеприведённых норм является необоснованной, так основана на неправильном толковании норм материального права.
Выводы суда мотивированы и подтверждены материалами дела, суд дал им соответствующую правовую оценку. При рассмотрении дела не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены решения, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 31 октября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации городского округа Саранск Тараскова И. Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи А.М. Козлов
И.С. Леснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.