Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е,
судей Лелекова Н.Г. и Ваулина А.А,
при секретаре Артизанове А.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа "Город
Йошкар-Ола" на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 11 октября 2017 года, которым постановлено:
обязать администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" предоставить Кожиной А. А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Взыскать с администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" в пользу Кожиной А. А. расходы по оплате госпошлины 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Ваулина А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кожина А.А. обратилась в суд с иском к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", в котором просила возложить на ответчика обязанность предоставить ей жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование иска указала, что относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Министерства образования и науки Республики Марий Эл от
21 июня 2013 года N "... " Кожина А.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. До настоящего времени истец жильем не обеспечен.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Кожиной А.А, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. В жалобе отмечает, что истцом не представлены доказательства нарушения ответчиком его прав, не указано, в чем именно выразились допущенные нарушения. Полагает, что администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку обязанность по осуществлению государственных полномочий по обеспечению специализированными жилыми помещениями граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Полагает, что предоставление Кожиной А.А. специализированного жилого помещения нарушит права иных лиц указанной категории, поставленных на учет для обеспечения жильем из специализированного жилищного фонда ранее истца.
В возражении на апелляционную жалобу Кожина А.А. приводит доводы в пользу решения суда, считает его законным и обоснованным, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа "Город
Йошкар-Ола" - без удовлетворения.
Выслушав объяснения Кожиной А.А. и ее представителя
Соловьева В.О, просивших решение суда оставить без изменения, обсудив доводы жалобы и возражений, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 1).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены вышеуказанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй пункта 1).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях
(абзац третий пункта 1).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Республики Марий Эл от 28 апреля 2014 года N 13-З "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (далее - Закон Республики Марий Эл N 13-З) Республика Марий Эл передала органам местного самоуправления для осуществления отдельные государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, включая: формирование муниципального специализированного жилищного фонда, состоящего из жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; формирование муниципального списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; установление факта возможности или невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях; заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров найма специализированных жилых помещений; выявление в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и принятие решений о заключении договоров найма специализированных жилых помещений на новый срок; принятие решений об исключении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма в отношении данных жилых помещений в установленном порядке; заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма жилых помещений; осуществление контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Пунктом 2 статьи 1 Закона Республики Марий Эл N 13-З предусмотрено, что порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлен Законом Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года N 79-З "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон Республики Марий Эл N 79-З).
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона Республики Марий Эл
N 79-З специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления на основании договора найма специализированного жилого помещения, заключаемого сроком на пять лет.
Из дела видно, что Кожина А.А, "дата" рождения, относится к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца - Кожина Н.В. заочным решением
Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 17 декабря 2001 года лишена родительских прав в отношении дочери - Кожиной А.А, умерла 20 мая 2008 года. Сведения об отце истца внесены в свидетельство о рождении со слов матери.
Кожина А.А. зарегистрирована в жилом помещении по адресу: "... ".
Решением Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 21 июня 2013 года N "... " Кожина А.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, однако до настоящего времени соответствующим жильем она не обеспечена.
Приняв во внимание вышеприведенное правовое регулирование, фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования Кожиной А.А.
Обязанность обеспечить истца специализированным жилым помещением лежит на администрации городского округа "Город
Йошкар-Ола", поэтому именно названный орган местного самоуправления в рассматриваемом случае является надлежащим ответчиком по делу. Доводы апелляционной жалобы об обратном противоречат Закону Республики
Марий Эл N 13-З, наделившему органы местного самоуправления государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда.
Ни Федеральный закон N 159-ФЗ, ни Закон Республики Марий Эл N 79-З не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, имеет целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
В связи с этим доводы жалобы о том, что исполнение обжалуемого решения может нарушить права иных лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, а также на отсутствие соответствующего финансирования судебной коллегией отклоняются.
Решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 11 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи Н.Г.Лелеков
А.А.Ваулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.