Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
Председательствующего Панкратовой Е.А,
судей областного суда Егоровой К.В, Кочеровой Л.В,
при секретаре Фадеевой О.В.
рассмотрела в судебном заседании 06 декабря 2017 года дело по апелляционной жалобе Миловановой Ю.А. на решение Советского районного суда г. Омска от 02 октября 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска Миловановой Ю. А. к Филиалу БУ ОО "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг САО г. Омска" о незаконности отказа в предоставлении субсидии на оплату жилья, признании права на получение субсидии - отказать полностью."
Заслушав доклад судьи областного суда Егоровой К.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Милованова Ю.А. обратилась в суд с иском к Филиалу БУ ОО "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг САО г. Омска" о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии, указав, что ей на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: "... ". Ранее ей предоставлялась субсидия по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
15.06.2017 она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на срок 6 месяцев с приложением к заявлению перечня необходимых документов. В предоставлении субсидии отказано ввиду несоответствия одного из представленных документов требованиям законодательства (отсутствие оттиска печати на справке формы 2-НДФЛ о доходах её супруга Стулова С.Н. - работника ООО "ЧОП Цербер").
Полагая распоряжение Филиала БУ ОО "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг САО г. Омска" от 22.06.2017 NZ04 2017-06-15 74 незаконным, просила признать за ней право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложить на ответчика обязанность предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.06.2017 по 01.12.2017.
Милованова Ю.А. в судебном заседании требования поддержала.
Представитель Филиала БУ ОО "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг САО г. Омска" Розонтова Т.Ю. иск не признала, полагая его необоснованным.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Милованова Ю.А. просит решение суда отменить; указывает, что согласно письму ФНС РФ от 17.02.2016 N БС-4-11/2577 круглая печать на справке формы 2НДФЛ не требуется; ссылается на то, что в решении учтены разъяснения Министерства труда и социального развития Омской области, не опубликованные для всеобщего сведения.
Лица, участвующие в деле, 14.11.2017 надлежащим образом, в том числе посредством смс-уведомления, извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, судебные уведомления ими получены (л.д. 114-120).
Милованова Ю.А. приняла участие в судебном заседании. Представитель Филиала БУ ОО "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг САО г. Омска" в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил, об отложении дела слушанием не просил, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, сочла возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (ч. 1 статьи 327.1 ГПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность судебного постановления, исходя из доводов апелляционной жалобы, по имеющимся в деле доказательствам, на соответствие нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, заслушав Милованову Ю.А, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для апелляционного вмешательства не усматривает.
В силу ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту - Правила).
Согласно подп. "д" п. 8 Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения.
Пунктом 20 Правил установлено, что размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты).
Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (пункт 32 Правил).
Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов.
В соответствии со ст. 42 Правил, уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии или осуществляет перерасчет размера субсидии в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней со дня получения всех документов, предусмотренных пунктами 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил.
Согласно п. 14 Правил обязанность по представлению полных и достоверных сведений о своих доходах возложена на гражданина, обратившегося за получением субсидии. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Пунктом 20 Административного регламента, утвержденного Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 28.10.2014 N 164-п, предусмотрено, что для предоставления государственной услуги "Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" предоставляется исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, в том числе документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Одновременно указано, что документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения, предоставляются для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя (п.5 ст. 20 Административного регламента).
Основанием для отказа в предоставлении субсидии является несоответствие заявления и документов, предусмотренных пунктом 20 настоящего Административного регламента, требованиям законодательства (п.п. 2 п.28 Административного регламента, утвержденного Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 28.10.2014 N 164-п).
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Милованова Ю.А. 15.06.2017 обращалась в Филиал БУ ОО "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг САО г. Омска" с заявлением о предоставлении ей и членам ее семьи субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Квартира "... " принадлежит Миловановой Ю.А. на праве собственности.
Распоряжением Филиала БУ ОО "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг САО г. Омска" NZ04 2017-06-15 74 от 22.06.2017 ответчиком было отказано Миловановой Ю.А. в предоставлении субсидии со ссылкой на несоответствие представленных ею документов, предусмотренных п. 20 Административного регламента, требованиям законодательства. Миловановой Ю.А. разъяснена необходимость предоставления полного пакета документов для предоставления субсидии, указано на отсутствие в пакете документов от 15.06.2017 надлежаще заверенного документа, подтверждающего доходы супруга Миловановой Ю.А.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Милованова Ю.А. указала, что в предоставлении субсидии было отказано неправомерно, поскольку в соответствии с изменениями, внесенными абзацем вторым ст. 6 ФЗ от 06.04.2015 г. N82-ФЗ "О несении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части отмены обязанности печати хозяйственных обществ", в п. 5 ст. 2 ФЗ от 08.02.1998 N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", с 07.04.2015 для организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью, отменена печать (за исключением случаев когда такая обязанность предусмотрена федеральным законом).
Разрешая по существу требования Миловановой Ю.А, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно истец, предъявляя заявление о выплате ей субсидии за оспариваемый период 2017 года, не предоставила полный пакет документов, необходимых для разрешения указанного вопроса.
Действительно, приказом ФНС России от 30.10.2015 г. N ММВ-7-11/485@ "Об утверждении формы сведений о доходах физического лица, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.11.2015 N 39848)"утверждена новая форма справки о доходах физического лица, а также порядок ее заполнения, не требующие проставления печати организации на указанной справке.
Однако, суд верно указал, что справка о доходах работника для соцзащиты - это не форма налоговой отчетности в отличие от справки о доходах по форме 2-НДФЛ. Справка формы 2-НДФЛ без печати, как верно указал суд, подается в налоговые инспекции о сведениях о доходах физических лиц и суммах налога, перечисленного в бюджет за отчетный период (соответствующий год), а справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ, которая предъявляется в органы социальной защиты для назначения мер социальной поддержки, должна иметь печать.
Коллегия обращает внимание на то, что унифицированного бланка для оформления справки о доходах для целей получения субсидии по оплате жилья нет. Справку для получения субсидий можно составить как в произвольной форме, так и по форме 2-НДФЛ, вместе с тем, в нормативных документах перечислен ряд показателей, которые нужно отразить в такой справке (вне зависимости от избранного способа): наименование документа ? "справка", исходящий номер, дата составления, информацию о работнике, которому она выдается, сведения о заработной плате за прошедшие шесть календарных месяцев, подпись руководителя или индивидуального предпринимателя, оттиск печати организации или предпринимателя. Справка, заполняемая в свободном формате, должна составляться на бланке фирмы, предприятия.
Пунктом 3.25 Постановления Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст "О принятии и введении в действие Государственного стандарта Российской Федерации" установлено, что оттиск печати заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, а также на иных документах, предусматривающих заверение подлинной подписи. Документы заверяют печатью организации.
ГОСТ Р 6.30-2003 допускает также заверение копий документа печатью, определяемой по усмотрению организации.
Таким образом, печать (при ее наличии) как реквизит документа, является обязательной и подтверждает подлинность подписи должностного лица на документах организации.
Милованова Ю.А. в судебном заседании не отрицала, что такая печать на первичной справке 2-НДФЛ ООО "ЧОП Цербер" ранее была поставлена (л.д. 48), у работодателя супруга имеется и в данном случае её отсутствие на новой справке вызвано не отсутствием печати у данного юридического лица, а иными причинами.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
Перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются в том числе нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 160 ЖК РФ).
Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки может являться, в частности, представление гражданином неполного комплекта документов для получения этих мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, наличие в представленных гражданином документах противоречивых сведений.
Таким образом, распоряжение Филиала БУ ОО "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг САО г. Омска" от 22.06.2017 NZ04 2017-06-15 74 вынесено на законных основаниях, поскольку заявителем не был представлен надлежащий пакет документов, подтверждающих совокупный доход семьи в соответствии с требованиями Правил.
При таком положении доводы апелляционной жалобы о том, что суд неверно истолковал и применил положения действующего законодательства, во внимание не приняты ввиду их несостоятельности.
С учетом приведенных выше нормативных требований ссылки суда на письмо Министерства труда и социального развития Омской области по вопросу применения справки о доходах формы 2-НДФЛ при назначении пособия на ребенка и субсидий, мнение которого по вопросам, содержащимся в письмах, не является разъяснением и нормативным правовым актом и не подлежит официальному опубликованию, о незаконности постановленного судебного акта не свидетельствуют и иные выводы в данном деле, вопреки доводам апелляционной жалобы, не влекут.
Суд первой инстанции установили исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, установилхарактер правоотношений, их содержание и юридическую квалификацию, не нарушил нормы права, их регулирующие.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд должен был руководствоваться нормами права, имеющими большую юридическую силу (приказом ФНС России от 30.10.2015 г. N ММВ-7-11/485@ "Об утверждении формы сведений о доходах физического лица, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме", разъяснительным письмом ФНС России от 17.02.2016 N БС-4-11/2577@), не являются основанием к отмене решения суда, так как законодатель предусмотрел определенный порядок предоставления льгот по ст. 159 ЖК РФ, в частности, предоставления надлежащего и полного пакета документов, что указано в приведенных выше нормативных актах, истец сама не представила полный пакет необходимых документов, то есть не предприняла предусмотренные законом действия для получения льготы в виде субсидии, а это в силу требований Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761, является самостоятельным основанием к вынесению решения об отказе в предоставлении льготы.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по делу.
При таких обстоятельствах, решение суда следует признать законным и обоснованным. Сама по себе иная оценка обстоятельств дела подателем апелляционной жалобы не может служить основанием к отмене правильного по существу решения. Доводы жалобы направлены на субъективное толкование законодательства, на переоценку доказательств и фактических обстоятельств по настоящему гражданскому делу, которые были всесторонне, полно и объективно исследованы судом.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Омска от 02 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.