Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе
председательствующего Екония Г.К,
судей Бажанова А.О. и Тамарова Ю.П,
при секретаре Пинясовой К.Ю,
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 января 2018 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе административного истца Лизина С.Н. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 ноября 2017 г.
Заслушав доклад судьи Тамарова Ю.П, судебная коллегия
установила:
Лизин С.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений Управления Росреестра по Республике Мордовия о приостановлении государственной регистрации прав.
В обоснование заявленных требований указал, что 3 октября 2017 г. подал в Управление Росреестра по Республике Мордовия шесть заявлений о государственной регистрации права общей собственности на шесть земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", как на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "данные изъяты"
С заявлениями были представлены договор участия в долевом строительстве от 30 декабря 2015 г. N 128-К (У-В), передаточный акт от 10 апреля 2017 г, квитанция об оплате государственной пошлины от 3 октября 2017 г. N 77960.
Уведомлениями о приостановлении государственной регистрации от 12 октября 2017 г. N 13/023/001/2017-19148, N 13/023/001/2017-19150, N 13/023/001/2017-19151, N 13/023/001/2017-19152, N 13/023/001/2017-19153, N 13/023/001/2017-19154 Управление Росреестра по Республике Мордовии сообщило о приостановлении государственной регистрации вышеуказанных прав в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав. Было указано, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Московская, д. 34, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости на кадастровый учёт не поставлен. Кроме того, на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" зарегистрирован залог в силу закона в пользу участников долевого строительства. В уведомлениях было рекомендовано обратиться в орган местного самоуправления для формирования единого земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и для постановки его на кадастровый учёт.
Считает данные решения незаконными, так как в силу положений статьи 289 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, составляет его общее имущество, принадлежащее на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Многоквартирный дом по адресу: "данные изъяты", введён в эксплуатацию и расположен на шести вышеназванных земельных участках, которые поставлены на кадастровый учёт.
Ему (Лизину) на праве собственности принадлежит квартира "данные изъяты" в этом многоквартирном доме, поэтому на основании части 5 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" подлежит государственной регистрации его право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Оспариваемые решения нарушают его право собственности на данное имущество (л.д. 1-8).
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 ноября 2017 г. административный иск оставлен без удовлетворения (л.д. 131-140).
В апелляционной жалобе административный истец Лизин С.Н. просил решение суда отменить, ссылаясь на доводы, аналогичные доводам, указанным в административном исковом заявлении. Дополнительно указал, что в соответствии с пунктом 15 Требований к подготовке технического плана здания, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2010 г. N 403, (правовой акт, действовавший на момент составления технического плана вышеназванного многоквартирного дома) и пунктом 19 Требований к подготовке технического плана здания, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953, допускается расположение многоквартирного дома на нескольких земельных участках (л.д. 141-146).
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика Управления Росреестра по Республике Мордовия Гришкина О.В. просила решение суда оставить без изменения (л.д. 162-164).
В судебном заседании административный истец Лизин С.Н. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Росреестра по Республике Мордовия Гришкина О.В. возразила относительно апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации г.о. Саранск Арешкина Е.В. не возразила относительно апелляционной жалобы.
Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, Лизину С.Н. принадлежит на праве собственности квартира "данные изъяты" в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "данные изъяты"
3 октября 2017 г. Лизин С.Н. подал в Управление Росреестра по Республике Мордовия шесть заявлений о государственной регистрации права общей собственности на шесть земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" как на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "данные изъяты" С заявлениями были представлены договор участия в долевом строительстве от 30 декабря 2015 г. N 128-К (У-В), передаточный акт от 10 апреля 2017 г, квитанция об оплате государственной пошлины от 3 октября 2017 г. N 77960.
Уведомлениями о приостановлении государственной регистрации от 11 октября 2017 г. N 13/023/001/2017-19152, от 12 октября 2017 г. N 13/023/001/2017-19148, N 13/023/001/2017-19150, N 13/023/001/2017-19151, N 13/023/001/2017-19153, N 13/023/001/2017-19154 Управление Росреестра по Республике Мордовии сообщило о приостановлении до 12 января 2018 г. государственной регистрации вышеуказанных прав соответственно на земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты"
Основание приостановления - не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
В уведомлениях указано, что многоквартирный дом по адресу: "данные изъяты" введён в эксплуатацию на основании выданного Администрацией г.о. Саранск разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 30 декабря 2016 г. N 13-ru 133010000-234-2016, действующего в редакции разрешения от 10 февраля 2017 г. N 13-ru 13301000-13-2017. Согласно данному разрешению многоквартирный дом расположен на земельных участках с кадастровыми номерами "данные изъяты"
В соответствии с договором участия в долевом строительстве от 30 декабря 2015 г. N 128-К (У-В), на основании которого Лизин С.Н. приобрёл право собственности на квартиру в этом доме, многоквартирный дом строился на земельных участках с кадастровыми номерами "данные изъяты"
Земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты" принадлежат на праве собственности застройщику данного многоквартирного дома ООО "Управление строительства".
Земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты" находятся в аренде у застройщика многоквартирного дома ООО "Управление строительства".
Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: "данные изъяты" согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости на кадастровый учёт не поставлен.
Кроме того, на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" зарегистрирован залог в силу закона в пользу участников долевого строительства.
В уведомлениях было рекомендовано обратиться в орган местного самоуправления для формирования единого земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и для постановки его на кадастровый учёт.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о наличии основания для приостановления государственной регистрации вышеуказанных прав.
Данный вывод суда соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении закона.
Согласно частям 4 и 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и иных объектов недвижимого имущества, входящих в состав многоквартирного дома, построенного или реконструированного после дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется только в случае, если сведения о местоположении границ земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, а также иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав этого многоквартирного дома, внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
По смыслу данных правовых норм ввод в эксплуатацию многоквартирного дома возможен только после формирования земельного участка, на котором расположен этот дом.
Данные законоположения корреспондируют положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с положениями частей 1 и пункта 1 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешённым использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются правоустанавливающие документы на земельный участок.
В соответствии с положениями частей 1 и пункта 1 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объёме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешённому использованию земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы правоустанавливающие документы на земельный участок.
Таким образом, разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства выдаются при наличии земельного участка и при соответствии этого объекта разрешённому использованию такого земельного участка.
Пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу положений части 5 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нём. Государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется.
Следовательно, к общему имуществу в многоквартирном доме относится земельный участок, на котором расположен этот дом.
В соответствии пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства" либо подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Статьями 21 и 23.3 данного Федерального закона установлено, что информация о проекте строительства одного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости либо нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство, должна соответствовать документации по планировке территории, проектной документации и содержать информацию о правах застройщика на земельный участок, на котором осуществляется строительство (создание) многоквартирного дома либо многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе о реквизитах правоустанавливающего документа на земельный участок, о собственнике земельного участка (в случае, если застройщик не является собственником земельного участка), о кадастровом номере и площади земельного участка.
Орган регистрации прав размещает в системе информацию из Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке, на котором осуществляется строительство многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в отношении которых заключены договоры участия в долевом строительстве в соответствии с настоящим Федеральным законом, и о количестве таких договоров.
Таким образом, по смыслу вышеприведённых правовых норм в их взаимосвязи, следует, что многоквартирный дом может быть расположен только на одном земельном участке, что отвечает установленному Земельным кодексом Российской Федерации принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1).
В соответствии с пунктами 1 и 8 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав являются:
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
При таких обстоятельствах, государственный регистратор обоснованно приостановил государственную регистрацию прав, поскольку отсутствовали документы, подтверждающие наличие постановленного на кадастровый учёт земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: "данные изъяты" при том, что информация об этом участке в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.
По этим основаниям отклоняются доводы апелляционной жалобы как основанные на неправильном истолковании закона.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, не установлено.
Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных статьей 196 настоящего Кодекса, не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 ноября 2017 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца Лизина С.Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий Г.К. Екония
судьи А.О. Бажанов
Ю.П. Тамаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.